Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дедуктивный метод и рационализм, учение о «врожденных идеях»)

Поиск

 Потребность в новой науке, как говорят в таких случаях, витала в воздухе. И, как было показано выше, Ф. Бэкон приложил все свои недюжинные усилия для ее создания, прежде всего расчистив площадку для ее строительства от устаревших элементов.

Одновременно возникла и потребность в новой философии. И первым, кто уловил это и приступил к ее созданию, был французский философ, математик и ученый Рене Декарт (1596-1650). Он так же, как и Ф. Бэкон, стремится освободить философию от всяких предвзятых авторитетов. Как всегда в таких случаях, для начала строительства нового необходимо было что-то взять за основу, за идеал нового – чаемого – философского знания. И имея прекрасное математическое образование, он увидел именно в математике образец ясного и точного знания. Кто знает и любит математику, может его понять. Исходя из этого, также можно понять его страдания, которые он испытывал, видя разнообразие взглядов в тогдашней философии и науке.

А дальше происходят события, на которые я намекал выше, говоря о том, какие необычные во всех отношениях люди стояли у истоков новой философии и науки. Он дает обет (обязательство, принимаемое человеком добровольно из религиозных побуждений) предпринять путешествие на богомолье (паломничество) в Лоретто в Италии, где находится Дом Божией Матери, если Богородица поможет ему в его планах. И помощь пришла, так как в 1624 г. он совершает обещанное паломничество.

Ему приходит ответ, с помощью которого Декарт открывает «основы чудесного знания». В этом видении, голос свыше призывает его преобразовать философию. И у Декарта окончательно созревает план перестроить всё знание на новых и бесспорных (как в математике) основаниях. Особо следует подчеркнуть, что на эту задачу обновления философии и науки он смотрит теперь как на высшее назначение всей своей жизни, как на божественное призвание.

Некоторые историки философии справедливо сравнивают в этом отношении Декарта с преобразователем древней философии – натурфилософии досократиков – Сократом, который также смотрел на свое дело как на божественную миссию.

Декарт обоснованно считает творцом новой философии – нового взгляда мир. Лишь немногим среди философов действительно удалось коренным образом изменить весь взгляд на существующее, на весь состав мира, на его основные законы и свойства. В истории философии обычно наблюдается совсем другой факт: сменяющие друг друга философские теории лишь различным способом объясняют одну и ту же действительность, представление о которой в его основных чертах утвердилось однажды навсегда. Иными словами, картина мира не меняется, меняются лишь комментарии к ней. Основные черты античного взгляда на мир мало изменились в средние века, а в эпоху Возрождения, как уже отмечалось, имела место интересная комбинация идей и античности, и средневековья.

Если до Декарта господствовала идея ограниченности Вселенной в пространстве и ее замкнутости, в раз навсегда утвержденных пределах, то после него появляется убежденность в бесконечности мира. Следует особо отметить, что обе точки зрения невозможно проверить опытным путем. Т.е., они являются равноценными гипотезами. Но вот почему-то одна гипотеза заменяется на другую.

Если прежде явления природы объясняли из взаимодействия различных стихий и противопоставляли два мира – мира небесного, состоящего из эфира, и мира земного, состоящего из четырех менее качественных стихий, то теперь возникла убежденность в единстве вещества на земле и на небе, которое обладает одинаковыми свойствами и подчиняется одним законам.

Если прежде различия вещей объяснялись их качествами, то теперь возникла убежденность в том, все качественные различия вещей зависят от чисто количественных различий в массе, расположении и движении частиц вещества, внутренне однородных. Это одна из главных идей атомизма.

Раньше искали объяснение вещей в тех целях, которые они осуществляют в своем бытии и которые как бы изнутри движут их развитием (целевые причины по Аристотелю), стремясь к определенной цели. Это главное положение телеологии – учения о том, что развитие происходит в результате стремления к какой-то конечной цели. После Декарта философы совершенно серьезно хотят обойтись без идеи о целесообразности даже при обсуждении действий человека и животных.

Декарт дает новый ответ и на вопрос: «Что первично – дух или материя, сознание или бытие?»

Учение о первичности духа или сознания называется идеализмом. Учение, дающее противоположный ответ, – материя или бытие первично, называется материализмом. В предшествующей философии практически безраздельно господствовал идеализм. Эпоха материализма начнется только в второй половине XIX в., когда победят материалистические идеи. Идеализм и материализм относятся к монистическим учениям, так как в основе мира кладется одно из начал – духовное или материальное. Отсюда возможны два варианта монизма.

Декарт считает, что в основе мира лежат два независимых начала – сознание и материя. Такое учение получило название дуализма. Поэтому весь мир является единством двух субстанций – res cogens (мыслящей) и res extence (протяженной). Человек является единства мыслящей души и протяженного тела. Вся природа лишена духа, т.е. становится бездуховной. Мир начинает пониматься как механизм. Это касается и животных, которые рассматриваются как сложные механизмы. Пройдет около ста лет, и французский философ Ж. Ламетри напишет труд «Человек-машина» (1748), где и человек будет впервые рассматриваться как механизм.

Декарт начинает строить новую философию с сомнения во всем, о чем говорила и во что верила прежняя философия и наука. В основе античной философии лежит удивление (перед миром), средневековой философии – вера в Бога. Но в чем можно не сомневаться, на чем можно строить новое философское знание? Этим у Декарта оказывается мыслящее «Я». Это то, в чем он считает невозможным усомниться. Отсюда рождается его знаменитый афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую».

Отсюда вытекает п ринцип субъективной достоверности, который означает установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных; сомнение должно расчистить почву для постройки культуры рациональной, т.е. культуры, в которой ничто не будет восприниматься на веру. Это является показателем возросшей уверенности человека в своих интеллектуальных возможностях, более высокого уровня человеческого «Я», уверенности познавать мир без влияния авторитетных мнений.

Всё это вписывается в процесс ментального освобождения человека сначала от ограничений природы. Это освобождение происходит в средневековье, однако за счет замены этой зависимости зависимостью от веры в Бога. В эпоху Возрождения начинается высвобождение человека от веры в Бога, а в Новое время многом и от последнего, переходя к деистскому пониманию Бога, т.е. такого Бога, который является только творцом мира, переставшего вмешиваться в дела людей. И Ф. Бэкон, и Р. Декарт предлагают не останавливаться на этом, а преодолевать также зависимость от авторитетов (идолов театра у Бэкона). Это объединяет обоих мыслителей.

В отличие от эмпирика Ф. Бэкона, опирающегося в познании на опыт (наблюдение и эксперимент) он является рационалистом, который считает возможным доверять только собственному разуму, а не чувствам, являющимся источником опыта. Другое отличие состоит в использовании им не индукции, страстным сторонником которой был Ф. Бэкон, а дедукции.

Дедукция (с лат. «выведение из») – метод движения познания от общих положений (обобщений) к частным фактам.

Научный метод познания Декарта включает четыре этапа или правила.

1. Начинать с простого и очевидного.

2. Путем дедукции получать более сложные высказывания.

3. Действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т.е. сохранять непрерывность цепи умозаключений.

4. Критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них.

Самое первое правило представляет немалую трудность, так как у людей может быть разное видение того, что является простым и очевидным.

Однако важно то, что, как и эмпирический метод Ф. Бэкона, рациональный метод Декарта призван сделать людей «господами природы». У обоих философов цель одна, но они предлагают различные пути по ее достижению. И это нормальное положение дел в философии.

Философия – это интеллектуальный поиск, это, как я уже говорил, выработка мыслей и идей, которые после инсталляции сначала в сознание правящей элиты, а затем в массовое сознание, порождает определенные культурные и общественные явления, процессы и объекты. Т.е., философы создают определенные идеи, а потом уже другие люди их воплощают на практике.

Учение о «врожденных идеях». Важную роль в философии Декарта играет учение о «врожденных идеях», призванное ответить на вопрос об источниках достоверного и общезначимого (значимого для всех людей) знания.

Декарт выделяет три класса идей:

1. Идеи, получаемые каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, например, идея Солнца.

2. Идеи, которые образуются в человеческом уме на основе идей первого класса. Они могут быть как фантастическими, так и более реалистическими в зависимости от компетенции познающего субъекта и других факторов. Например, есть разные идеи относительно того, чем является Солнце. Так, распространено представление о том, что Солнце – это огненный шар, на поверхности которого 6000° С. А есть другая идея о том, что Солнце – это полое пространство.

3. «Врожденные идеи», которые играют наиболее важную и даже решающую роль в познании. К этим идеям практически невозможно прийти, опираясь на идеи первого и второго класса идей. Однако без этих идей в принципе нельзя обойтись в познании.

И в этой части своего учения Декарт присоединяется к традиции, идущей от Платона и продолженной Августином. Согласно Платону, познание идей происходит в процессе воспоминания души. У Августина познание происходит интуитивным способом, т.е. тоже без участия органов чувств, когда сверхъестественный свет (как иллюминация) даруется верующему человеку Богом, помогая постижению важнейших мировоззренческих идей.

Отличие позиции Декарта состоит в том, то, как и у Августина, познание этих идей происходит тоже с помощью интеллектуальной интуиции, однако носящей естественный характер. К отличительным признакам «врожденных идей» он относит: полную независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость и простоту, свидетельствующие о независимости от воли самого человека.

К числу «врожденных идей» Декарт причисляет такие идеи, как существование, единство, длительность и др. Высшей и решающей для всякого познания идеей является идея Бога. Проще говоря, «врожденные идеи» – это наиболее важные для познания идеи, вложенные в человека Богом при его сотворении. Как пишет Декарт, идея Бога «рождена и произведена вместе со мной тогда, когда я был создан, подобно идее обо мне самом».

Можно привести такую аналогию: устанавливая операционную систему, в ней уже содержатся различные, крайне необходимые для работы ПК программы и драйвера, например, проигрыватель Windows Media.

Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме как готовые, автоматические ясные чуть не с рождения человека. В действительности врожденность означает только предрасположенность, склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.008 с.)