Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дедуктивный метод и рационализм, учение о «врожденных идеях»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребность в новой науке, как говорят в таких случаях, витала в воздухе. И, как было показано выше, Ф. Бэкон приложил все свои недюжинные усилия для ее создания, прежде всего расчистив площадку для ее строительства от устаревших элементов. Одновременно возникла и потребность в новой философии. И первым, кто уловил это и приступил к ее созданию, был французский философ, математик и ученый Рене Декарт (1596-1650). Он так же, как и Ф. Бэкон, стремится освободить философию от всяких предвзятых авторитетов. Как всегда в таких случаях, для начала строительства нового необходимо было что-то взять за основу, за идеал нового – чаемого – философского знания. И имея прекрасное математическое образование, он увидел именно в математике образец ясного и точного знания. Кто знает и любит математику, может его понять. Исходя из этого, также можно понять его страдания, которые он испытывал, видя разнообразие взглядов в тогдашней философии и науке. А дальше происходят события, на которые я намекал выше, говоря о том, какие необычные во всех отношениях люди стояли у истоков новой философии и науки. Он дает обет (обязательство, принимаемое человеком добровольно из религиозных побуждений) предпринять путешествие на богомолье (паломничество) в Лоретто в Италии, где находится Дом Божией Матери, если Богородица поможет ему в его планах. И помощь пришла, так как в 1624 г. он совершает обещанное паломничество. Ему приходит ответ, с помощью которого Декарт открывает «основы чудесного знания». В этом видении, голос свыше призывает его преобразовать философию. И у Декарта окончательно созревает план перестроить всё знание на новых и бесспорных (как в математике) основаниях. Особо следует подчеркнуть, что на эту задачу обновления философии и науки он смотрит теперь как на высшее назначение всей своей жизни, как на божественное призвание. Некоторые историки философии справедливо сравнивают в этом отношении Декарта с преобразователем древней философии – натурфилософии досократиков – Сократом, который также смотрел на свое дело как на божественную миссию. Декарт обоснованно считает творцом новой философии – нового взгляда мир. Лишь немногим среди философов действительно удалось коренным образом изменить весь взгляд на существующее, на весь состав мира, на его основные законы и свойства. В истории философии обычно наблюдается совсем другой факт: сменяющие друг друга философские теории лишь различным способом объясняют одну и ту же действительность, представление о которой в его основных чертах утвердилось однажды навсегда. Иными словами, картина мира не меняется, меняются лишь комментарии к ней. Основные черты античного взгляда на мир мало изменились в средние века, а в эпоху Возрождения, как уже отмечалось, имела место интересная комбинация идей и античности, и средневековья. Если до Декарта господствовала идея ограниченности Вселенной в пространстве и ее замкнутости, в раз навсегда утвержденных пределах, то после него появляется убежденность в бесконечности мира. Следует особо отметить, что обе точки зрения невозможно проверить опытным путем. Т.е., они являются равноценными гипотезами. Но вот почему-то одна гипотеза заменяется на другую. Если прежде явления природы объясняли из взаимодействия различных стихий и противопоставляли два мира – мира небесного, состоящего из эфира, и мира земного, состоящего из четырех менее качественных стихий, то теперь возникла убежденность в единстве вещества на земле и на небе, которое обладает одинаковыми свойствами и подчиняется одним законам. Если прежде различия вещей объяснялись их качествами, то теперь возникла убежденность в том, все качественные различия вещей зависят от чисто количественных различий в массе, расположении и движении частиц вещества, внутренне однородных. Это одна из главных идей атомизма. Раньше искали объяснение вещей в тех целях, которые они осуществляют в своем бытии и которые как бы изнутри движут их развитием (целевые причины по Аристотелю), стремясь к определенной цели. Это главное положение телеологии – учения о том, что развитие происходит в результате стремления к какой-то конечной цели. После Декарта философы совершенно серьезно хотят обойтись без идеи о целесообразности даже при обсуждении действий человека и животных. Декарт дает новый ответ и на вопрос: «Что первично – дух или материя, сознание или бытие?» Учение о первичности духа или сознания называется идеализмом. Учение, дающее противоположный ответ, – материя или бытие первично, называется материализмом. В предшествующей философии практически безраздельно господствовал идеализм. Эпоха материализма начнется только в второй половине XIX в., когда победят материалистические идеи. Идеализм и материализм относятся к монистическим учениям, так как в основе мира кладется одно из начал – духовное или материальное. Отсюда возможны два варианта монизма. Декарт считает, что в основе мира лежат два независимых начала – сознание и материя. Такое учение получило название дуализма. Поэтому весь мир является единством двух субстанций – res cogens (мыслящей) и res extence (протяженной). Человек является единства мыслящей души и протяженного тела. Вся природа лишена духа, т.е. становится бездуховной. Мир начинает пониматься как механизм. Это касается и животных, которые рассматриваются как сложные механизмы. Пройдет около ста лет, и французский философ Ж. Ламетри напишет труд «Человек-машина» (1748), где и человек будет впервые рассматриваться как механизм. Декарт начинает строить новую философию с сомнения во всем, о чем говорила и во что верила прежняя философия и наука. В основе античной философии лежит удивление (перед миром), средневековой философии – вера в Бога. Но в чем можно не сомневаться, на чем можно строить новое философское знание? Этим у Декарта оказывается мыслящее «Я». Это то, в чем он считает невозможным усомниться. Отсюда рождается его знаменитый афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую». Отсюда вытекает п ринцип субъективной достоверности, который означает установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных; сомнение должно расчистить почву для постройки культуры рациональной, т.е. культуры, в которой ничто не будет восприниматься на веру. Это является показателем возросшей уверенности человека в своих интеллектуальных возможностях, более высокого уровня человеческого «Я», уверенности познавать мир без влияния авторитетных мнений. Всё это вписывается в процесс ментального освобождения человека сначала от ограничений природы. Это освобождение происходит в средневековье, однако за счет замены этой зависимости зависимостью от веры в Бога. В эпоху Возрождения начинается высвобождение человека от веры в Бога, а в Новое время многом и от последнего, переходя к деистскому пониманию Бога, т.е. такого Бога, который является только творцом мира, переставшего вмешиваться в дела людей. И Ф. Бэкон, и Р. Декарт предлагают не останавливаться на этом, а преодолевать также зависимость от авторитетов (идолов театра у Бэкона). Это объединяет обоих мыслителей. В отличие от эмпирика Ф. Бэкона, опирающегося в познании на опыт (наблюдение и эксперимент) он является рационалистом, который считает возможным доверять только собственному разуму, а не чувствам, являющимся источником опыта. Другое отличие состоит в использовании им не индукции, страстным сторонником которой был Ф. Бэкон, а дедукции. Дедукция (с лат. «выведение из») – метод движения познания от общих положений (обобщений) к частным фактам. Научный метод познания Декарта включает четыре этапа или правила. 1. Начинать с простого и очевидного. 2. Путем дедукции получать более сложные высказывания. 3. Действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т.е. сохранять непрерывность цепи умозаключений. 4. Критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них. Самое первое правило представляет немалую трудность, так как у людей может быть разное видение того, что является простым и очевидным. Однако важно то, что, как и эмпирический метод Ф. Бэкона, рациональный метод Декарта призван сделать людей «господами природы». У обоих философов цель одна, но они предлагают различные пути по ее достижению. И это нормальное положение дел в философии. Философия – это интеллектуальный поиск, это, как я уже говорил, выработка мыслей и идей, которые после инсталляции сначала в сознание правящей элиты, а затем в массовое сознание, порождает определенные культурные и общественные явления, процессы и объекты. Т.е., философы создают определенные идеи, а потом уже другие люди их воплощают на практике. Учение о «врожденных идеях». Важную роль в философии Декарта играет учение о «врожденных идеях», призванное ответить на вопрос об источниках достоверного и общезначимого (значимого для всех людей) знания. Декарт выделяет три класса идей: 1. Идеи, получаемые каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, например, идея Солнца. 2. Идеи, которые образуются в человеческом уме на основе идей первого класса. Они могут быть как фантастическими, так и более реалистическими в зависимости от компетенции познающего субъекта и других факторов. Например, есть разные идеи относительно того, чем является Солнце. Так, распространено представление о том, что Солнце – это огненный шар, на поверхности которого 6000° С. А есть другая идея о том, что Солнце – это полое пространство. 3. «Врожденные идеи», которые играют наиболее важную и даже решающую роль в познании. К этим идеям практически невозможно прийти, опираясь на идеи первого и второго класса идей. Однако без этих идей в принципе нельзя обойтись в познании. И в этой части своего учения Декарт присоединяется к традиции, идущей от Платона и продолженной Августином. Согласно Платону, познание идей происходит в процессе воспоминания души. У Августина познание происходит интуитивным способом, т.е. тоже без участия органов чувств, когда сверхъестественный свет (как иллюминация) даруется верующему человеку Богом, помогая постижению важнейших мировоззренческих идей. Отличие позиции Декарта состоит в том, то, как и у Августина, познание этих идей происходит тоже с помощью интеллектуальной интуиции, однако носящей естественный характер. К отличительным признакам «врожденных идей» он относит: полную независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость и простоту, свидетельствующие о независимости от воли самого человека. К числу «врожденных идей» Декарт причисляет такие идеи, как существование, единство, длительность и др. Высшей и решающей для всякого познания идеей является идея Бога. Проще говоря, «врожденные идеи» – это наиболее важные для познания идеи, вложенные в человека Богом при его сотворении. Как пишет Декарт, идея Бога «рождена и произведена вместе со мной тогда, когда я был создан, подобно идее обо мне самом». Можно привести такую аналогию: устанавливая операционную систему, в ней уже содержатся различные, крайне необходимые для работы ПК программы и драйвера, например, проигрыватель Windows Media. Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме как готовые, автоматические ясные чуть не с рождения человека. В действительности врожденность означает только предрасположенность, склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.008 с.) |