Оценка за этот вид работы выставляется в журнал. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка за этот вид работы выставляется в журнал.



Ученическое самоуправление

Литература:

1. Методика воспитательной работы / Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2010 – 368 с., С.274.

2. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с., С.126.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ, 2002. – 224 с., С.37.

Самоуправление - управление делами коллектива, осуществляемое его членами, самостоятельно через выборные органы.

Ведущей задачей организации самоуправления в классе является развитие социальной активности школьников, что отвечает как интересам общества, так и интересам самой развивающейся личности.

Психологическим подтверждением в необходимости развития социальной активности школьников является врожденная активность человека, ведущая деятельная роль в его развитии.

Учение известного психолога Б.М. Теплова о комплексе способностей, необходимых для любого вида деятельности, и о компенсации недостающих комплектов (частных способностей), и явление переноса позволяют предположить возможность примерно одинакового уровня социальной активности для всех школьников.

Собственно педагогический аспект проблемы социальной активности учащихся означает определение путей ее решения. В данном случае – это путь организации и развития самоуправления в классе.

         Современный подход к изучению органов самоуправления заключается в следующем:

  1. Суть самоуправления в том, чтобы каждый школьник ощущал сопричастность к происходящим событиям, чтобы он мог осуществить различные социальные роли, попытаться решить жизненные проблемы в различных ситуациях.
  2. По отношению к личности самоуправление выполняет адаптационную, интегративную, прогностическую и функцию освоения управленческой культуры.
  3. Самоуправление - это не игра, а реальная жизнь школьников. Должна быть договоренность между взрослыми и детьми о том, что дети делают самостоятельно, что - вместе с взрослыми, а что - только взрослые.
  4. Содержание деятельности органов самоуправления зависит от тех задач, которые ставятся перед ними.
  5. По форме органы самоуправления должны быть разнообразными и гибкими.

 

Вариант организации самоуправления в классе

Одним из вариантов организации постоянных органов самоуправления в классе является методика сменяемости актива, благодаря которой каждый школьник учится быть и командиром, и подчиненным, принимая активное участие в жизни класса. Командиры выбираются на короткий срок.

Выделяют несколько форм сменяемости коллектива. Среди них: ЧТП (чередование творческих поручений) и «дежурная пятерка» (условное название).

       ЧТП используется в работе с младшими школьниками, с младшими и средними подростками. Каждый микроколлектив (звездочка, звено и т.д.) выполняет по очереди одно за другим поручения (1 или 2 недели): «хозяева класса», «вахтенные», дежурные, «айболиты» или «санитары», «смекалистые», «мудрейшие», «друзья книг», «друзья спорта», «друзья природы», «веселята», «затейники», «журналисты», «газетчики» и др.

Решение о введении ЧТП принимается на общем сборе, на котором решаются следующие вопросы:

- на какой срок микроколлективы будут получать свои поручения (1-2 недели);

- как будет проходить обмен поручениями (по графику, по жребию);

- какие знаки различия могут быть у каждого микроколлектива (значки, эмблемы);

- каков будет ритуал смены творческих дел, поручений: 1. творческий отчет (микроколлектив делает подарок – сюрприз всему классу, в соответствии со своим поручением); 2. оценка работы группы; 3. оценка индивидуальных достижений с занесением в творческую книжку и т.д.

      На этом же собрании выбирается командир и оговаривается срок, на который он избирается (один месяц).

После введения ЧТП (при каждой смене) необходимо ознакомить каждого учащегося с его обязанностями, научить выполнять порученное ему дело. С этой целью можно провести инструктаж или вручить памятку. Например, памятка «Хозяева класса»:

- принимают класс от другой смены, проверяют состояние помещения, мебели;

- готовят класс к началу урока;

- во время перемен следят, чтобы все учащиеся вышли из класса, проветривают помещение;

- после уроков проводят влажную уборку;

- планируют и выполняют вместе с товарищами общие дела на неделю;

- следят за обновлением сменных рубрик уголка коллектива;

- готовят к творческому отчету для своего коллектива сюрприз (подарок именинникам, рисунки, стихи, самоделки, наглядные пособия, новый материал в уголок коллектива и др.).

 

     Наряду с постоянными органами самоуправления (ЧТП) могут создаваться и временные: Совет дела, временная инициативная группа, творческая бригада (команда).

   Они могут иметь конкретные названия, отражающие назначения того или иного временного органа. Например: Совет дела «Акция милосердия», временная инициативная группа «Спецкоры на задании», творческая команда Деда Мороза и т.п.

      При создании временных органов самоуправления следует руководствоваться следующими правилами:

- временные органы нужны для выполнения конкретной задачи;

- временные органы создаются по решению коллектива класса или постоянных органов самоуправления;

- сроки действия временных органов определяются коллективом класса или постоянными органами самоуправления;

- отчет о выполнении функций временных органов заслушивается и утверждается на общем собрании или на заседании постоянных органов самоуправления;

- временные органы прекращают свое существование после решения поставленной перед ними конкретной задачи.

     Основная функция классного руководителя по отношению к органам самоуправления - взаимодействие с ними: воодушевление, сплочение, поддержка, вдохновение, помощь, обучение самостоятельности и активности.                                                                                                                                                                                                                                                               

     На первом этапе педагог является образцом самостоятельности и творчества. Он показывает на примере, как распределить время, работу, когда просить, а когда приказывать, т.е. он осуществляет прямую помощь воспитанникам.

     На втором этапе педагог оказывает косвенную помощь - учитель и ученик вместе рассуждают, наблюдают, планируют.

     На третьем этапе учащимся представляется полная или частичная самостоятельность.

     К факторам, препятствующим сотрудничеству классного руководителя с ученическим самоуправлением можно отнести:

1. Непонимание сущности и назначения самоуправления в классе (игры «День самоуправления», «Мэрия», смешение понятий «самоуправление» и «соуправление»).

2. Приверженность сложившимся стереотипам работы (ученическое самоуправление как формальность).

3. Недостаточное владение воспитательными технологиями (общение, разрешение конфликта, предъявление педагогического требования, организация групповой деятельности, создание ситуации успеха и др.).

     Самоуправление - демократический способ организации коллективной, общественной жизни.

     Принципами построения и развития самоуправления являются:

- педагогическое руководство (классный руководитель);

- предметность деятельности (органы самоуправления формируются для организации конкретной деятельности в коллективе и для коллектива);

- единое планирование (план воспитательной работы);

- выборность и составленность органов самоуправления (в одни органы самоуправления члены будут избираться, в другие - входить согласно положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления);

- сменяемость функций руководства и подчинения на определенный срок, сменяемость видов деятельности;

- построение самоуправления снизу вверх (пирамида власти);

- участие всех детей в системе самоуправления (принципы демократизма);

- согласия (разногласия могут проявляться до принятия решения; после принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми членами группы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.007 с.)