Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозные воззрения балтийских славянСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование крупных славянских племенных союзов неизбежно приводило к возникновению в их границах и общих верований, тем более что в создании объединений, так или иначе, участвовало всё население территорий. Мощное влияние местных культов на жизнь вендов подтверждается свидетельствами средневековых источников о высоком социальном статусе славянских жрецов и колоссальном авторитете племенных религиозных центров. Храм в Ретре, например, по отзыву епископа Мерзебургского Титмара, «пользовался чрезвычайным уважением со стороны всех славян». Как в любом язычестве, в балтийско-славянском присутствовали божества разного уровня и различных функций: боги и богини местного и общеславянского значения, мелкие божки полей, лесов и вод. «У славян, - сообщает Гельмольд, - имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обрядов». Историки считают, что существенные различия в верованиях были следствием разного этнического происхождения различных групп балтийских славян. Так, почитание дубовых рощ у вагров связывается исследователями с влиянием на вендов религиозных традиций германцев и кельтов, хотя почитание дуба было характерно в древности для многих индоевропейских народов. Культы наиболее значительных вендских богов носили воинственный характер, о чем свидетельствуют сообщения немецких и датских писателей, отмечающих обилие в языческих святилищах славян оружия, доспехов, боевых коней и знамён. Таковыми были культы Сварожича у вильцев, Святовита и Ругевита у руян, наконец, Перуна, почитавшегося настолько широко, что вплоть до ХVIII в. его имя сохранялось у полабов в названии четверга (Перундан). Это неудивительно, если учитывать древность этого божества грозы, молнии и грома, почитавшегося под сходными именами у значительной части индоевропейских племён (индийский Парджанья, кельтский (Р) еrkunio, балтский Перкунас-Перконс и т.д.). Ряд мужских и женских божеств славянского Поморья имел подчеркнуто функциональный характер: бог ратарей и бодричей Радегаст покровительствовал торговле, гаволянский Яровит, которого символизировал блестящий золотой щит, даровал жизненную силу. Заботу о плодородии венды возлагали и на женские божества, среди которых наиболее известны исследователям полабская Жива, культ которой восходит к индоевропейской архаике и Подага, особо почитавшаяся в Вагрии. Языческие святилища балтийских славян заметно разнились в зависимости от областей своего расположения. Некоторые культовые места размещались под открытым небом, где вендские боги, по выражению Гельмольда, «населяли леса и рощи», но многие имели храмовые постройки, распространённые преимущественно в землях лютичей и на о. Рюген. Ближайшими аналогами таких храмов являются, по мнению немецкого археолога Й. Херрмана, кельтские святилища Центральной Европы начала I тысячелетия н.э. Датчанин Саксон Грамматик (ХII в.), оставивший описание арконского храма, рассказывает: «Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой. Внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя - из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твердой стеной, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали ко внешней ограде лишь немногими арками и кровлей». Характерной чертой, присущей изваяниям вендских божеств, была их многоглавость, отражавшая, вероятно, представления об их различных ипостасях. «Многих богов, - пишет Гельмольд, - они (славяне) вырезают с двумя, тремя и больше головами». Подобным образом выглядели скульптурные изображения четырёхголового Святовита и семиликого Ругевита в рюгенских святилищах, а также кумир бога Триглава в поморянском Щетине. На каждом изваянии славянские мастера вырезали имя божества. Подобная традиция является, по мнению специалистов, результатом усвоения славянами кельтского духовного наследия, которое прослеживается также в погребальной обрядности вендов. Различные религиозные представления, находившие отражение в способах погребения умерших, обусловили использование балтийскими славянами как практики трупосожжения, так и обряда трупоположения, причём, в отличие от кремации, широко распространённой у индоевропейцев, ингумацию в Южно-Балтийском регионе применяли в I тысячелетии н.э. в основном языческие кельты и славяне. Несмотря на обилие богов, наделяемых различным уровнем могущества и «властных полномочий», высшую, космическую власть венды отождествляли, по-видимому, со Сварогом (инд. «сварга» - небо). «Они, - отмечает немецкий хронист, - признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, что другие боги, повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности». Эти сведения согласуются с данными византийского автора VI в. Прокопия Кесарийского о том, что славяне признают какого-то высшего бога: «Они считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми…». Тот же автор в качестве характерной особенности славяно-антского язычества называет отрицание фатума и веру в судьбу-фортуну. У балтийских же славян эти понятия в значительной степени переплетались, что привело к распространению у них практики гаданий: «При помощи священного коня они ищут подтверждения выброшенным жребиям, по которым сперва уже что-нибудь разузнали. И если в том и другом случае окажется одинаковое предзнаменование, замышляемое дело приводится в исполнение, а если нет, то народ с печалью отказывается от задуманного предприятия». Таким образом, как заметил А.Г. Кузьмин, признавая божественное предопределение, венды считали возможным «нейтрализовать» его путём отказа от задуманного. С началом немецкого завоевания территорий Южной Балтики, сопровождавшегося принудительной христианизацией местного населения, славяне станут яростно сопротивляться деятельности католических миссионеров. Восстания вендов против своих поработителей будут проходить под знамёнами языческих богов и девизом восстановления веры предков. Однако исследователи отмечают, что стойкая неприязнь балтийских славян к христианским институтам распространялась только на латинский клир, несший им иноземный гнёт; достаточно терпимо они относились к представителям ирландской и византийской церквей, именовавшимися в Европе «греками»: «Город Юмна (Волин), - весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг» - сообщает Адам Бременский. И далее: «Равным правом на жительство (в городе) обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства». Стойкая приверженность балтийских славян своим племенным культам, существование которых прекратится лишь с окончательной утратой вендами независимости, надолго останется в памяти европейцев. В XVI в. географ Герард Меркатор, в статье, посвященной о. Рюген, напишет: «На острове том живали люди идолопоклонники, рены (раны) или рутены именуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христианскую веру».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.006 с.) |