Практическое применение игровой терапии, центрированной на ребенке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое применение игровой терапии, центрированной на ребенке



 Игровой терапевт, центрированный на ребенке, сосредотачивается на внутренней сущности личности ребенка, т. е. на том, кем ребенок может стать, а не на том, кем он привык быть в прошлом. В игровой терапии внимание фокусируется на детях, а не на проблемах, которые привели их к психологу. По существу, для установления терапевтических отношений с детьми, знание их проблем совсем необязательно, оно может даже помешать.

Несоответствие между Я-концепцией и опытом ребенка естественным образом приведет к неадекватному поведению, получившему название «неприспособленность», которую следует рассматривать в контексте развивающихся терапевтических отношений. Процесс игровой терапии создает для детей среду, способствующую прорабатыванию таких несоответствий, - дети получают подтверждение собственной потребности в росте и самореализации.

Формулируя психотерапевтические цели игровой терапии, центрированной на ребенке, следует принимать во внимание вероятную неспособность к адаптации. Так же, как в клиентоцентрированной терапии, обычно избегают постановки диагноза, считается, что определение специальных психотерапевтических целей противоречит естественности и раскрепощенности терапевтического процесса. Дети находятся в состоянии постоянного изменения и непрерывного развития, и их можно считать главными вершителями внутренних перемен. Таким образом, терапевтический процесс заключается не в постановке перспективных целей и соответствующем лечении, а в обсуждении роста и перемен на основе внутренней референтной системы развивающегося индивида. Когда этот процесс действительно центрирован на ребенке, терапия и терапевтические цели зависят не от терапевта, а от ребенка. Я-концепция ребенка и его восприятие других людей начинает меньше зависеть от установок окружающих, что позволяет ребенку обрести веру в свои силы и способность управлять собой. Научившись «владеть» собственными чувствами и поступками, ребенок ощущает себя более сильным и гибким.

Центральной гипотезой, определяющей направление работы терапевта, является неколебимая уверенность в способности ребенка к росту и управлению своим поведением. Установление специфических психотерапевтических задач противоречило бы этой уверенности. Цели терапии предполагают, что терапевт знает, каким должен быть ребенок, и располагает техниками, которые помогут сделать его именно таким. Игровой терапевт не обладает достаточной мудростью, позволяющей ему знать, где следует находиться другому человеку или над чем этот человек должен работать и к чему стремиться. Кроме того, ребенок лучше всех знает, на чем следует сосредоточиться в игровой комнате. Как может ребенок научиться управлять своими поступками, если кто-то управляет даже его игрой? Психотерапевтические цели, сформулированные на основании диагноза, обычно приводят к тому, что терапевт концентрируется на целях. Такой подход оказывается значительно более структурированным и накладывает ограничения на творческий потенциал ребенка и на систему терапевтических отношений». (Ландрет, Суитни)

В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто упускается из виду, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста и присутствие взрослого, который его понимает и поддерживает, чтобы ребенок мог осознать свои внутренние силы. В фокусе игровой терапии, центрированной на ребенке, находится личность, а не проблема, основное внимание уделяется тому, чтобы облегчить усилия ребенка, направленные на преодоление проблем, которые могут, как в настоящем, так и в будущем, влиять на его жизнь. В этом смысле цель игровой терапии, центрированной на ребенке, состоит в том, чтобы помочь ему:

                                            

1. выстроить позитивную Я-концепцию;

2. научиться отвечать за свои действия и поступки;

3. научиться самоконтролю;

4. научиться принимать самого себя;

5. в большей степени полагаться на самого себя;

6. выработать способность к самостоятельному принятию решений;

7. научиться контролировать ситуацию;

8. научиться преодолевать трудности;

9. выработать внутренний источник оценки;

10. обрести веру в самого себя.

Формулировка целей в таком общем виде позволяет ребенку решить, над какой конкретной проблемой ему хотелось бы поработать. Подобные специфические проблемы чаще всего и составляют существо дела. Важно подчеркнуть, что это выбор ребенка, а не результат предложений, инструкций или намеков терапевта. Терапевт не является авторитетом, решающим, что лучше для ребенка, о чем ему следует думать или какие чувства испытывать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.004 с.)