индивидуалистическое учение об обществе и государстве Т. Гоббса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

индивидуалистическое учение об обществе и государстве Т. Гоббса



 

Крупнейший английский философ Томас Гоббс (1588-1679) распространяет на общество идеи атомизма и номинализма. Он понимает общество как систему атомарных индивидов. Вслед за Макиавелли он видит в человеке эгоистичную натуру, которую также отличает агрессия и минимальная зависимость от моральных норм в достижении личных целей. Из этого он делает важный вывод: «Человек человеку волк». Кроме того, он хочет избежать «войны всех против всех», которая может привести к разрушению общества.

Если Макиавелли видит предотвращение такой ситуации в не подлежащих ограничениям морали полномочиям и действиям правителя, то Гоббс предлагает другое решение. Оно заключается в том, что сами индивиды, понимая опасность безграничной воли каждого члена общества в обеспечении своих целей, заключают между собой общественный договор и создают орган, которому в целях обеспечения личной безопасности и охраны частной собственности передают полномочия над всеми индивидами.

Этот орган – государство, которое Гоббс называет Левиафаном. Так звали известное библейское чудовище, которое изображалось как сила природы, способная принизить человека и его значение в окружающем мире. Этот символический образ Гоббс использовал для описания силы и могущества государственной машины.

 

Философия Нового времени:

Учение о предустановленной гармонии Г. Лейбница

 

Крупный немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1746) интересен прежде всего учением о предустановленной гармонии. В этом оригинальном учении мир рассматривается как место, где рассыпаны монады (люди, животные, растения и др.), которые взаимодействуют через Бога. Монады самостоятельны, активны, самодостаточны, но запрограммированы на взаимодействие. Все монады движутся к одной цели, поставленной Богом – высшей монадой. Это означает, что каждая монада, как музыкант в большом оркестре, «играет по нотам» свою индивидуальную партию, вследствие чего возникает гармония в мире. Главный вывод, который делает Лейбниц, состоит в утверждении, что мы живем «в лучшем из миров», в мире, где благой Бог как математик всё устроил наилучшим образом.

 

 

Философия Просвещения: общая характеристика

И основные представители

 

Выделение эпохи Просвещения связано с тем, что в ней более ярко и жестко заострялись некоторые идеи Нового времени.

Просвещение – особое идейное и культурное течение, оформившееся в Западной Европе в конце XVII – начале XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, И. Гердер, Т. Лессинг и др.). В России идеи Просвещения разделяли прежде всего М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и Л.Н. Толстой.

Название эпохи связано с ее главной идеей – решение общественных проблем состоит в просвещении народа. Радикальное средство совершенствования общества и человека виделось в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека.

Эпоху Просвещения называют еще эпохой Разума, что объясняется культом человеческого разума и прежде всего культом научного разума – уверенности в безграничных возможностях науки, в которой разум не имеет никаких ограничений; при этом существует проблема достоверности знания.

Девиз Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» При этом считается, что разум у всех людей одинаков.

Критика традиционной религии и особенно Церкви и замена ее религией Разума. И вообще критическое отношение к предшествующим эпохам.

Повышается критичность ко всему, не прошедшему проверку на разумность.

Мир видится гармоничным целым (идея Лейбница), доверие Богу и человеку. А все проблемы связаны с искажением человеком божественных законов.

Вера в переустройство мира на разумных основаниях.

В раннем Просвещение господствовало представление о том, человек от природы добр (что противоречило не только представлениям средних веков, но и раннего Нового времени), а порок – следствие несовершенства общества, неблагоприятного воздействия общественной среды, недостаточного воспитания. Это одно из положений социоцентризма – мировоззрения, согласно которому человек является податливым слепком окружающих его общественных условий. Т.е. то, каким станет человек, зависит не от генов, а от того, кто его воспитывает и обучает.

Однако поздние просветители, постепенно убеждаясь в том, что общество – «народ» – плохо поддается просветительскому и воспитательному воздействию, допускали применение насилие в целях улучшения общественной жизни.

Пожалуй, единственной новой идеей этой эпохи является идея прогресса, критерием которого называлось постепенное накопление знаний, постепенное восхождение человека, познание божественных законов. Эти достижения реализуются в исторической деятельности человечества, преобразуя мир в лучшую сторону. Позднее в число критериев прогресса были добавлены такие признаки, как рационализация различных сфер общественной жизни, индустриализация, урбанизация.

 

Дополнительная литература

 

Дугин А.Г. Философия Нового времени // https://www.youtube.com/watch?v=d6F6xqs8yd8&list=PL6fVHt5qOpOYALlyz6yJBRQl6yPpmvOqW.

Панычик А.В. и др. Сакральность познания: дескрипторы научного мышления // https://doi.org/10.1051/shsconf /20197204011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.005 с.)