Лекция 1. Ученическое самоуправление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Ученическое самоуправление



Лекция 1. Ученическое самоуправление

(выполненные задания можно присылать по электронной почте tatiana.polivara@mail.ru или представить по возвращению к учебным занятиям)

Задание

1. Прочитайте лекцию «Ученическое самоуправление». Составьте конспекты 1. «Вариант организации самоуправления в классе (вариант постоянных органов самоуправления -ЧТП)»;

2. « Сотрудничество учителя и учащихся младших классов как предпосылка развития детского самоуправления».

Оценка за этот вид работы выставляется в журнал.

Ученическое самоуправление

Литература:

1. Методика воспитательной работы / Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2010 – 368 с., С.274.

2. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с., С.126.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ, 2002. – 224 с., С.37.

Самоуправление - управление делами коллектива, осуществляемое его членами, самостоятельно через выборные органы.

Ведущей задачей организации самоуправления в классе является развитие социальной активности школьников, что отвечает как интересам общества, так и интересам самой развивающейся личности.

Психологическим подтверждением в необходимости развития социальной активности школьников является врожденная активность человека, ведущая деятельная роль в его развитии.

Учение известного психолога Б.М. Теплова о комплексе способностей, необходимых для любого вида деятельности, и о компенсации недостающих комплектов (частных способностей), и явление переноса позволяют предположить возможность примерно одинакового уровня социальной активности для всех школьников.

Собственно педагогический аспект проблемы социальной активности учащихся означает определение путей ее решения. В данном случае – это путь организации и развития самоуправления в классе.

         Современный подход к изучению органов самоуправления заключается в следующем:

  1. Суть самоуправления в том, чтобы каждый школьник ощущал сопричастность к происходящим событиям, чтобы он мог осуществить различные социальные роли, попытаться решить жизненные проблемы в различных ситуациях.
  2. По отношению к личности самоуправление выполняет адаптационную, интегративную, прогностическую и функцию освоения управленческой культуры.
  3. Самоуправление - это не игра, а реальная жизнь школьников. Должна быть договоренность между взрослыми и детьми о том, что дети делают самостоятельно, что - вместе с взрослыми, а что - только взрослые.
  4. Содержание деятельности органов самоуправления зависит от тех задач, которые ставятся перед ними.
  5. По форме органы самоуправления должны быть разнообразными и гибкими.

 

Вариант организации самоуправления в классе

Одним из вариантов организации постоянных органов самоуправления в классе является методика сменяемости актива, благодаря которой каждый школьник учится быть и командиром, и подчиненным, принимая активное участие в жизни класса. Командиры выбираются на короткий срок.

Выделяют несколько форм сменяемости коллектива. Среди них: ЧТП (чередование творческих поручений) и «дежурная пятерка» (условное название).

       ЧТП используется в работе с младшими школьниками, с младшими и средними подростками. Каждый микроколлектив (звездочка, звено и т.д.) выполняет по очереди одно за другим поручения (1 или 2 недели): «хозяева класса», «вахтенные», дежурные, «айболиты» или «санитары», «смекалистые», «мудрейшие», «друзья книг», «друзья спорта», «друзья природы», «веселята», «затейники», «журналисты», «газетчики» и др.

Решение о введении ЧТП принимается на общем сборе, на котором решаются следующие вопросы:

- на какой срок микроколлективы будут получать свои поручения (1-2 недели);

- как будет проходить обмен поручениями (по графику, по жребию);

- какие знаки различия могут быть у каждого микроколлектива (значки, эмблемы);

- каков будет ритуал смены творческих дел, поручений: 1. творческий отчет (микроколлектив делает подарок – сюрприз всему классу, в соответствии со своим поручением); 2. оценка работы группы; 3. оценка индивидуальных достижений с занесением в творческую книжку и т.д.

      На этом же собрании выбирается командир и оговаривается срок, на который он избирается (один месяц).

После введения ЧТП (при каждой смене) необходимо ознакомить каждого учащегося с его обязанностями, научить выполнять порученное ему дело. С этой целью можно провести инструктаж или вручить памятку. Например, памятка «Хозяева класса»:

- принимают класс от другой смены, проверяют состояние помещения, мебели;

- готовят класс к началу урока;

- во время перемен следят, чтобы все учащиеся вышли из класса, проветривают помещение;

- после уроков проводят влажную уборку;

- планируют и выполняют вместе с товарищами общие дела на неделю;

- следят за обновлением сменных рубрик уголка коллектива;

- готовят к творческому отчету для своего коллектива сюрприз (подарок именинникам, рисунки, стихи, самоделки, наглядные пособия, новый материал в уголок коллектива и др.).

 

     Наряду с постоянными органами самоуправления (ЧТП) могут создаваться и временные: Совет дела, временная инициативная группа, творческая бригада (команда).

   Они могут иметь конкретные названия, отражающие назначения того или иного временного органа. Например: Совет дела «Акция милосердия», временная инициативная группа «Спецкоры на задании», творческая команда Деда Мороза и т.п.

      При создании временных органов самоуправления следует руководствоваться следующими правилами:

- временные органы нужны для выполнения конкретной задачи;

- временные органы создаются по решению коллектива класса или постоянных органов самоуправления;

- сроки действия временных органов определяются коллективом класса или постоянными органами самоуправления;

- отчет о выполнении функций временных органов заслушивается и утверждается на общем собрании или на заседании постоянных органов самоуправления;

- временные органы прекращают свое существование после решения поставленной перед ними конкретной задачи.

     Основная функция классного руководителя по отношению к органам самоуправления - взаимодействие с ними: воодушевление, сплочение, поддержка, вдохновение, помощь, обучение самостоятельности и активности.                                                                                                                                                                                                                                                               

     На первом этапе педагог является образцом самостоятельности и творчества. Он показывает на примере, как распределить время, работу, когда просить, а когда приказывать, т.е. он осуществляет прямую помощь воспитанникам.

     На втором этапе педагог оказывает косвенную помощь - учитель и ученик вместе рассуждают, наблюдают, планируют.

     На третьем этапе учащимся представляется полная или частичная самостоятельность.

     К факторам, препятствующим сотрудничеству классного руководителя с ученическим самоуправлением можно отнести:

1. Непонимание сущности и назначения самоуправления в классе (игры «День самоуправления», «Мэрия», смешение понятий «самоуправление» и «соуправление»).

2. Приверженность сложившимся стереотипам работы (ученическое самоуправление как формальность).

3. Недостаточное владение воспитательными технологиями (общение, разрешение конфликта, предъявление педагогического требования, организация групповой деятельности, создание ситуации успеха и др.).

     Самоуправление - демократический способ организации коллективной, общественной жизни.

     Принципами построения и развития самоуправления являются:

- педагогическое руководство (классный руководитель);

- предметность деятельности (органы самоуправления формируются для организации конкретной деятельности в коллективе и для коллектива);

- единое планирование (план воспитательной работы);

- выборность и составленность органов самоуправления (в одни органы самоуправления члены будут избираться, в другие - входить согласно положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления);

- сменяемость функций руководства и подчинения на определенный срок, сменяемость видов деятельности;

- построение самоуправления снизу вверх (пирамида власти);

- участие всех детей в системе самоуправления (принципы демократизма);

- согласия (разногласия могут проявляться до принятия решения; после принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми членами группы).

Задание

1. Поместите в методическую копилку схему Я-высказывание, состоящую из 6 частей.

Техника Я-сообщений

http://psy-day.ru/2009/04/texnika-ya-soobshhenij/   

Что вы обычно говорите человеку, когда недовольны его поведением или поступком? «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации. Что объединяет все эти высказывания? Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Вы-сообщениями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование Я-сообщений. Технику Я-сообщений можно также успешно применять и в общении с детьми, и с подчиненными, и в других ситуациях.

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я-сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Вы-сообщение «Ты постоянно поступаешь по-своему» можно заменить на Я-сообщение «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

Использование техники Я-сообщений требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше. Техника Я-сообщений не заставляет партнера защищаться, она, напротив, приглашает его к диалогу, дает возможность высказать свое мнение и оставляет обоим участникам диалога поле для маневров.

Краткая формула

· Объективное описание ситуации («Когда Вы повышаете на меня голос…»).

· «Я чувствую… (объяснение своего эмоционального состояния) себя униженным».

· «М не хотелось бы… (формулировка просьбы по выходу из ситуации) обсудить спорные вопросы в спокойной обстановке».

Возможен вариант из 6 этапов:

Я-высказывание

Структура Я-высказывания включает в себя четыре основных составляющих (1-4) и две дополнительных (5 и 6):

1) «Когда …» (описывается безоценочно фактическая сторона события, т.е. то, что происходило, как можно точнее и конкретнее).

2) «Я почувствовал (а) …» или «Мне понравилось/не понравилось» (говорится, какая эмоция, чувства были испытаны).

3) «Потому что ….» (поясняется, в связи с чем возникло данное чувство, какое значение имеет данное событие для говорящего).

4) «Я хочу ….» (предлагается желаемый вариант развития ситуации).

5) «Я надеюсь ….» (или констатируется позитивный исход развития ситуации, или обсуждается возможность достижения договоренности о развитии ситуации).

6) «Иначе …» (проговариваются либо санкции в случае отрицательного развития ситуации, либо предупреждение о нежелательном изменении отношений).

Я-высказывания могут нести позитивный или негативный смысл в зависимости от знака представляемой эмоциональной реакции. Грамотно сформулированное и выраженное         Я - высказывание способствует как улучшению самочувствия самого говорящего, так и регулированию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях членов семьи, проясняя и углубляя взаимопонимание.

 

 

Материал для ознакомления

Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе психологи рекомендуют следующие упражнения.

http://stranicapsi.ucoz.ru/publ/1-1-0-14

1. «Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробку.

2. «Тетрадь достижений». Цель - фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.

3. «Волшебная подушка». Цель - развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на него одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик сам по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнить учитель или одноклассники?

4. «Проигрывание ситуаций». Цель - развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

5. «Сказка по кругу». Цель - развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Ученики выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.

Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школьном коллективе

 

Педагогический конфликт

Конфликт — объективное социально-психологическое явление, обусловленное неповторимой индивидуальностью каждого человека, автономностью внутреннего мира личности, закрытой для Другого и открывающейся в общении с этим Другим.

Индивидуальность неповторима и уникальна, так как определяющих её развитие факторов много, а вариативные сочетания этих факторов бесконечны: наследственность и социальная среда, возраст и особенности психологического склада, пол и статус, характер основной деятельности и микросреды, история жизни и уровень обучения, характер воспитания и уровень культуры общества, материальный достаток и события жизни...

Многомерность мира лежит в основании конфликтов. Ракурс, оценка, позиция, которую занимает индивидуальность по отношению к чему-либо, всегда имеет свой неповторимый вариант.

Это несовпадение, с одной стороны, усложняет нашу жизнь, а с другой стороны, делает ее бесконечно интересной и непредсказуемыми наши взаимоотношения с людьми.

...В вагоне электрички едут две молодые дамы. Рядом с ними старая крестьянка с натруженными руками и печальным лицом. Дамы осуждают людей, продающих ландыши: записанные в Красную книгу, эти нежные цветы исчезают из наших лесов из-за такого варварства. Крестьянка поднимает печальные глаза и говорит: «А если людям не на что жить и нет у них работы?..» Два взгляда на одно и то же. За ними - социальная проблема. Она всплывает в общественной жизни в форме конфликта.

Конфликт объективен, полезен, интересен и наполнен внутренним смыслом для каждого субъекта. Его разрешение — всегда движение вперед, а значит, духовное обогащение человека. Но конфликт ввергает нас в сильное психологическое напряжение, острые переживания, неприятные воспоминания, иногда из-за него разрушаются отношения с людьми. Поэтому люди, в большинстве своем, относятся к конфликтам, как к чему-то одиозному. Чаще всего это происходит потому, что у них нет точного и ясного представления о конфликте, и они любое столкновение (ссору, скандал, драку) квалифицируют как конфликт.

Конфликт — противоречие двух субъектов, выявившееся в силу стечения обстоятельств и выраженное в виде инцидента (столкновения) вокруг одного и того же предмета интересов (объекта интересов),

Условно знаками описать конфликт можно так:

В конфликте всегда два субъекта, столкнувшиеся в противоречии своих интересов:, личность и личность (межперсональный конфликт), группа и группа (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой), «Я» и другое «Я» одной личности (внутриличностный). Выявить субъектов конфликта — уже означает приступить к разрешению конфликта, ибо определен адресат апеллирования.

Поэтому первейшее условие разрешения конфликта — поочередное выслушивание каждого из конфликтующих субъектов. Иногда такой простой шаг становится простым разрешением конфликта, ибо как только другая сторона выслушана и понята ее позиция, явственно проступает решение ситуации.

...Плодотворно проговоривание вслух позиций каждого партнера. Например, сказать: «Ты считаешь, что.., а я утверждаю, что...»

Конфликт всегда имеет слагаемым своим некий объект, на котором сталкиваются интересы двух субъектов. Характер объекта определяет содержательность конфликта. Если объектом интересов выступает бытовое устройство, содержание конфликта приобретает бытовой характер — назовем этот конфликт бытовым. Если объектом становится профессиональная компетентность, то, разумеется, данный конфликт имеет право быть названным профессиональным. При столкновении интересов на административных полномочиях конфликт обретает характер административного. А если противоречие развивается вокруг психологических особенностей одного из субъектов, то это явно психологический конфликт. Бывают конфликты этические — предметом столкновения выступает этическая норма поведения. Когда противоречие затрагивает идеологические позиции субъектов, содержанием конфликта становится идеологическое противоречие. Часто разгораются амбициозные конфликты: один из субъектов претендует на признание его высокого положения, в котором ему отказывает другой субъект.

Очень важно правильно определить содержание конфликта - это определяет направленность внимания. При ошибочной направленности внимания субъектов во время столкновения им не представляется возможности выйти из конфликта.

Предположим, конфликт административный. Субъекты же принимают его за бытовой: например, два преподавателя оказались вместе с детьми в одном кабинете для проведения занятий. В качестве бытового конфликта эта ситуация неразрешима, зато как административная, она легко решается за счет обращения к расписанию либо к диспетчеру.

Второе условие разрешения конфликта — точно очертить объект интересов и определить содержание конфликта.

Выделим конфликты, которые не имеют объекта столкновения, но, тем не менее, столкновение — то, что называется инцидентом, - происходит. Один вариант такого столкновения условно называют «пустым конфликтом»: столкновение вызывается неблагоприятным состоянием одного из партнеров, который агрессивно или грубо отзывается на сложившиеся обстоятельства.

Вот пример так называемого пустого конфликта. Озабоченный плохими результатами работы, один из партнеров при затяжном отсутствии автобуса обрушивается на другого: «Если бы ты был готов и мы вышли пораньше, то не стояли бы сейчас на остановке и не ждали бы напрасно автобуса, которого, наверное, и не будет...» Другой вариант «ложного конфликта» — столкновение двух субъектов, имеющих разные объекты интересов. Его называют «конфликт смещенного основания». В этом случае два партнера не слышат друг друга, настаивая на своем интересе. Ситуация безысходная.

Отразим зафиксированное нами в школьной практике. Учитель укоряет мать ученика в плохом отношении к учению сына. На что мать отвечает обвинением учителя в нелюбви к мальчику. Так продолжает довольно долго, пока партнеры не устали.

Третье условие - учитывать психологическое состояние партнера, а также при неблагоприятном собственном состоянии ни в коем случае не пытаться разрешать конфликт, но оттянуть его разрешение на какой-то определенный срок по договоренности с партнером.

Я так рассердилась на вас, что сейчас не могу вести обсуждение вашего поведения. Я прошу наш спор перенести на завтра... - говорит педагог. Дети соглашаются.

Следуя эти условиям, партнеры свободно выходят из конфликта, будучи субъектами (носителями сознания, воли и отношения).

Укажем способы разрешения конфликта. Сначала назовем конструктивный выход из конфликта, когда оба партнера духовно обогащаются, так как при разрешении интересы друг друга принимаются во внимание.

§ Шутка — самый легкий, изящный, естественный для развитых субъектов способ. Он возникает, если хотя бы одному субъекту удается «подняться над ситуацией» и разглядеть в ней смешную сторону.

Юмор снимает психологическое напряжение, позволяет партнерам разглядеть суть противоречия и спокойно поискать рациональное решение. Дети очень любят юмор, им достаточно порой самой простенькой шутки, чтобы они весело рассмеялись, а потом они готовы выслушать педагога и, чаще всего, согласиться с доводами взрослого и опытного человека.

§ Нежность («психологическое поглаживание») - нетрудный способ для тех, кто умеет уважать Другого, так как всегда сумеет отметить достоинства этого Другого даже в развернувшемся противоречии.

Что же касается педагога, то он, имея дело с детьми, понимает, что воспитанник идет на конфликт часто в силу психологических особенностей своего возраста, и поэтому педагогу вовсе не трудно напомнить ребенку, какой он разумный, понятливый и добрый. Проявленная нежность воодушевляет и дает прилив сил, протест снимается, противоречие обнажается, разум может спокойно анализировать ситуацию. Особую роль играет нежность и ласка в детстве: ребенок должен быть постоянно уверен, что он любим, а нежность и ласка материализуют любовь к нему и успокаивают его, открывая дорогу свободному интенсивному развитию.

§ Компромисс — обоюдная уступка обоих субъектов, осознающих правомочность интересов каждого: оба партнера что-то теряют и что-то обретают при компромиссе.

На компромисс не может идти один — иначе это заканчивается подавлением личности. На компромисс идут во имя интересов Другого — в этом состоит духовное обогащение. Вообразим ситуацию:

...-Эти стихи невозможно заучить, они такие запутанные, - возражают педагогу дети, получив задание на дом выучить текст наизусть.

- Вам не нравятся эти красивые стихи? - возражает учитель.

- Может быть, они красивые, но мы их не понимаем, - настаивают дети.

- Что ж, предлагаю заменить их...- педагог называет другое стихотворение. Дети довольны: «Мы выучим!»

Огромный этико-психологический смысл компромисса состоит в том, чтобы принять Другого как данность, и в том, что такое «размещение» Другого в своей личностной структуре протекает одновременно в душах двоих людей, когда ни один не ущемлен.

§ Третейский суд оказывается неизбежным в том случае, когда партнеры не в состоянии найти выход, или когда их интересы являют собою жесткую альтернативу.

Третье лицо — авторитетное лицо для обоих партнеров, они заранее оговаривают, что решение этого третьего лица принимается беспрекословно обоими субъектами. Предложим пример опосредованного третьего лица:

...У коллег возникло разногласие по поводу профессионального вопроса. Спор мог затянуться. Тогда один из них предложил: «Давай посмотрим «Психологию» Немова, там, наверняка, найдем истину». «Хорошо», - был ответ.

§ Анализ ситуации — сложный и тонкий способ разрешения конфликта, состоящий в том, чтобы выявить причинно-следственные связи в происходящем и обнаружить последствия принятого решения.

Анализировать ситуацию двум субъектам сложно потому, что интеллектуальный уровень у них разный. В педагогическом же конфликте педагог невольно, благодаря своему интеллекту и опыту, становится ведущим в рассматривании происшедшего, а ребенок вынужден подчиняться логике педагога. И обычно после анализа ребенок упорно говорит: «Все равно - я прав...» Но у него нехватает логической способности к доказательству своей правоты и духовных сил противостоять интеллектуальному напору взрослого.

Вопреки сказанному, все-таки анализ ситуации может иметь место во взаимодействии педагога с детьми. Вот пример:

...- Я предлагаю, - прервал педагог ход напряженной ситуации, -написать на листе все ваши доводы «за» и все доводы «против». То же самое сделаю я. Потом посмотрим, что получится. И поймем, что нам делать...» «Давайте!» - охотно согласились ученики.

§ Ультиматум — требование, сопровождаемое угрозой при его неисполнении, когда педагог полностью берет на себя ответственность за ход событий, но и за — подчеркнем это! - судьбу воспитанника. Парадигма такова: «Если ты не.., тогда я вынужден буду прибегнуть к...»

Предъявить ультиматум доводится тогда и тому субъекту, когда партнер не желает разрешать конфликт и когда кому-то из двух партнеров приходится брать на себя всю ответственность за исход конфликта. Понятно, что педагог берет ответственность на себя, уполномоченный обществом, государством и родителями.

Это педагог говорит «Милые мои дети! Мне очень жаль, но, если вы не выполните всего необходимого и у меня не будет оснований для аттестации, я не смогу положительно оценить вашу итоговую работу...»

§ Временный условный разрыв отношений — последний шанс конструктивно разрешить конфликт путем разрыва связи на некоторое время, чтобы за отведенный период осмыслить ценностное соотношение притязаний на предмет интереса и отношения к партнеру: что дороже для человека? обрести предмет? потерять субъекта?

Данный способ очень болезненный, к нему прибегают редко (например, молодая жена на время переезжает в родительскую семью, чтобы проверить итоговую ценность супружеского союза в ситуации разгоревшегося конфликта), но существование такого способа выручало не одну партнерскую пару субъектов.

Классный руководитель обсуждает с детьми на первой встрече основания последующего взаимодействия. Если дети выражают согласие, заключается договор. Он не подлежит исправлениям на протяжении оговоренного времени.

Наш комментарий звучит так: этот мудрый педагог предотвращает неизбежность острого конфликта с последующей неизбежностью «разрыва отношений».

Перечислим и деструктивные способы разрешения конфликта, отнеся их к тем, что выходят за границы современной гуманистической культуры, отметив, что они исключаются из педагогической сферы. К ним относятся «полный разрыв отношений», «подавление противника», «уничтожение противника», а также мнимая договоренность об игнорировании конфликта («загнать вовнутрь»).

Деструктивные способы разрешения конфликта очень опасны своим разрушающим душу влиянием, к тому же они не дают реального удовлетворяющего обоих партнеров разрешения. Иногда неразрешенный конфликт тянется всю жизнь.

...-За что ты меня ненавидел все школьные годы? - спросила учительница выпускника.

...- Я и сейчас вас ненавижу, - был ответ.

Чрезвычайно важно при обращении к способам разрешения конфликта не забывать ведущих этико-психологических идей. Перефразируя сказанное, — не забывать, что ты есть человек, а средства, тебя окружающие — всего лишь средства, не более того.

Вот первая: решить первоначально, что важнее, человек и отношения с ним или же — предмет интереса, из-за которого возгорелся конфликт. Оба субъекта ставят для себя вопрос этот до того, как поведут поиски способа разрешения конфликта. Хорошо приучить свое сознание к мгновенному сопоставлению: «стул ли мне важнее или добрые взаимоотношения?»; «новый костюм определит мое счастье или же для счастья мне дороже сохранить любовь к человеку?»; «так ли важно для меня иметь эту книгу или важнее состояние моего друга?»...

Изобразим схематически этот момент в наших взаимоотношениях:

Схема

Отношение S-1                       S-2    отношение

  к                                                              к

объекту                 ?                      субъекту

Привычность такой ориентации обогащает субъекта полезнейшим навыком оценивать разворачивающееся обстоятельства, что перерастает в способность снимать конфликт на этапе конфликтной ситуации.

Предложим ситуацию самого общего плана. Двое идут к одному и тому же креслу, единственному в комнате. Заметив это, один из субъектов чуть сворачивает в сторону, делая вид, что он не собирался садиться.

Заодно снимем и общераспространенное бытовое мнение, будто есть люди «бесконфликтные». Таких нет, если речь идет о человеке как личности, — есть люди, умеющие снимать ситуацию до момента инцидента, то есть до столкновения.

А вот другая ведущая идея. Нужно определить содержание конфликта прежде его разрешения. Оба субъекта ставят вопрос: что именно нужно в данном столкновении, из-за чего вступаем в борьбу? Что есть этот предмет нашего интереса?

Отразим ситуацию в символах: S-1         О?       S-2

И далее все интеллектуальные усилия направляются на объект как предмет интереса, но ни в коем случае не на субъекта, противостоящего тебе. Разрешение выстраивается вокруг объекта.

Помня, что в конфликте самое тяжелое — это психологическое напряжение, будем учитывать это, потому постараемся разрешать конфликт на его начальной стадии психологического напряжения, а именно, на стадии недовольства, когда самые простые и легкие способы (такие, как юмор, психологическое поглаживание) могут снять либо разрешить конфликт.

...Педагог-1 заметил, что дети скорчили гримаски при его появлении. Он решил, что дети дурно воспитаны.

Педагог-2 заметил, что дети при его появлении скорчили гримаски. Он решил, что назревает конфликт и стал анализировать свои действия: что же именно порождает конфликт?

Один из них разрешит недовольство в качестве конфликта первой и невысокой стадии напряжения. Другому придется разрешать уже более высокие напряженные стадии конфликта.

Если расценивать «компромисс» универсальной формой разрешения конфликта, то придется обращаться к более сложным способам изредка и только в крайне трудных ситуациях.

Профессионально красиво разрешение конфликта, когда субъекты, прежде чем разрешать конфликт, выясняют ракурс (позицию), с которого производится оценка объекта разногласия.

Схематическое отражение идеи:

позиция -1                                                     позиция -2

               S -1         О             S-2

А практическое воплощение идеи выглядит так:

Учитель: Я считаю, что вы плохо работаете.

Ученик: А я думаю, что сегодня я хорошо работал.

Учитель: Вы расцениваете свою работу с точки зрения вчерашнего дня?

Ученик: Да.

Учитель: Что ж, тут я не могу с вами не согласиться. Однако я хочу вести разговор о ваших способностях с позиции вашего развития...

Ученик: Вы правы. Я с вами согласен...

Непрофессиональный взгляд не увидит здесь и намека на конфликт. Педагог же сразу оценит изящество его снятия на этапе конфликтной ситуации путем предварительного выяснения ракурса взгляда своего противника.

 

 

Лекция 1. Ученическое самоуправление

(выполненные задания можно присылать по электронной почте tatiana.polivara@mail.ru или представить по возвращению к учебным занятиям)

Задание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.116 с.)