Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стабильные монодические ладыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В каждой из областей древней Греции существовали свои музыкальные пристрастия, в том числе и лады, получившие названия по месту распространения. Эти лады сначала сформировались в одноголосной вокальной музыке, а затем и в практике полифонического многоголосия в эпоху позднего Средневековья и Возрождения (группа семиступенных стабильных монодических ладов, от греческого монодия – «песняодного», «сольная песня»). Их звукоряды можно выстроить последовательно от всех белых клавиш фортепиано – поэтому их называют также «белоклавишными». Для современного западноевропейского уха натуральные мажор и минор являются привычными ладами и именно с ними мы будем сравнивать монодические лады. Ступень, которой народный лад отличается от привычного нам натурального мажора или минора называется характерной. Все интервалы и аккорды с участием этой ступени тоже будут называться характерными. Она может быть низкой или высокой.
В дальнейшем характерные признаки стабильных монодических ладов – их высокие и низкие ступени – стали использоваться и в мажорно-минорной ладогармонической системе: · в мажоре – «лидийская кварта» и «миксолидийская септима»; · в миноре – «дорийская секста», «фригийская секунда», реже «локрийская квинта». Особые лады 1. Пентатоника – пятиступенный лад без полутонов: пентатоника мажорного наклонения – без IV и VII ступеней; пентатоника минорного наклонения – без II и VI ступеней. 2. Параллельно-переменный лад – лад, в котором сосуществуют тоники параллельных тональностей. Встречаются и другие виды переменных ладов, в частности лады с колебанием тоники на секунду (C dur – d moll или d moll – C dur) 1 и 2 – диатонические лады. 3. Лад с двумя ув2 (дважды гармонический): дважды гармонический мажор – мажор с IIb и VIb; дважды гармонический минор – минор с IV# и VII#. Хроматические лады. Сохранение ладового центра в виде мажорного трезвучия или минорного трезвучия. 4. Увеличенный лад ( гамма Черномора, целотонная) – шестиступенный звукоряд, построенный по целым тонам. Целый тон может быть записан не только как б2, но и как ум3, ум3 может быть в любом месте. В условиях темперированного строя возможны два увеличенных лада. 5. Уменьшенный лад (гамма Римского-Корсакова, гамма Морского царя) – звукоряд, построенный по формуле тон-полутон (4 и 5 – симметричные лады, называются так потому, что при их построении октава делится на две равные части). Энгармонизм Энгармонизм – такое явление в музыке, при котором звуки, интервалы, аккорды, тональности звучат одинаково, но по-разному записываются. Каждая нота имеет 3 названия. Исключения: соль# - ляb. Энгармонизм интервалов бывает двух видов:
Редко употребительные тональности – тональности с количеством знаков более 7. Существуют только в теории. Чтобы вычислить количество знаков в такой тональности, надо к количеству знаков в реально существующей тональности прибавить 7: eis moll = e moll (1#) + 7 = 8# Если получается подобная тональность, надо делать энгармоническую замену: eis moll = f moll. Замена всегда получается пассивной. Виды тональностей Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками (разные тоники, лады, одинаковые звуки). Мажор строится на III ступени параллельного минора, минор – на VI ступени параллельного мажора. Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковой тоникой (I ступенью). Разница в ключевых знаках равна 3: Ре мажор (2 диеза) – ре минор (1 бемоль). Однотерцовые т ональности – мажор и минор с одинаковым терцовым тоном (разные тоники, лады, звуки). Энгармонически равные тональности – тональности, у которых звуки, интервалы, аккорды энгармонически равны друг другу. Сумма знаков энгармонически равных тональностей = 12 (Des dur (5) = Cis dur (7)) ↓ 12 Хроматизм Альтерация – повышение или понижение на полтона натуральных ступеней лада. Хроматизм – введение в мажор или минор звуков, не входящих в семиступенную диатонику, возникают при альтерации. В музыкальном произведении хроматизм выражается в появлении случайных знаков и в отмене ключевых. Существует два вида хроматизма: модуляционный и внутритональный. Модуляционный – выражается в появлении случайных знаков, связанных с переходом в другую тональность. В качестве случайных знаков часто появляется вводный тон новой тональности, в мелодическом движении возникают ярко тяготеющие в новую тонику интервалы и аккорды. Внутритональный хроматизм делится на внутриладовую альтерацию и внутриладовый хроматизм. Внутриладовая альтерация – хроматическое изменение только неустойчивых ступеней, отстоящих от устойчивых на целый тон, ради обострения их тяготения: Dur: IIb, II#, IV#, VIb moll: IIb, IVb, IV#, VII# Разрешение альтернативных ступеней: все повышенные только вверх, все пониженные – только вниз. Внутриладовый хроматизм – изменение любой ступени, которое возможно только в мелодическом движении. В отличие от альтернативных хроматически измененные устойчивые ступени не могут входить в состав аккордов. Хроматический проходящий звук – возникающий между двумя натуральными ступенями звукоряда в гаммообразном движении вверх или вниз.. Хроматический вспомогательный звук – возникающий при движении на малую секунду вверх или вниз от натуральной ступени звукоряда с последующим к ней возвращением, а также скачком от любой ступени звукоряда с последующим малосекундовым разрешением. Повышенные ступени обозначаются со знаком «+», пониженные ступени со знаком «-» Хроматические интервалы – интервалы, которые не могут быть построены на ступенях диатонических ладов, т.е. все ум и ув (кроме тритонов), дважды ум дважды ув. Хроматические интервалы диссонируют в тональности и звучат неустойчиво, однако они энгармонически равны более простым интервалам. Интервалы, диатонические по существу, но образованные в тональностях с участием хроматизма, называются хроматическими по положению. Типы тональных соотношений Музыкальное произведение почти никогда не бывает выдержано в пределах одной тональности. Возникновение новых тональностей можно разделить на три типа: 1. Модуляция – переход в новую тональность с ее закреплением в виде каденции; обычно бывают в конце музыкального построения. 2. Отклонение – кратковременный переход в новую тональность без ее закрепления в виде каденции; обычно бывает в середине музыкального построения. Часто новая тональность бывает представлена одним доминантовым аккордом. После отклонения следует либо возврат в основную тональность, либо еще одно отклонение, т.е. возникает секвенция. 3. Сопоставление – резкий переход в новую тональность без ее подготовки: обычно бывает на границах формы (т.е. первая часть заканчивается в одной тональности, вторая часть начинается в другой). 4. Проходящая модуляция – смена тональности с последующим переходом в новую тональность. Роль модуляций, отклонений, сопоставлений – создание активного динамического развития. При этом звучание основной тональности воспринимается как устойчивое, а звучание новых тональностей – как неустойчивое. Тональный план – последовательность тональностей в произведении. Поиск тональностей D7 и каждое его обращение разрешается в одноименные тональности. Звуки идут согласно тяготению. Тональность с большим количеством знаков и относящиеся к ней берутся в скобки; а) нота без знака символизирует бекар; б) если получается неупотребительная тональность, надо делать энгармоническую замену. Пункты а) и б) относятся ко всем темам по поиску тональностей. По тритонам Тритоны разрешаются в 4 тональности. Оба звука идут на м2 согласно тяготению, этим достигаются параллельные тональности; две другие тональности будут одноименны к данным параллельным. По Ум53 Ум53 разрешается так же, как и ум5. По характерным интервалам Первая пара (ув2, ум7) характерных интервалов разрешается в одноименные тональности. Оба звука идут на м2 согласно тяготению Вторая пара (ум4, ув5) характерных интервалов разрешается в 2 тональности. Каждый из звуков поочередно разрешается, идя на м2 согласно тяготению. По Б53 с обращениями Б53 надо представлять в виде I53, IV53, V53 и разрешать согласно тяготению. Б53 также может быть в виде D в гармоническом миноре. Аналогичным образом осуществляется поиск тональностей по Б6 и Б64. По М53 с обращениями M53 надо представить в виде I53, IV53 (возможен гармонический мажор), V53 (доминанта получается минорной, ее надо перевести в доминанту мажорную и только после этого разрешить). Аналогичным образом осуществляется поиск тональностей по М6 и М64. По Ув53 Ув53 разрешается в 2 тональности. Один из звуков идет на м2 согласно тяготению. Каждое из обращений Ув53 тоже разрешается в 2 тональности, поэтому, используя принцип энгармонизма, можно разрешить Ув53 в 6 тональностей. По МУм7 МУм7 надо представить в виде мVII7 в натуральном мажоре и в виде II7 в одноименных тональностях и каждый раз соответствующим образом разрешить. По Ум7 Ум7 надо представить в виде умVII7 и соответствующим образом разрешать в одноименные тональности. Каждое обращение умVII7 тоже разрешается в одноименные тональности, поэтому, используя принцип энгармонизма, умVII7 можно разрешить в 8 тональностей. Родство тональностей Родство тональностей определяется наличием общих элементов: звуков, интервалов, аккордов. Родственными тональностями I степени родства будут являться тональности, чьи T 53 можно построить на ступенях данной: параллельная тональность (нет отличий в знаках); тональности S, D и их параллели (отличия в один знак или одну ноту); т ональность, которую можно построить в гармоническом ладу (для dur – минорная S – разница в 4 знака в строну бемолей, для moll – мажорная D – разница в 4 знака в сторону диезов). В мажоре на VII ступени, а в миноре на II ступени не строятся родственные тональности, потому что там образуются Ум53. Если получается редко употребительная тональность, надо делать энгармоническую замену. Хроматическая гамма Хроматическая гамма – гамма, в которой тоновые промежутки между натуральными ступенями звукоряда заполнены проходящими хроматизмами. Возможна только в темперированном строе. Темперированный строй – строй, при котором октава делится на 12 равных частей – полутонов. Строй – абсолютная высота звуков, каждого в отдельности и в соотношении с другими. Правила написания хроматической гаммы: 1. В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI - вместо нее понижается VII ступень. Также не повышаются III и VII ступени, на пути движения которых диатонический полутон. Все повышенные ступени являются VII (VIIг) – вводными тонами – в тональностях I степени родства, а VIIпониженная – IV ступенью для тональности субдоминанты и VI ступенью для ее параллели. 2. В мажоре при движении вниз все ступени понижаются, кроме V – вместо нее повышается IV ступень. Также не понижаются I и IV, на пути движения которых диатонический полутон. Все пониженные ступени являются VI (VIг) в тональностях I степени родства, а IVповышенная – VII ступенью – вводным тоном – для тональности доминанты и II ступенью для ее параллели. 3. В миноре при движении вверх и вниз все ступени повышаются, кроме I – вместо нее понижается II ступень. Также не повышаются II и V, на пути которых диатонический полутон. Все повышенные ступени являются VII (VIIг) – вводными тонами – в тональностях I степени родства, а II пониженная – VI ступенью для тональности субдоминанты и IV ступенью для ее параллели. Ритм Ритм – организация музыки во времени; закономерное чередование нот различных или одинаковых длительностей. Музыкальный ритм в широком смысле – временная и акцентная сторона музыкального языка. Музыкальный ритм в узком смысле – соотношение длительностей, проявляющееся в ритмическом рисунке. Основной принцип – каждая более мелкая длительность в 2 раза короче предыдущей. Явление относительности длительностей: знаки, характеризующие продолжительность ноты, не указывают на хронометрически точную ее продолжительность, а лишь регулируют соотношение между длительностями в избранном темпе. Метр – чередование сильных и слабых долей музыкального времени. Основные виды метра: двудольный, трехдольный. Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. В каждом такте только одна сильная доля (первая). Темп – скорость чередования сильных и слабых долей (метра). Размер – числовое выражение метра. Числитель указывает на количество долей в одном такте, знаменатель – на продолжительность каждой доли. Виды размеров: 1. Простой – размер, в котором одна метрическ5ая доля (метрический акцент). 2. Сложный – размер, образованный слиянием двух и более простых однородных размеров. 3. Смешанный – сложный размер, образованный слиянием двух и более простых неоднородных размеров. 4. Переменный – размер, изменяющийся в течение одного произведения. Может быть периодичным (меняться с определенной частотой) или нет. Полиметрия – сочетание в одновременности двух и более метров (размеров). Полиритмия – сочетание в одновременности двух и более ритмических рисунков, при хотя бы один из них должен быть образован особым видом ритмического деления. Особый вид ритмического деления – произвольное деление длительности на различное количество равных частей, не совпадающее с основным делением:
Синкопа – несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Виды синкоп: внутритактовая и внутридолевая – возможны благодаря наличию сильного и слабого времени внутри доли, междутактовая – идет от легкой доли одного такта к тяжелой доле другого. Четыре вида ритмической организации: 1. регулярная акцентность; 2. нерегулярная акцентность; 3. регулярная безакцентность; 4. нерегулярная безакцентность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.008 с.) |