Первый блок о котором мы будем говорить раскрывает детство и начало становления карьеры А.В. Суворова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый блок о котором мы будем говорить раскрывает детство и начало становления карьеры А.В. Суворова.



Слайд

Первый блок о котором мы будем говорить раскрывает детство и начало становления карьеры А.В. Суворова.

   А. В. Суворов родился 13 ноября 1729 года в Москве в дворянской семье. Он появился на свет полуживым: не дышал, не открывал глаз, не кричал.

После того, как младенца нашлёпали, он «ожил», открыл глаза и громко закричал. И мальчика решили назвать Александром, в честь Александра Невского.  От природы он был наделён пытливым умом. С раннего возраста проявлял любовь к знаниям. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию Суворова: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Да, стать военным Суворов мечтал, когда был маленьким. Но отец на сына говорил с подозрением: тонок, худ, хил – неудачник! А мама нежно, но твёрдо приобщала к языкам, музыке и изящной словесности.

Слайд

Так бы и вырос Саша благовоспитанным дворянином, если бы не заехал к отцу генерал Абрам Ганнибал друг семьи Суворовых.

Ганнибал поговорил с юным Суворовым и генерал расплылся в улыбке. Сказав отцу мальчика, что Петр I восхитился бы таким парнем и непременно определил в военное дело. Так часто бывает: родители мечтают из сына музыканта вырастить, а он хочет играть в войну.

Правда, не из всех мальчиков получаются потом великие полководцы

Но Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Слайд

Суворов был хорошим и старательным солдатом. Службу начал солдатом гвардейского Семеновского полка. Относился он к службе ответственно и оружие у него всегда начищено и блестело.

И сейчас я хочу вам рассказать один интересный эпизод из жизни Суворова во времена его службы в Семеновском полку.

Суворову везло со знаменательными «караульными» случаями. Еще солдатом, стоя в карауле в Петергофе, он повстречал гулявшую по саду императрицу Елизавету Петровну, да так лихо отдал ей честь, что обратил на себя внимание императрицы. «Кто такой, как зовут?» - спросила она. Узнав, что ее чествовал сын петровского крестника, Елизавета удивилась и протянула ему серебряный рубль. «Государыня! Не могу взять, ибо на часах стою», - почтительно произнес караульный. «Молодец! Возьмешь, когда сменишься», - сказала царица, потрепав молодого Суворова по щеке. Эту монету полководец берег всю жизнь.
Вот такой вот небольшой и забавный отрывок мы можете услышать из службы Суворова.

Но давайте вернемся к теме.

Слайд 5

Формирование Суворова как полководца выпало на век, Екатерины Великой. 26 августа 1762 года Суворов произведён в чин полковника и назначен командиром Астраханского пехотного полка, на который возлагалась задача содержания городских караулов в Петербурге во время коронации в Москве Екатерины II. По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей и она подарила ему свой портрет. Позже Суворов напишет на портрете:

«Это первое свидание проложило мне путь к славе…».

Учитель демонстрирует на слайде рисунок данного портрета.

Слайд 6

Плавно переходя ко второму блоку,стоит сказать что, более ярко Суворов отличился во времена Русско-турецких войн. В войне с турками 1768 – 1774 годов участвовал на ее заключительном этапе, командуя отдельным отрядом. В 1773 году добился назначения в Первую армию фельдмаршала Петра Александровича Румянцева, что сыграло значительную роль в развитии его военных талантов. 

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Объяснялись, как стремлением России выйти к Чёрному морю, так и желанием Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. И уже в 1768 году, вспыхнула Русско-турецкая война, которая разожгла Турция. 

Слайд 7

С 1770 по 1774 года происходили ожесточенные столкновения.

В июле 1770 г. турецкая армия была разгромлена войсками Румянцева у реки Ларги. В том же году, Балтийский флот под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова обогнула Европу и 7 июля 1770 г. в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру.

Следом 1772 год обозначился тем, что в Дунайскую армию был переведён Александр Васильевич Суворов. Возглавляемые им войска в 1773 г. стремительным ударом заняли крепость Туртукай и форсировали Дунай.

Слайд 8

Картина полководцев

Слайд 9

В 1772 г. дипломаты Османской и Турецкой империй сели за стол переговоров, которые, впрочем, ни к чему не привели. Русские требовали независимости Крымскому ханству, что означало на деле скорую ликвидацию независимости Крыма и переход его к России. Турки не соглашались, и военные действия были продолжены.

Новое крупное поражение османов в битве при Козлудже произошло 20 июня 1774, которое нанесла им армия, возглавляемая А.В.Суворовым.

Слайд 10

Слайд 11

ПРУТСКИЙ ПОХОД 1710–1713

Слайд 12

 Заслуги Александра Васильевича отмечены присвоением чина генерала-поручика и орденом Святого Георгия II степени.

Слайд 13

Новое крупное поражение османов в битве при Козлудже произошло 20 июня 1774, которое нанесла им армия, возглавляемая А.В.Суворовым.

Потерпев полное поражение, Турция была вынуждена запросить мира. По Кючук-Кайнарджийскийскому договору, к России была присоединена территория между Южным Бугром и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море и Кабарда на Северном Кавказе. Турция была вынуждена также признать независимость Крымского ханства и права русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземное море. Русская армия готова была продолжать войну. Но разгоравшаяся в стране крестьянская война вынудила правительство пойти на мир.

Для того чтобы закрепить материал, я задам вам несколько проверочных вопросов.

Слайд 14

После того как учитель рассказал первый блок, учитель задает проверочные вопросы по теме для закрепления материала.

1)Что стремилась получить Россия в Русско-Турецких войнах?

2) К чему стремилась Турция в войне с Россией?

3) Какая последняя битва вынудила Турцию идти на перемирие?

Слайд 15

Второй блок раскрывает причины того, из-за чего русским пришлось прекратить войну с Турцией, а также течение крестьянского восстания и как непосредственно А.В. Суворов был в нем задействован.

Главной причиной восстания стало усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев. Тяжелым было положение и работных людей на мануфактурах.

Все это вызывало постоянные выступления в различных районах страны.

Вскоре в августе 1773 объявился Емельян Иванович Пугачёв, он объявился в городе Яик и заявил, что он – «Чудесно спасшийся» император Пётр III. Вскоре ему удалось поднять казаков на мятеж.

«Вопрос классу: «Каких самозванцев в истории России вы знаете? Объясните значение слова самозванец?»

Молодцы, на все вопросы вы ответили верно. Поэтому продолжим

 

Пугачёв был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядными военными и административными способностями. Для того чтобы привлечь на свою сторону новых сторонников, Пугачёв рассылал «прелестные грамоты».

Слайд 16

Слайд 17

Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять «отчий престол», на котором он будет для народа своим, «мужицким» царём. И тем самым такая программа привлекала на его сторону всё новых и новых людей.

 

Слайд 18

Первый этап начался 17 сентября 1773 г. речью Пугачёва перед казаками, в которой он «открыл тайну своего имени». Имея изначально 80 человек, этим он удвоил количество своих сторонником и так пошло по-нарастающей.

Пугачев осадил Оренбург, но это не принесло существенного успеха, длилась осада около 6 месяцев.

22 марта 1774 г. произошло сражение царских войск и восставших под Татищевой крепостью, но из-за перевеса сил, восставшие потерпели поражение.

Слайд

Второй этап длился с апреля по июль 1774 г. Пугачев снял осаду с Оренбурга и отошел на восток. Вскоре Пугачев повел свое войско на Казань. В июле 1774 г. он сумел взять окраины города.

Слайд

Третий этап был самым массовым по составу участников. Это был «крестьянский» этап. Стремясь привлечь крестьян на свою сторону, Пугачев 31 июля 1774 г. издал манифест, в котором освобождал их от крепостной зависимости и налогов. Позже Пугачев направился к Царицыну, но овладеть им, так и не смог и был разбит.

В 1774 году Суворов был назначен командующим 6-й московской дивизией и в августе того же года был направлен для участия в подавлении Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва, что свидетельствовало о том, что правительство относилось к восстанию с большой серьёзностью. Однако к моменту прибытия Суворова к Волге основные силы повстанцев были разгромлены подполковником И. И. Михельсоном.

Слайд 21

Работа с картой

 

Слайд 22

Александр Васильевич Суворов с войском, отправляется в Царицын, где в начале сентября соединяется с Михельсоном и начинает преследование убегающего Пугачёва. У реки Большой Узень он почти настиг его, но в это время казачий сотник Харчев уже пленил Пугачёва. Суворов отвёз пленного в Симбирск, и некоторое время занимался ликвидацией отрядов мятежников и умиротворением населения, оказавшегося в зоне влияния восстания.

Вскоре Пугачева, как зверя в железной клетке отправили в Москву. Выдержав все пытки, он предстал перед судом, который приговорил его к четвертованию. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве.

Слайд 23

Слайд 24

На данный момент принято считать, что Панин хвастался. Даже Екатерина II заявляла, что «Суворов тут участия не имел... и приехал по окончании драки и поимки злодея». В другой раз она выразилась еще непочтительнее, сказав, что «Пугачев обязан своей поимкой Суворову столько же, сколько ее комнатной собачке Томасу».

Но так ли это? Давайте, разберемся.

Слайд 25

К концу блока учитель задает классу проверочные вопросы:

1) Определите важнейшие причины Пугачевского восстания?

2) Почему Пугачевское восстание так часто называют крестьянской войной?

Слайд 26

Постепенно переходя к третьему блоку, учитель начинает повествование с предпосылок к разжиганию второй русско-турецкой войны, на слайдах отображены основные даты и карта «Русско-Турецкая война 1787-1791 г.» на которой отображены основные передвижения турецких и русских войск и границы Российской империи.

Ещё одна Русско-турецкая война разразилась в 1787 г. Поводом к ней послужили события в Крыму, где произошёл переворот в пользу ставленника Турции и противника России Девлета IV Гирея. В ответ на это в 1783 г. Ека­терина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России.

В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав Рос­сии. Летом 1787 г. Екатерина предприняла демонстративное путешествие в Крым (Тавриду) в сопровождении австрийского императора.

Всё это вызвало бурю негодования в Турции. В июле 1787 г. султан предъявил России ультиматум, в котором потребовал возвращения Крыма, восстановления власти Турции в Грузии и права досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы. Россия ответила отказом. В августе сул­тан объявил России войну, которая длилась четыре года.

Слайд 28

Военное превосходство России стало очевидным сразу. Осенью 1787 г. турки высадили крупный десант на Кинбурнскую косу в устье Днепра. Оборонявшие Кинбурн вой­ска под командованием Суворова разбили и уничтожили десант. Во время кампании 1788 г. российским войскам удалось захватить Хотин и Очаков, что стало серьезным потрясением для султана. Россия же стремилась расширить и закрепить свое влияние на Черном море, а также в кавказском регионе.

Летом 1789 г. произошли решающие сражения при Фокшанах и Рымнике, в ходе которых войска Суворова разгромили численно превосходивших их турок.

Слайд 29

Главным событием заключительного этапа войны стала осада и взятие ка­завшейся неприступной крепости Измаил, оборону которой вели 35 тыс. че­ловек.

Первые попытки штурма действительно не принесли успеха русским вой­скам. Для России овладеть же Измаилом было необходимо, не только вследствие указанных выше соображений военных, но и политических. Императрица требовала скорейшего заключения мира. В рескрипте Потемкину от 1 ноября 1790 г., который был им получен, в нем указано: «обратить все силы и внимание, и стараться достать мир с турками, без которого не можно отважиться ни на какие предприятия».

Слайд 30

Потемкин видел, что кампания 1790 г. подходит к концу, окончить ее, ограничившись взятием ничтожных крепостей, будет важным промахом в политическом отношении, что, пока не пал Измаил, переговоры о мире будут только потерею времени, а Императрица требует этого мира. Лишь после назначения Суворова командующим дело сдвинулось с места.

Слайд 31

Учитель задает вопрос классу: «Почему Потемкин решил поручить это дело Суворову?»

Слайд 32

2 декабря Суворов прибыл к Измаилу. «Крепость без слабых мест», — скажет он после первого осмотра и тут же придумает способ ее взять.      

Почти неделю Суворов готовился к штурму. Неподалеку от крепости были построены земляные и деревянные аналоги рва и стен Измаила — солдаты тренировались преодолевать ров, ставить лестницы, после подъёма на стену кололи и рубили установленные там чучела, имитирующие противника.

Конечно, Суворов не приказывал строить аналогичную крепость рядом, как гласит легенда, но действительно заставил солдат тренироваться: особые группы в каждом отряде должны были научиться молниеносно ставить лестницы для преодоления крутых валов. Сами лестницы, естественно, нужно было еще подготовить. «Тяжело в учении — легко в бою», — говорил Суворов.

Суворов проинспектировал учения, остался доволен, но его все же терзали сомнения. «На штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни…», — позже признался полководец.

Перед штурмом он послал ультиматум начальнику крепости: «Двадцать четыре часа на размышление — и воля. Первый мой выстрел — уже неволя. Штурм — смерть». На что ему турецкий главнокомандующий ответил - «Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил».

Турки намеревались стоять насмерть: султан обещал казнить каждого, кто покинет Измаил. Защитникам крепости оставалось или погибнуть с честью в бою, или умереть с позором от рук своих же палачей.

Слайд 33

Учитель привод на слайде «Принципы управления А. В. Суворова», в которой учитель разъясняет каждый пункт поочередно, чтобы сформировать у ученика в голове своеобразную стратегическую цепочку. И в конце задает вопросы на закрепление.

Рисунок 1 Принципы управления

На слайде вы можете наблюдать своеобразную цепочку, которую использовал Суворов для решения каких либо определенных задач. Что хочу сказать, данная цепочка в принципе актуальна и по сей день, благодаря данной схеме можно решить практически любую задачу, если к ней подойти со всей серьёзностью. Поэтому сейчас я поясню каждый пункт цепочки.

 

1) Для чего нужна оценка ситуации (Глазомер)?

2) В чем выражено “ Продумывание перспективных сценариев развития событий”?

3) Что Суворов требовал от своих офицеров в “Постановке задач”?

4) Чему способствовал принцип завершенности действия и закрепления успеха?

5) Для чего была необходима оценка результатов (Разбор полетов)?

 

Подмечаем то, что в книге А.В. Суворова «Наука побеждать» полностью и подробно описаны все мелочи и тонкости его стратегии.

Слайд 34

Следом учитель предлагает ученикам сыграть в творческую игру, под названием «Военный совет» в которой, учитель предлагает ученикам последовательно составить план взятия крепости. На слайд выводятся условия игры.

После проведенный игры учитель продолжает урок, и дети сверяют свои планы с планом Суворова по захвату крепости.

Предложите свою тактику взятия крепости.

1) отправить разведку для поиска слабых мест

2) нападать ночью

3) использовать орудия

4) сделать обманный маневр для нападения на ослабленную часть крепости

5) Выпускать сигнальные для отвлечения внимания

Сравнить подготовленные вами планы и то, как решил эту задачу Суворов.

 

- Теперь перед вами ставится задача: сравнить подготовленные вами планы и то, как решил эту задачу Суворов.

Слайд 35

После артиллерийской подготовки 11 декабря 1790 г. на­чался штурм крепости.

Суворов отправил разведку и обнаружил, что наиболее уязвима южная сторона крепости. Она примыкала к Дунаю.

Чтобы дезориентировать противника и не дать ему возможности понять, в какой момент начнется штурм, Суворов приказал регулярно выпускать сигнальные ракеты, что держало турецких наблюдателей в напряжении. Сам он постоянно появлялся на одном и том же участке напротив Измаила, вынуждая обороняющихся стягивать основные силы именно сюда: всем была известна привычка русского полководца возглавлять войска на самом главном направлении удара. Но на сей раз Суворов собирался изменить этому обычаю и не участвовать в штурме лично, отдав все в руки своих подчиненных. Им предстояло тремя колоннами двинуться на штурм перед рассветом, чтобы после того, как будут взяты внешние укрепления, иметь достаточно светлого времени на завершение битвы внутри крепости — а в том, что она будет, не сомневался никто. Ранним утром 10 декабря окружавшая Измаил русская артиллерия, как полевая, так и установленная на гребных судах, начала артподготовку, завершившуюся чуть позднее полуночи. В три часа ночи русские войска начали покидать лагерь, а в начале шестого утра устремились на приступ.

 Турки не ожидали удара со стороны реки. Здесь и расположил полководец половину своих войск - они должны были нанести основной удар.

Задача остальных заключалась в том, чтобы заставить противника рассеять свои силы по всему протяжению крепостного вала. Штурм был решительным. На левом фланге выступал М.И. Кутузов. Бой продолжался 10 часов. После чего не­приступный Измаил пал. Оправиться от этой потери Турция уже не смогла, хотя и сделала все, чтобы оттянуть заключение тяжелого и невыгодного для нее Ясского мира.

На слайде показана картина взятия Измаила. И цитата Суворова из рапорта.

«Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее, чем оборона Измаила. Но Измаил взят», - писал Суворов в своем рапорте.

Летом 1791 г. русские войска окончательно разгромили ту­рецкую армию на Балканах. Молодой русский Черноморский флот во главе с ФёдоромФёдоровичем Ушаковым разбил турецкую эскадру в Керченском проливе и у мыса Калиакрия.

Слайд 36

Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. По Ясскому мирному договору 29 декабря 1791 г. границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье.

Россия не только получила выход в Чёрное море, но и стала великой черноморской державой. Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство на них новых портов и городов. Главным результатом победы стало то гнетущее впечатление, которое она оказала на Турцию и ее союзников.

По итогам второй войны с турками Александр Суворов получил к ордену Андрея Первозванного орден Святого Георгия 1-го класса, ему пожаловали титулом графа Рымникского. Суворов принес военную славу России, из 60-ти проведенных им сражений он победил в 60-ти! Активная внешняя политика Екатерины II способствовала началу превра­щения России из великой европейской державы в великую мировую державу.

Слайд 37

Учитель задаёт проверочные вопросы классу, чтобы закрепить блок:

1. Чем вы объясните успешный для России ход Русско-турецких войн второй половины XVIII в.?

2. Какой главной цели достигла Россия в этих войнах?

3. Каковы причины второй русско-турецкой войны?

 

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК ПО СИТУАЦИИ (НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН)

Последний четвертый блок, учитель начинает с причин швейцарского похода, основных дат и картины “Переход Суворова через Альпы”

На слайде показан портрет Павла I и расписаны основные даты на запись ученикам.

В 1796 году Северная Италия была оккупирована французскими войсками под руководством бригадного генерала Наполеона Бонапарта. В 1798 году, продолжая наращивать свои военные успехи, Франция нанесла удар по британским владениям на Ближнем Востоке.

В соответствии с договором, заключенным с Великобританией, Российская империя имела следующую цель: «действительнейшими мерами положить предел успехам французского оружия и распространению правил анархических; принудить Францию войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие».

В 1799 г. Павел направил русские войска в Ита­лию и Швейцарию для борьбы против французов. Русский экспедиционный корпус в Италии возгла­вил великий полководец А. В. Суворов. Павел дал Александру Васильевичу большие полномочия. «Веди войну как знаешь» – такие были его напутственные слова. Пока Суворов воевал в Италии, английские дипломаты убедили Павла I в том, что надо продолжить боевые действия в Швейцарии, а уже потом пойти на Францию.

Закончившаяся Итальянская кампания была использована российскими союзниками в своих корыстных целях. Россия воевала в Европе за чужие интересы.

 Суворов А. В. планировал войти с юга во Францию и быстро взять Париж. Однако союзники были обеспокоены победами русских и заста­вили их перенести военные действия в Швейцарию. Суворов полу­чил предписание выступить в Швейцарский поход, чтобы соеди­ниться с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова.

В короткий срок (с апреля по сентябрь 1799 г.) Суворов сумел разбить французские войска в Италии и, перейдя Альпы через неприступные перевалы Сен-Готарда, выйти в Швейцарию для соединения с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова.

Учитель демонстрирует на слайде карту «Итальянский поход Суворова 1799 г.»

Поход через Альпы стал продолжением Итальянской кампании: к концу августа 1799 года, в результате действий армии А. Суворова в Италии. В направлении к Швейцарии Суворов двинулся 31 августа (10 сентября) 1799 года. Австрийцы должны были осуществить материальную подготовку похода. Но по традиции они ничего не сделали, и наши воины были вынуждены сами обеспечивать необходимые приготовления.

Учитель демонстрирует на слайде карту «Швейцарский поход Суворова 1799 г.»

12 (23) сентября Суворов атаковал французские войска у перевала Сен-Готард и долины реки Рёйс. Русские смогли справиться и с французами, и с природными преградами. Особую сложность представляли Чёртов мост и Урзернская дыра. Чертов мост был достаточно узкий и частично разрушенным, что его пришлось заделывать досками.

 

Учитель демонстрирует на слайдах «Чертов мост».

В тот же день в окрестностях Цюриха состоялось сражение меж­ду корпусом генерала Римского-Корсакова и французской армией. Потеряв более половины солдат, Римский-Корсаков приказал вой­скам отступать. В результате армия Суворова, спустившись с гор в долину, оказалась в окружении.

На воен­ном совете было решено с боями, прорываться в Австрию через ря­ды превосходящего неприятеля и снежные горы.

 

Учитель на слайдах демонстрирует картину «Переход Суворова через Альпы».

В невероятно сложных условиях рус­ская армия под командованием А. В. Су­ворова сумела прорваться через горные перевалы   8 октября 1799 года. Совершив труднейший переход через перевал Паникс, ар­мия Суворова вышла к австрийской границе, тем самым выполним свою задачу.

Учитель демонстрирует на слайде цитату А.В. Суворова:

«Русский штык про­рвался сквозь Альпы!» — воскликнул полководец.

Также он задает вопрос: «Почему именно переход через Альпы, решил выбрать Суворов?»

 

Но победами над французами в итоге сумели воспользоваться лишь союзники России. Австрия взяла под свой контроль освобождённую русскими войсками Ита­лию.

Англия же отказалась освобождать Мальту, установив над ней свой полный контроль.

Возмущению Павла I не было предела. Он разорвал союз с Англией и Австрией

Учитель подводит итоги четвертого блока и задает проверочные вопросы на закрепление материала.

Швейцарский поход поверг в изумление всю Европу. За 16 дней 25 тысяч русских солдат сумели пройти почти 300 км, миновать семь высокогорных перевалов, при этом не проиграть ни одного боя, хотя опыта ведения войны в горах у них не было. И все это в условиях холодной и снежной осени, при жесточайшей нехватке продовольствия. Суворов сумел спасти свою армию (русские поте­ряли за время альпийского перехода 4 тыс. человек убитыми, фран­цузы — 16 тыс. человек). За этот поход Суворов был удостоен звания генералиссимуса российских войск и на­граждён орденами и титулами союзных с Россией держав.[1]

 

Учитель задает вопрос классу: «Что означает звание генералиссимус?»

1) Почему переход через Альпы Суворовым стал одним из самых громких событий в мире?

2) Какова цель Итальянского и Швейцарского похода?

3) Назовите итоги Швейцарского похода.

Чтобы подвести общие итоги, учитель раздает каждому ученику по листку с заданием под названием “Историческая разрядка” где нужно соотнести даты с событиями.

 

Задание 1. «Историческая зарядка»По карточкам назвать дату и событие.

 1768-1774 Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

 1774         Вторая Русско-Турецкая война

 1792        Швейцарский поход

 1790         Первая Русско-Турецкая война

 1773-1775 Ясский мир

 1775          Кючук-Кайнарджийский мир

 1787-1791      Взятие Измаила

     1799           Казнь Пугачева

Учитель закрепляет материал влияние личности Суворова на ход событий второй половины XVIII.

Мы познакомились с биографией Суворова и его послужным списком. Проверим усвоенные вами знания с помощью кроссворда.

 

Под конец урока, учитель задает домашнее задание, благодарит учеников за хорошую работу и прощается с ними.

 


[1] История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М.: Просвещение, 2016.- 65 c.

 

Слайд

Первый блок о котором мы будем говорить раскрывает детство и начало становления карьеры А.В. Суворова.

   А. В. Суворов родился 13 ноября 1729 года в Москве в дворянской семье. Он появился на свет полуживым: не дышал, не открывал глаз, не кричал.

После того, как младенца нашлёпали, он «ожил», открыл глаза и громко закричал. И мальчика решили назвать Александром, в честь Александра Невского.  От природы он был наделён пытливым умом. С раннего возраста проявлял любовь к знаниям. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию Суворова: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Да, стать военным Суворов мечтал, когда был маленьким. Но отец на сына говорил с подозрением: тонок, худ, хил – неудачник! А мама нежно, но твёрдо приобщала к языкам, музыке и изящной словесности.

Слайд

Так бы и вырос Саша благовоспитанным дворянином, если бы не заехал к отцу генерал Абрам Ганнибал друг семьи Суворовых.

Ганнибал поговорил с юным Суворовым и генерал расплылся в улыбке. Сказав отцу мальчика, что Петр I восхитился бы таким парнем и непременно определил в военное дело. Так часто бывает: родители мечтают из сына музыканта вырастить, а он хочет играть в войну.

Правда, не из всех мальчиков получаются потом великие полководцы

Но Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Слайд

Суворов был хорошим и старательным солдатом. Службу начал солдатом гвардейского Семеновского полка. Относился он к службе ответственно и оружие у него всегда начищено и блестело.

И сейчас я хочу вам рассказать один интересный эпизод из жизни Суворова во времена его службы в Семеновском полку.

Суворову везло со знаменательными «караульными» случаями. Еще солдатом, стоя в карауле в Петергофе, он повстречал гулявшую по саду императрицу Елизавету Петровну, да так лихо отдал ей честь, что обратил на себя внимание императрицы. «Кто такой, как зовут?» - спросила она. Узнав, что ее чествовал сын петровского крестника, Елизавета удивилась и протянула ему серебряный рубль. «Государыня! Не могу взять, ибо на часах стою», - почтительно произнес караульный. «Молодец! Возьмешь, когда сменишься», - сказала царица, потрепав молодого Суворова по щеке. Эту монету полководец берег всю жизнь.
Вот такой вот небольшой и забавный отрывок мы можете услышать из службы Суворова.

Но давайте вернемся к теме.

Слайд 5

Формирование Суворова как полководца выпало на век, Екатерины Великой. 26 августа 1762 года Суворов произведён в чин полковника и назначен командиром Астраханского пехотного полка, на который возлагалась задача содержания городских караулов в Петербурге во время коронации в Москве Екатерины II. По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей и она подарила ему свой портрет. Позже Суворов напишет на портрете:

«Это первое свидание проложило мне путь к славе…».

Учитель демонстрирует на слайде рисунок данного портрета.

Слайд 6

Плавно переходя ко второму блоку,стоит сказать что, более ярко Суворов отличился во времена Русско-турецких войн. В войне с турками 1768 – 1774 годов участвовал на ее заключительном этапе, командуя отдельным отрядом. В 1773 году добился назначения в Первую армию фельдмаршала Петра Александровича Румянцева, что сыграло значительную роль в развитии его военных талантов. 

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Объяснялись, как стремлением России выйти к Чёрному морю, так и желанием Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. И уже в 1768 году, вспыхнула Русско-турецкая война, которая разожгла Турция. 

Слайд 7

С 1770 по 1774 года происходили ожесточенные столкновения.

В июле 1770 г. турецкая армия была разгромлена войсками Румянцева у реки Ларги. В том же году, Балтийский флот под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова обогнула Европу и 7 июля 1770 г. в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру.

Следом 1772 год обозначился тем, что в Дунайскую армию был переведён Александр Васильевич Суворов. Возглавляемые им войска в 1773 г. стремительным ударом заняли крепость Туртукай и форсировали Дунай.

Слайд 8

Картина полководцев

Слайд 9

В 1772 г. дипломаты Османской и Турецкой империй сели за стол переговоров, которые, впрочем, ни к чему не привели. Русские требовали независимости Крымскому ханству, что означало на деле скорую ликвидацию независимости Крыма и переход его к России. Турки не соглашались, и военные действия были продолжены.

Новое крупное поражение османов в битве при Козлудже произошло 20 июня 1774, которое нанесла им армия, возглавляемая А.В.Суворовым.

Слайд 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.137 с.)