Регулярность – нерегулярность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулярность – нерегулярность



 

  Признаки регулярного ритма Признаки нерегулярного ритма
Деление длительностей бинарность произвольность
Ритмические рисунки повторность перменность
Размер простой, сложный, однородный смешанный
Мотив согласование с тактом несогласование с тактом
Соотношение голосов отсутствие полиритмии полиритмия
Структура квадратность тактовых группировок неквадратность тактовых группировок

 

Акцентность – безакцентность

Акцент – выделение звука или созвучия.

Акцентность – качество звучания с явно ощущаемыми, подчеркнутыми акцентами.

Безакцентность – качество звучания с замаскированными, не выявленными акцентами.

Связь с жанрами

акцентность                                                                                     безакцентность

 ↓                                                                                                             ↓

моторные жанры                                                           вокально-речевые жанры

Композиционный ритм – закономерность чередования построений, их масштабное соотношение в композиции.

Секвенция

Секвенция – перемещения какого-либо мелодического или гармонического оборота по ступеням одной тональности или по разным тональностям. Перемещаемый оборот называется мотивом секвенции. Каждое конкретное перемещение – звеном секвенции. Интервал, на который перемещается оборот – шаг секвенции. Секвенции бывают тональными (диатоническими) и модулирующими.

Тональная (диатоническая) секвенция – мотив перемещается по ступеням одной тональности. Сохраняются: лад, ступеневая величина интервалов и аккордов. Изменяются: тоновая величина интервалов и аккордов, функции аккордов.

Модулирующие секвенции делятся на модулирующие по родственным тональностям и по равновеликим интервалам.

Модулирующие по родственным тональностям – мотив перемещается по тональности в строгом соответствии с родством с главной тональностью. Сохраняются: функции аккордов, ступеневая величина интервалов и аккордов, значение главной тональности. Изменяются: лад, тоновая величина интервалов и аккордов.

Модулирующие по равновеликим тональностям – мотив переносится на заданный интервал. Отсутствует ощущение главной тональности. Сохраняются и изменяются те же параметры, что и у модулирующей секвенции по родственным тональностям. В зависимости от направления движения секвенции бывают восходящими и нисходящими.

Каденции

Каденция – заключительный мелодико-гармонический оборот. По местоположению каденции делятся на:

1. срединную (между предложениями, для восьми тактового периода – 4 такт);

2. заключительную (в конце музыкального построения, для восьми тактового периода – 7-8 такты);

3. вторгающуюся (конец одного построения совпадает с началом следующего);

4. дополнительную (чаще всего плагальная с использованием аккордов IV64 иII2).

По степени устойчивости делятся на:

устойчивые неустойчивые (половинные, полкаденции)
S-T плагальная T-S полуплагальная
D-T автентическая T-D полуавтентическая
S-D-T полная каденция или полный оборот D7=VI53 прерванная каденция или прерванный оборот

Устойчивые каденции по степени совершенности делятся на:

совершенные несовершенные
1. заключительная тоника взята на сильную долю;

 

 

Если хотя бы одно из условий не выполняется, каденция признается несовершенной.

2.  заключительная тоника в мелодическом положении примы;
3. в басу скачок основных тонов, т.е. каждый аккорд в каденции взят в основном виде.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» должен отражать:

·  знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

·  первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

·  умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

·  наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

–  знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;

–  умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;

–  навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.

Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения. Поступающий демонстрирует их при сдаче сольфеджио в письменной и устной форме. Письменная форма предполагает владение навыками работы в тональностях с разным количеством знаков, с внутритональным и модуляционным хроматизмом, отклонениями в тональности первой степени родства, секвенциями тональными и модулирующими, различными формами метроритмических трудностей.

Устная форма ответа предполагает знание и умение работать в ладу - в натуральном, гармоническом, мелодическом мажоре и миноре, знание альтерированных ступеней, интервалов в ладу (диатонических, характерных), аккордов в ладу (в соответствии с программой учебного предмета), а также — вне лада (интервалы, аккорды в соответствии в программой учебного предмета).           

Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает знания основных определений и понятий учебного предмета «Элементарная теория музыки» по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей», «Хроматизм», «Альтерация», «Энгармонизм», «Тональности первой степени родства», «Наиболее употребительные музыкальные термины», «Буквенные названия звуков и тональностей», «Группировка длительностей».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.206 (0.009 с.)