Терапевтическое установление ограничений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапевтическое установление ограничений



Ограничения существуют в любой системе отношений. Человеческий организм может свободно расти и развиваться в пределах собственных потенциальных возможностей, талантов и структур. В психотерапии должно быть сочетание свободы и порядка, если мы хотим, чтобы дети, с которыми мы работаем, актуализировали свой потенциал. Ограничение составляет один из аспектов жизненного опыта, который определяет, характеризует и выделяет рамки терапевтических отношений. Ограничение является формой или структурой непосредственных взаимоотношений. Это относится не только к уникальной форме; здесь скорее имеется в виду возможность роста и развития ребенка, чем наложение запретов... В терапевтических отношениях ограничения задают границы, структуру, в рамках которой может происходить рост. Ограничения определяют границы терапевтических отношений.

Установление ограничений может преследовать следующие цели:

· Ограничения позволяют гарантировать физическую и эмоциональную безопасность ребенка.

· Ограничения способствуют развитию у детей способности к принятию решений, управлению поведением и выработке чувства ответственности.

· Ограничения связывают игровые занятия с реальностью.

· Ограничения свидетельствуют о стремлении терапевта обеспечить безопасность ребенка.

· Ограничения помогают сохранить профессиональные, этические и юридические отношения.

· Ограничения позволяют сохранить оборудование игровой комнаты.

· Ограничения позволяют терапевту положительно относиться к ребенку и принимать его.

· Ограничения позволяют ребенку выразить негативные чувства, не причиняя никому вреда; поэтому у него не возникает страха перед возмездием.

· Ограничения являются основой стабильности и состоятельности.

Дозволенность является ключевым элементом терапевтического процесса в игровой терапии. Тем не менее отношения в игровой комнате не могут строиться только на дозволенности. Детям не разрешается делать все, что им заблагорассудится. Работая с ребенком, игровой терапевт должен создать заранее определенную структуру, которая очертит границы отношений. Следует накладывать безоговорочные ограничения на следующие типы поведения: 1) поступки, мешающие терапевтическому процессу (ребенок то и дело выходит из комнаты или хочет продолжить игру после того, как время истекло); 2) повреждение игровой комнаты или материалов; 3) стремление унести игрушку из игровой комнаты; 4) социально неприемлемое поведение; и 5) неприемлемое выражение чувств.

При всей важности терапевтических ограничений, их следует устанавливать только по мере необходимости. Если в самом начале игрового занятия предъявить ребенку длинный список запрещенных действий, это, видимо, не вдохновит его на самоисследование и самовыражение. Когда детям предоставляется возможность для эмоциональной экспрессии, процесс обучения и роста идет более интенсивно. Предварительная лекция об ограничениях, несомненно, помешает этому процессу.
Когда в процессе занятия возникает потребность в ограничениях, терапевту следует занять однозначную и твердую позицию. Это необходимо для того, чтобы у ребенка не создавалось впечатления, что его наказывают. Очевидно, что роль терапевта - не родительская, не авторитарная; он помогает, но структурирует ситуацию. Кроме того, ограничения должны носить специфический, а не общий характер (обобщение приводит к расплывчатости границ); они должны быть глобальными, а не условными (условные ограничения путают ребенка и могут привести к борьбе за власть); терапевт способен заставить ребенка соблюдать эти ограничения. Лэндрет и Суини отмечают: «Поскольку границы детерминированы изначально, игровой терапевт должен быть твердым и, таким образом, предсказуемым в установлении ограничений. Подобная твердость и предсказуемость помогут ребенку чувствовать себя в безопасности. Именно внутри этой структуры чувство дозволенности важнее реальной дозволенности. Когда возникает необходимость в установлении ограничений, в центре внимания оказывается стремление ребенка сломать эти ограничения, поскольку игровая терапия, центрированная на ребенке, имеет дело с такими внутренними переменными, как мотивация, самовосприятие, независимость, потребность в принятии и построение отношений со значимым взрослым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.007 с.)