Судебно-психологическая экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебно-психологическая экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний



Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний назначается при возникновении вопроса о возможности квалификации действий обвиняемого как действий, которые были совершены в состоянии силь­ного душевного волнения (физиологического аффекта).

Преступления против личности, такие как убий­ства и нанесение тяжких телесных повреждений в состоянии аффекта, являют­ся завершающей стадией конфликта, возникшего между потерпевшим и преступником. В конфликтной ситуации между ними возникает эмоциональное напряжение, кото­рое, как правило, провоцируется действиями самого потер­певшего, что способствует возникновению у обвиняемого сильного душевного волнения на стадии, предшествующей наступлению преступного деяния. Законодатель учитыва­ет условия, в которых находился обвиняемый при совер­шении преступления, и состояние аффекта считается смяг­чающим вину обстоятельством. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — вне­запно возникшее сильное душевное волнение, проявля­ющееся во временном сужении сознания. Оскорбление, издевательства, физическое насилие, противоправные и аморальные действия со стороны потер­певшего, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, могут вызвать аффект. Действия субъекта отли­чаются отсутствием осознанной цели, они совершаются под влиянием чувств, которые полностью парализуют личность. Аффективное состояние возникает мгновенно и продолжа­ется короткое время (от нескольких секунд до нескольких минут), затем происходят спад эмоционального возбужде­ния, постепенное осознание содеянного. Бывает, что субъект забывает некоторые эпизоды преступления. В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователь должен поставить перед экспертом сле­дующие вопросы:Какими индивидуально-психологическими качества­ми личности обладает обвиняемый?

Каковы особенности взаимоотношения между потер­певшим и обвиняемым? В каком психическом состоянии находился обвиняемый в момент совершения преступле­ния?Какие личностные особенности обвиняемого могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Находился ли обвиняемый в состоянии физиологичес­кого аффекта или ином конфликтном эмоциональном со­стоянии, оказавшем существенное влияние на его поведе­ние?

Конфликтными эмоциональными состояниями, оказавшими существенное влияние на поведение обвиняемого в психотравмирующей ситуации, счи­таются фрустрация, стресс. Стресс (от лат. stress — напряжение) — нервно-психи­ческое напряжение, возникшее у субъекта в процессе дея­тельности в сложных конфликтных ситуациях. Это адаптив­но-защитные свойства организма человека на воздействия, которые вызывают психическую и физическую травму. Фрустрация (от лат. frustration — обман, неудача) — конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в свя­зи с недостижением значимой потребности. Фрустрация связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора. В случае, когда нет возможности устранить причины фрустрации, может возникнуть депрессивное со­стояние, связанное со значительной продолжительной де­зорганизацией психики (неспособностью к логическому мышлению, ослаблением памяти и др.). Поведение в это время выражается в двигательном беспокойстве, агрессии или в регрессии (возвращении к более ранней модели поведе­ния). Фрустрационное поведение характеризуется тем, что оно не контролируется субъектом — ни его волей, ни его со­знанием. Свобода осознания и волеизъявления у субъекта ограниченны в данный период времени. Такое эмоциональ­ное состояние может проявляться не только в агрессивных формах поведения, но и в эмоциональном замыкании («уход в себя»). Состояние фрустрации определяется внутренним фактором — личностными особенностями субъекта. Это личности с неадекватной самооценкой, ригидностью, с низ­ким уровнем психического развития

17,Психолого-педагогические основы организации исправительного воздействия в исправительных учреждениях Республики Беларусь и западных странах.

К основным направлениям воспитательной работы с осужденными относятся:1. правовое воспитание, которое нацелено на преодоление дефектов правосознания, формирование знаний о правовых нормах поведения и правомерных способах решения жизненных задач, убеждений в необходимости соблюдать законодательство, уважительного отношения к правам и законным интересам людей, другим социальным ценностям, защищаемым нормами права;

2.нравственное и духовное воспитание, которое направлено на преодоление аморальных влечений и привычек у осужденных, формирование нравственных ценностей, веры в духовные идеалы и положительную жизненную перспективу, развитие моральных качеств, самосознания и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей;

3. трудовое воспитание, предусматривающее формирование и укрепление, на основе включения в производительный труд и профессиональное обучение, добросовестного отношения и готовности к систематическому труду, стремления к занятию общественно полезной деятельностью, освоение правомерных способов материального обеспечения жизни;

4. эстетическое воспитание, которое предусматривает привитие осужденным эстетических вкусов, содержащих оценку социальных явлений и предметной среды, формирование личной культуры поведения; вовлечение осужденных в эстетическое благоустройство помещений и территорий ИУ (СИЗО);5. санитарно-гигиеническое и физическое воспитание предусматривает освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование потребности и привычки соблюдать личную гигиену, включение в занятия физкультурой и спортивно-массовые мероприятия.

Воспитательная работа проводится в форме воспитательных мероприятий. К основным воспитательным мероприятиям относятся: лекция, беседа с коллективом, тематическая дискуссия (диспут), собрание, собеседование с осужденным в коллективе, викторина, аттестование осужденных, индивидуальная беседа с осужденным воспитателя, культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия, индивидуальное соревнование, а также соревнования между отрядами осужденных (бригадами и звеньями), видео-, радиопередачи по внутренней видео-, радиосети, стенная печать, просмотр тематических телепередач.Индивидуальная воспитательная работа с осужденными включает систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности, на основе вовлечения их в трудовую, учебную и иную полезную деятельность.Программа индивидуальной воспитательной работы содержит систему педагогических задач и мероприятий, направленных на исправление отрицательных качеств личности, подготовку осужденного к правопослушному образу жизни. К основным педагогическим задачам относятся общеобразовательное и культурно-гуманитарное обучение осужденного, профессиональная подготовка, формирование добросовестного отношения к труду, соблюдению правовых и нравственных норм, включение в общественную работу и другие виды полезной деятельности, преодоление криминогенных склонностей и формирование необходимых нравственно-правовых установок, определяющих правопослушное поведение в основных сферах жизнедеятельности и социальных отношений.При осуществлении индивидуальной воспитательной работы используются возможности самовоспитания, обеспечивается сознательное включение осужденного в процесс исправления.

60.

18,Психолого-педагогические основы работы с активом осужденных.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

К основным направлениям воспитательной работы с осужденными относятся:

1. правовое воспитание, которое нацелено на преодоление дефектов правосознания, формирование знаний о правовых нормах поведения и правомерных способах решения жизненных задач, убеждений в необходимости соблюдать законодательство, уважительного отношения к правам и законным интересам людей, другим социальным ценностям, защищаемым нормами права;

2.нравственное и духовное воспитание, которое направлено на преодоление аморальных влечений и привычек у осужденных, формирование нравственных ценностей, веры в духовные идеалы и положительную жизненную перспективу, развитие моральных качеств, самосознания и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей;

3. трудовое воспитание, предусматривающее формирование и укрепление, на основе включения в производительный труд и профессиональное обучение, добросовестного отношения и готовности к систематическому труду, стремления к занятию общественно полезной деятельностью, освоение правомерных способов материального обеспечения жизни;

4. эстетическое воспитание, которое предусматривает привитие осужденным эстетических вкусов, содержащих оценку социальных явлений и предметной среды, формирование личной культуры поведения; вовлечение осужденных в эстетическое благоустройство помещений и территорий ИУ (СИЗО);

5. санитарно-гигиеническое и физическое воспитание предусматривает освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование потребности и привычки соблюдать личную гигиену, включение в занятия физкультурой и спортивно-массовые мероприятия.

 

 

61. 19 Организация психологической помощи осужденным в адаптации к местам лишения свободы.

Психологическая помощь заключенным в первую очередь должна быть напраl3лена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек попадает в тюрьму надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, поэтому психологическое сопровождение процесса «привыкания» к условиям изоляции крайне важно, особенно в период следствия и суда, т. е. до вынесения приговора. В этот период заключенный находится в очень тяжелом состоянии: он неожиданно вырван из привычного мира и помещен в достаточно агрессивную среду. Он не знает своего будущего, того положения, в котором находится его уголовное дело (например, какими доказательствами его вины располагает следствие), он боится сказать лишнее слово и в то же время стремится выговориться, чтобы снять сильное эмоциональное напряжение. Это состояние может усугубляться переживанием совершенного преступления. К сожалению, психолог, работающий в местах лишения свободы, не может предоставить заключенному возможности выговориться в силу двойственности своего положения, поскольку в психологе заключенный всегда будет видеть представителя администрации. Таким образом, первым этапом работы психолога с заключенным является преодоление стресса, связанного с арестом и помещением в изолятор.

На первом этапе работы с заключенным, как и на всех последующих, на эффективность взаимодействия влияют два фактора, преодоление которых требует больших усилий. Во-первых, в силу низкого культурного уровня большинство заключенных объединяют понятия «психолог» и «психиатр». Так поступают многие люди и за пределами пенитенциарных заведений, но в этих условиях такое объединение понятий имеет обратный эффект. Заключенный считает, что психолог может помочь избежать наказания, связанного с лишением свободы, и, как только может, демонстрирует наличие психических отклонений. Во-вторых, психолог является представителем администрации учреждения и соответственно, доверительное общение с ним табуировано законами неформальной структуры заключенных.

На следующем этапе приоритетной становится собственно работа по адаптации осужденного к жизни в тюрьме. Большинство заключенных адаптируются к местам лишения свободы двумя путями: вживание в социум таких же, как и он, заключенных и установление каких-либо взаимоотношений с администрацией. Психологу в своей работе важно отследить возможные нарушения в этих двух направлениях. В случае преобладания первого пути адаптации, т. е. если человек стремится во что бы то ни стало занять «хорошее» место в уголовной иерархии, формируется тип отрицательно настроенного заключенного. Такой человек впоследствии будет открыто конфликтовать с администрацией, любой ценой стараясь поддержать свой статус в социуме. Его задача - как можно сильнее сузить круг контактов с персоналом учреждения. Преобладание второго пути может сформировать тип так называемого «стукача», т. е. человека, сотрудничающего с администрацией. Как правило, в среде заключенных - это первые кандидаты на применение к ним физической силы, так называемая «группа риска».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.009 с.)