Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовая модель реферата научной статьи

Поиск
I. Библиографическое описание статьи Согласно ГОСТ 7.1. – 84
II. Вводная часть реферата В реферируемой статье рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы) Автор статьи - известный ученый… Статья                 называется                         носит название                         под названием                         озаглавлена                         под заголовком                         опубликована в
III. Тема статьи, её общая характеристика Тема статьи – … Статья на темуСтатья посвящена   теме                                   проблеме                                   вопросу Статья представляет обобщение собой                         изложение                                   описание                                   обзор
IV. Проблема и основная мысль статьи В статьеречь идет (о чем?)               говорится (о чем?)               рассматривается (что?)               дается   оценка (чему?) (чего?)                                 анализ (чего?)                                               изложение (чего?)   Сущность проблемы сводится (к чему?)                                   заключается (в чем?)                                   состоит (в чем?) Автор считает, что…        полагает, что…        доказывает, что… По мнению автора, …
V. Композиция статьи (факультативно) Статья   делится на … части (-ей)              состоит из … частей              начинается (с чего?)              заканчивается (чем?)
VI. Описание основного содержания статьи Во введении    формулируется (что?)                           дается определения (чего?) В начале статьи определяются задачи                                                                                                      излагаются      цели Далее дается                                        проблемы     общая характеристика   глав          статьи                                        частей     В статье автор ставит                 следующие                                   затрагивает        проблемы                          освещает                          останавливается (на чем?)                          касается (чего?)                     В основной части излагается (что?)                        приводится аргументация (чего?)                                     в пользу чего? против чего?)                        дается обобщение (чего?)                        научное описание (чего?) В статье также затронуты такие вопросы, как
VII. Иллюстрация автором                     своих положений   Автор                       примеры, подтверждающие, приводит             факты,      иллюстрирующие ссылается на        цифры        положения                              данные                                      В статье приводится              дается
VIII. Заключение, выводы автора   Автор    приходит к                    выводу, что…               подводит нас к         заключению…               делает вывод               подводит итог В конце статьи  подводятся итоги (чего?)   В заключение автор       говорит, что…                                          утверждает, что… В заключение говорится, что… (о чем?)
IX. Выводы и оценки референта (факультативно)   В итоге можно             сказать               необходимо    подчеркнуть               хотелось бы    отметить Таким образом, нашло отражение… в статье             убедительно доказано…                           получили исчерпывающее освещение… Оценивая работу в целом, можно утверждать… Безусловной заслугой автора является … Заслуга автора состоит         (в чем?)                          заключается   Основная ценность состоит         (в чем?)             работы                      заключается    Достоинством     работы является… Недостатком К достоинствам     работы относятся… недостаткам Работу можно рекомендовать специалистам по…                                                студентам…                                   широкому кругу читателей
X. Составитель реферата: И. О. Фамилия

 

6. Прочитайте реферат текста № 5 "Озоновые дыры создает сама природа" и найдите в нем элементы, отмеченные в вышеприведенной таблице.

     Беспрозванный П. Озоновые дыры создает сама природа // Чудеса и приключения. - 2001. - № 7. - С.17.

В реферируемой статье рассматриваются проблемы уменьшения количества озона в атмосфере Земли. Автор пытается определить причины возникновения так называемых "озоновых дыр". По его мнению, истощение озонового слоя является следствием тектонической активности планеты.

Статью можно разделить на две части. В первой части говорится о свойствах озона и о распространенном взгляде на причину его сокращения в атмосфере. Во второй части автор выдвигает собственную гипотезу происхождения озоновых дыр.

В первой части особо отмечено, что толщина озонового слоя в атмосфере составляет всего от 2,5 до 3 мм. С другой стороны, автор подчеркивает важнейшую роль этого слоя с точки зрения защиты биосферы от ультрафиолетовых лучей. П. Беспрозванный подробно анализирует распространенную в настоящее время точку зрения Ф. Роуланда и М. Мосина на причину истощения озонового слоя. Согласно их гипотезе, основной причиной является взаимодействие озона с выбросами промышленного и бытового фреона, в результате чего озон превращается в кислород. Это мнение было подхвачено прессой и в конце концов явилось основанием для заключения в 1985 г. Венской конвенции об охране озонового слоя.

Однако наблюдения П. Беспрозванного ставят под сомнения общепринятую точку зрения. Среди аргументов, выдвигаемых против нее во второй части статьи, прежде всего можно отметить то, что крупные озновые дыры располагаются не над промышленно развитыми районами планеты, а над пустынными регионами: Антарктидой, Андами, Гималаями и др., и даже в открытом океане. Автор особо отмечает, что все эти районы находятся в зонах высокой тектонической активности.

В результате автор приходит к выводу о том, что озоновый слой истощается прежде всего в результате взаимодействия озона с химически активными газами, поднимающимися из земных глубин и лишь в небольшой степени в результате его взаимодействия с искусственными химически активными веществами. В заключение П. Беспрозванный выдвигает предположение, что «озоновые дыры создавались и в незапамятные времена в результате тектонических подвижек в земных недрах и лишь в ничтожной степени обязаны техногенному фреону» (с. 17).

 

Реферируемая статья интересна прежде всего выраженными в результатами практических наблюдений П. Беспрозванного над размещением озоновых дыр. В то же время думается, что выдвинутая им гипотеза нуждается в дальнейшей проверке и в более развернутой системе доказательств. Статью можно рекомендовать в первую очередь специалистам по экологии, а также широкому кругу читателей.

 

Сост.: Л. М. Саматова, Е. Г. Суворова, В. Э. Морозов.

7. Проанализируйте структуру и содержание текста "О психологической экологии", пользуясь вышеприведенной таблицей.

7. Составьте реферат-конспект данного текста.

ТЕКСТ 8

1. Прочитайте текст, объясните, каким образом объединены несколько микротекстов в один текст.

Вслед за уходящим морем

Н. Маркина

На наших глазах с карты мира исчезает море - Аральское. В ноябре 2002 года на месте катастрофы побывали российские и узбекские ученые, которые рассказали специальному корреспонденту журнала “Наука и жизнь” о том, что сейчас происходит с Аралом.

“А было ли море?” - спросят потомки

Быстро устарели физические карты с обозначением привычных очертаний голубого пятна с двумя ниточками рек на желтом фоне среднеазиатской пустыни. Обычно природе требуются тысячелетия на столь глобальные географические перемены, но человек “достиг” впечатляющего результата за какие-то полвека.

Арал год от года мелеет и отступает из-за того, что питавшие его когда-то полноводные реки Сырдарья и Амударья отдают практически всю (!) свою воду на хозяйственные нужды. Лишенный притока воды водоем в пустыне становится гигантским испарителем. Бывшие устья рек подверглись сильной эрозии, и даже та вода, что не тратится на орошение полей, испаряется, уходит в почву, в общем, исчезает в ненасытной пустыне.

Уникально образование Аральского моря - у него нет аналогов в мире, и уникально его исчезновение - нигде и никогда еще столь крупный водоем не высыхал такими крупными темпами. Ученые обеспокоены: они ведут наблюдения и съемки со спутников, строят компьютерные модели, ломают копья на международных симпозиумах. Вот только на самом Арале с 1993 года почти никто не был, точнее не проводил комплексные исследования на местности. Одни из немногих - участники российско-узбекской экспедиции.

До Арала дойти непросто...

Самая первая задача, которая встала перед экспедицией, - как добраться до нужного места, ведь море отступило на десятки километров и убежало от всех людских поселений, от дорог и прочей инфраструктуры. На КАМазе, а затем пешком исследователи добрались до воды.

По сравнению с началом 1960-х годов уровень воды в Арале упал почти на 23 м, площадь уменьшилась в пять раз, а средняя глубина - в два с половиной раза. Море практически распалось на три независимых водоема. С помощью съемки ученые измерили абсолютный уровень Аральского моря. Раньше для его вычисления использовались в основном данные космической съемки. Сейчас в точке проведения работ абсолютный уровень Арала составил 30 м 47 см, а до того, как море начало пересыхать, его уровень составлял 53,5 м.

Исследователи впервые обнаружили, что в Аральском море на глубине 22 м начинается слой, в котором нет кислорода, зато изобилует сероводород. Поступающий с поверхности кислород не может проникнуть вглубь, потому что вода в глубоких слоях практически не перемешивается.

Жизнь в рассоле

   Вода в Арале постепенно превращается в рассол. Ее соленость увеличилась в восемь раз: с 10 примерно до 80 промилле на поверхности, а в придонных слоях - перевалила за 90 промилле, причем по составу аральская соль совсем не такая, как в Мировом океане. Арал задал ученым немало загадок. Береговая кромка воды сплошь и рядом покрыта мощным слоем белой пены. Она не тает в воздухе. В тайне ее происхождения еще предстоит разобраться. А галька, взятая в одном метре от нынешней кромки моря, там, где еще полгода назад была вода, так сильно обработана солью, солнцем и ветром, что легко ломается на куски.

Один из самых важных результатов экспедиции: в этом рассоле тем не менее существует высокоразвитая жизнь! Еще недавно считалось, что населяющие Арал рыбы не смогут выжить при солености свыше 66-68 проммиле, но аральская экосистема оказалась гораздо более устойчива к сверхсолености, чем можно было ожидать. Эхолот обнаружил рыб в придонном слое воды. И все же сейчас трудно представить, что еще два десятка лет тому назад люди занимались здесь промышленным рыболовством!

Что же будет дальше?

Океанологи создали компьютерную модель, которая описывает вероятное будущее Арала. Скорее всего, более обширная и мелкая восточная котловина продержится еще около десятка лет и исчезнет. Западная, более глубоководная часть, будет существовать достаточно долго - лет 70.

Повторится ли история Арала в другой точке земного шара или послужит наглядным уроком уязвимости природы? Это зависит от того, какие выводы сделает человечество из самой крупной в современном мире водной экологической катастрофы.

                                              Наука и жизнь, 2002, № 4, с.16-19.

 

2. Проследите, какими логическими связями объединены разделы текста.

3. Выделите и запишите основной тезис каждого раздела.

4. Объясните смысл названий разделов текста.

5. Озаглавьте текст.

6. Авторское заглавие текста № 8 – "Вслед за уходящим морем". Как вы думаете, почему автор так назвал свою статью? Сравните это заглавие с вашим, чем они отличаются?

7. Перескажите текст.

8. Есть ли подобные экологические проблемы в вашей стране? Если имеются, расскажите о них.

9. Составьте аннотацию и реферат-конспект статьи Н. Маркиной "Вслед за уходящим морем" (текст № 8).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.011 с.)