Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
индивидуалистическое учение об обществе и государстве Т. Гоббса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крупнейший английский философ Томас Гоббс (1588-1679) распространяет на общество идеи атомизма и номинализма. Он понимает общество как систему атомарных индивидов. Вслед за Макиавелли он видит в человеке эгоистичную натуру, которую также отличает агрессия и минимальная зависимость от моральных норм в достижении личных целей. Из этого он делает важный вывод: «Человек человеку волк». Кроме того, он хочет избежать «войны всех против всех», которая может привести к разрушению общества. Если Макиавелли видит предотвращение такой ситуации в не подлежащих ограничениям морали полномочиям и действиям правителя, то Гоббс предлагает другое решение. Оно заключается в том, что сами индивиды, понимая опасность безграничной воли каждого члена общества в обеспечении своих целей, заключают между собой общественный договор и создают орган, которому в целях обеспечения личной безопасности и охраны частной собственности передают полномочия над всеми индивидами. Этот орган – государство, которое Гоббс называет Левиафаном. Так звали известное библейское чудовище, которое изображалось как сила природы, способная принизить человека и его значение в окружающем мире. Этот символический образ Гоббс использовал для описания силы и могущества государственной машины.
Философия Нового времени: Учение о предустановленной гармонии Г. Лейбница
Крупный немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1746) интересен прежде всего учением о предустановленной гармонии. В этом оригинальном учении мир рассматривается как место, где рассыпаны монады (люди, животные, растения и др.), которые взаимодействуют через Бога. Монады самостоятельны, активны, самодостаточны, но запрограммированы на взаимодействие. Все монады движутся к одной цели, поставленной Богом – высшей монадой. Это означает, что каждая монада, как музыкант в большом оркестре, «играет по нотам» свою индивидуальную партию, вследствие чего возникает гармония в мире. Главный вывод, который делает Лейбниц, состоит в утверждении, что мы живем «в лучшем из миров», в мире, где благой Бог как математик всё устроил наилучшим образом.
Философия Просвещения: общая характеристика И основные представители
Выделение эпохи Просвещения связано с тем, что в ней более ярко и жестко заострялись некоторые идеи Нового времени. Просвещение – особое идейное и культурное течение, оформившееся в Западной Европе в конце XVII – начале XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, И. Гердер, Т. Лессинг и др.). В России идеи Просвещения разделяли прежде всего М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и Л.Н. Толстой. Название эпохи связано с ее главной идеей – решение общественных проблем состоит в просвещении народа. Радикальное средство совершенствования общества и человека виделось в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. Эпоху Просвещения называют еще эпохой Разума, что объясняется культом человеческого разума и прежде всего культом научного разума – уверенности в безграничных возможностях науки, в которой разум не имеет никаких ограничений; при этом существует проблема достоверности знания. Девиз Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» При этом считается, что разум у всех людей одинаков. Критика традиционной религии и особенно Церкви и замена ее религией Разума. И вообще критическое отношение к предшествующим эпохам. Повышается критичность ко всему, не прошедшему проверку на разумность. Мир видится гармоничным целым (идея Лейбница), доверие Богу и человеку. А все проблемы связаны с искажением человеком божественных законов. Вера в переустройство мира на разумных основаниях. В раннем Просвещение господствовало представление о том, человек от природы добр (что противоречило не только представлениям средних веков, но и раннего Нового времени), а порок – следствие несовершенства общества, неблагоприятного воздействия общественной среды, недостаточного воспитания. Это одно из положений социоцентризма – мировоззрения, согласно которому человек является податливым слепком окружающих его общественных условий. Т.е. то, каким станет человек, зависит не от генов, а от того, кто его воспитывает и обучает. Однако поздние просветители, постепенно убеждаясь в том, что общество – «народ» – плохо поддается просветительскому и воспитательному воздействию, допускали применение насилие в целях улучшения общественной жизни. Пожалуй, единственной новой идеей этой эпохи является идея прогресса, критерием которого называлось постепенное накопление знаний, постепенное восхождение человека, познание божественных законов. Эти достижения реализуются в исторической деятельности человечества, преобразуя мир в лучшую сторону. Позднее в число критериев прогресса были добавлены такие признаки, как рационализация различных сфер общественной жизни, индустриализация, урбанизация.
Дополнительная литература
Дугин А.Г. Философия Нового времени // https://www.youtube.com/watch?v=d6F6xqs8yd8&list=PL6fVHt5qOpOYALlyz6yJBRQl6yPpmvOqW. Панычик А.В. и др. Сакральность познания: дескрипторы научного мышления // https://doi.org/10.1051/shsconf /20197204011.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.011 с.) |