Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составитель: педагог-психолог
Г. Содержание Содержание___________________________________________________________________________________2 Аннотация к рабочей образовательной программе педагога-психолога _________________________________________________________________________________________________3 Целевой раздел________________________________________________________________________________5 пояснительная записка______________________________________________________________________5 цель и задачи программы_____________________________________________________________________6 принципы и подходы к формировании программы_________________________________________7 значимые характеристики ______________________________________________________________________9 материально-техническое обеспечение психолого-педагогической службы доу_____________________________________________________________________________________________10 взаимодействие детского сада с другими учреждениями_______________________________20 характеристика возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста _________________________________________________________________________________________________21 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕД, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА____________________________________________________________________________________39 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ____________________________________________________________________________________________39 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА_ПСИХОЛОГА_____________________________41 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС,_________________________________________________________________________________--________46 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ________________________________________________________________49 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ____________________________________________________________________________________50 БЛОК ДИАГНОСТИЧНСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ______________________________________________________________________________________51 ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ_______________________________________________________________________________57 КОРРЕКЦИОННо-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА_______________________________59 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ______________________________________________73 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ____________________________________________________________________75 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА______________________________________75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1__________________________________________________________________________________79 ПРИЛОЖЕНИЕ 2__________________________________________________________________________________88 Аннотация к рабочей образовательной программе педагога-психолога Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №18. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепления психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в нашем детском саду. Педагог-психолог создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития, который обеспечивает возможности как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка. Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования на всех его уровнях: - на уровне сознания субъектов образования; - на уровне проектирования, создания и использования образоватедбной среды; - на уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда. Основными принципами психологизации являются: § Интеграция – обеспечение взаимосвязи развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности; § Вариативность – свобода выбора образовательных программ, обеспечивающая индивидуализацию образовательного процесса; § Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими. Объектом деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Предметом его деятельности является психологическое здоровье ребенка.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, психопрофилактика и психологическое просвещение, развивающая работа и психологическая коррекция, Психологическое консультирование, также поддержку деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным направлением является создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей, обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. В соответствии с рабочей программой и учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, целью его деятельности является охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей, дляполноценного проживания ребенком дошкольного детства. А также формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его психического и физического состояния здоровья, как осноавы успешного обучения в школе. Значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Достижение данных целей реализуется с помощью следующих задач:
Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ.
I.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности – активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач воспитания и обучения – создание педагогом-психологом и воспитателями благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода. Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом создана комплексная программа. Она разработана в соответствии с -Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ -«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» -Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Настоящая раочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ №. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
I.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРГРАММЫ Цель программы Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: ‒ охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; - обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития. Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога. Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:
Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
I.3.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных. индивидуальных и физиологических особенностей. Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: - Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) - Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.) - Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В программе учитываются: -индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; -возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее организации. Содержание программы построено с учетом основных принципов дошкольного образования: -полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; -содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -сотрудничество ДОУ с семьей; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). При выборе образовательных методик предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно-эстетической, социальной сферы развития. Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, являющимся родным для всех воспитанников. При выборе образовательных методик предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно-эстетической, социальной сферы развития. Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
I.4. ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Режим работы дошкольного образовательного учреждения. ДОУ функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели: с 10,5 часовым пребыванием детей — 5 групп, с 12-часовым пребыванием детей — 2 группы. Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.046 с.) |