Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие умений составления научных сообщений

Поиск

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ

И УМЕНИЙ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ

ТЕКСТ 1

1. Прочитайте текст и найдите информативные центры абзацев.

 

Человек и природа

    Человек - часть природы, и все, что ей вредит, приносит огромный вред и человеку. В солнечной системе жизнь, подобная нашей, существует только на Земле. Землю от вредного влияния космоса защищает озоновый слой атмосферы.

    Озоновый слой - защитник всего живого на планете от пагубного космического излучения. Озон регулирует отток влаги от планеты через атмосферу, выводит шлаки и отбросы производственной деятельности человека. Однако основная масса отбросов, воздействуя на озоновый слой, его разъедает. Поступающие от поверхности Земли химические, радиоактивный и другие отбросы «проедают» все более глубокие ячейки - «дыры» в озоновом слое. Через них к поверхности Земли устремляются космические потоки радиации. Результатом этого нарушения природного равновесия является увеличение заболеваний человека, особенно онкологических, появление новых, ранее неизвестных болезней и возвращение старых.

    На здоровье человека влияет и другой неотъемлемый участник нашей экологии - почва. Состав ее создавался тысячелетиями. Этот «слой нашей жизни» также основательно загрязнен. Есть места; и таких на планете много, где уже опасно для здоровья человека собирать дары природы: грибы, ягоды, орехи. Перенасыщение почвы химическим удобрениями, нерациональное ведение сельского хозяйства привело к оскудению ее ресурсов, снижению урожайности, содержанию в продуктах питания вредных для здоровья человека химических веществ.

    Не менее, чем почва, загрязнена вода. Сливание в океаны, моря и реки отходов производства отравляет и губит все живое. Однако в воде существует своеобразный «чистильщик воды» - планктон. Являясь отличным кормом для водоплавающих, планктон очищает воду от загрязнений. Если раньше планктон собирал загрязнения и «вытеснял» их к озоновым «дырам», то сейчас водное пространство так перенасыщено загрязнением, что испарения сразу выпадают в осадок, не доходя до озонового слоя.

    В настоящее время суша, воздух и вода так загрязнены, что представляют серьезную угрозу здоровью человека. Какой же выход? Человеку следует прекратить разрушать окружающую среду и тем самым самого себя как ее неотъемлемую часть.

    Экологи предлагают обратить серьезное внимание прежде всего на экологию человека, и в первую очередь, на воспитание духовности - ее основной составляющей. Только духовно здоровый человек может понять, что его здоровье и чистота природы взаимосвязаны. Невозможно быть здоровым, разрушая и отравляя среду обитания.

Атабекова Н.А., Большакова Н.Г. Природа и мы: Тексты для чтения и развития научного стиля речи. ч.2. - М.: Издательство РУДН, 1996,-с.3.

 

 2. Объясните значение выделенных слов.

  пагубное космическое излучение;

  неотъемлемый участник экологии;

  разъедать озоновый слой;

  проедать «дыры» в озоновом слое.

 

3. Составьте словосочетания со словами.

1. воздействовать    (несов. и сов. вид) НА ЧТО?                        

2. влияние ЧЕГО? НА ЧТО?

3. воспитание

4. приводить - привести К ЧЕМУ?        

5. загрязнение ЧЕГО? ЧЕМ?

6. очищать - очистить ЧТО? ЧЕМ?        

7. перенасыщение ЧЕГО? ЧЕМ?

8. представлять угрозу ЧЕМУ?

9. разрушать ЧТО? ЧЕМ?

10. снижение

 

4. Найдите новую информацию в предложениях, задайте вопросы к предложениям.

1) Человек - часть природы.

2) Землю от вредного влияния космоса защищает озоновый слой атмосферы.

3) Озон регулирует отток влаги от планеты.

4) На здоровье человека влияет и почва.

5) Состав почвы создавался тысячелетиями.

6) Экологи предлагают обратить серьезное внимание на экологию человека.

 

5. Расскажите, как отражается загрязнение окружающей среды на здоровье человека.

ТЕКСТ 3

1. Прочитайте текст, определите его основную мысль, сформулируйте и запишите ее.

 

Немного об экологии

    Еще недавно, в 60-х, слово “экология” знали только профессиональные биологи, а сейчас оно вошло в лексикон инженеров, медиков, военных, политических деятелей.

    Почему экология стала популярной, а ее проблемы волнуют весь мир? В первую очередь потому, что вся Земля стоит сейчас перед возможным кризисом - изменением климата. Большинство экологических проблем носит глобальный характер, а люди все сильнее ощущают не только материальные (энергия, ресурсы, качество среды), но и нравственные нити своих взаимоотношений с природой.

    В атмосфере Земли растет концентрация углекислоты и других вызывающих парниковый эффект газов, и это может привести к существенному потеплению в следующем столетии. Часть парниковых газов обязана своим происхождением хозяйственной деятельности человека. Одним из основных источников увеличения концентрации парниковых газов считается энергетика.

    В последнее время выяснилось, что с каждым годом в атмосфере увеличивается содержание метана (на 1-2%) и закиси азота (на 0,2%) - газов бактериального происхождения. Таким образом. Существуют и биологические причины изменения состава атмосферы, влияющего на изменение климата.

    Большинство парниковых газов имеет биологическое происхождение. Их содержание в атмосфере отражает изменение в состоянии экосистем.

    Состав атмосферы, климат, биосфера взаимосвязаны, изменяются и влияют друг на друга. Происходящие изменения медленны, но их необходимо учитывать при планировании человеческой деятельности. Важно понять истинные причины происхождения изменений и предсказать их возможный ход, чтобы прогнозировать экономическое развитие.

Атабекова Н.А., Большакова Н.Г. Природа и мы: Тексты для чтения и развития научного стиля речи. ч.1. - М.: Издательство РУДН, 1996, с.3.

 

 

2.   Прочитайте группы однокоренных слов, выделите в каждой группе слов общий корень:

1) лексический, лексика, лексикон; 2) профессия, профессионал, профессиональный; 3) нрав, нравственность, нравственный.

 

3. Подберите к данным словам однокоренные слова:

происхождение, концентрировать, биология, обобщить, прогноз.

 

4. Из текста "Немного об экологии" подберите слова в винительном к данным словам:

концентрация -                          состав -

нити -                                          лексикон -

источники -                                планирование -

эффект -                                        изменение -

причины -                                    содержание -

 

5. Замените в данных словосочетаниях глаголы отглагольными существительными:

  предсказать возможный ход изменений -

  увеличить концентрацию парниковых газов -

  изменить состав атмосферы -

 

6. Используя информацию текста "Немного об экологии" закончите предложения, употребив нужное словосочетание:

В атмосфере Земли растет концентрация...

Часть парниковых газов обязана...

Большинство парниковых газов имеет...

Состав атмосферы наиболее обобщенно отражает...

Важно понять истинные причины происходящих изменений и предсказать...

 

7. Ответьте на вопросы:

а) почему экология стала популярной сегодня?

б) что необходимо знать для успешного прогнозирования экологического развития?

8. Озаглавьте каждый абзац текста"Немного об экологии". Из заглавий составьте назывной план.

9. Представьте, что вам нужно взять интервью у специалиста-эколога. На основе прочитанного текста подготовьте вопросы, которые вы могли бы ему задать.

10. Подготовьте небольшое сообщение на тему “Причины изменения климата на Земле”. Используйте текст "Немного об экологии" и дополнительный материал из учебной литературы, прессы, радио- и телепередач.

 

 

    ТЕКСТ 4

1. Прочитайте текст, объясните, что такое “озоновый слой” и какова его роль в атмосфере Земли.

 

Теряем озон

  Вот уже несколько лет ученые бьют тревогу в связи с уменьшением озона в верхних слоях атмосферы. Особое беспокойство вызывает так называемая озоновая “дыра” над Антарктидой. Эта “дыра” дает о себе знать в странах южного полушария. В Австралии в полтора-два раза повысилась интенсивность ультрафиолетового излучения у поверхности Земли; в Чили и Аргентине уменьшение озона ведет к росту заболеваний катарактой. Есть и много других негативных влияний на здоровье человека.

  Все живое на Земле может существовать только потому, что атмосфера задерживает большую часть ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, а также космической радиации. Главную роль играет именно слой озона, находящийся примерно на высоте 25 км. Сегодня этот “щит” планеты в результате хозяйственной деятельности человека поставлен под угрозу. Многие виды производства связаны с выбросом в атмосферу большого количества хлора и фторсодержащих веществ. Атомы хлора и фтора вступают в реакцию с озоном, уничтожая защитника биосферы Земли.

Истончение озонового слоя таит в себе большую опасность, о которой рассказывает член-корреспондент, академик космонавтики А.К.Попов. Более 35 лет Попов изучает влияние волновых колебаний на организм и психику человека. Он выдвинул гипотезу о механизме приспособительных реакций человека. Наш мир, согласно его теории, прежде всего занят “наведением мостов” с внешней электромагнитной средой, то есть непрерывным приспособлением к ее постоянно действующим колебаниям.

Жизнь на Земле развивалась в условиях постоянно колеблющейся электромагнитной среды. Наш мир долго приспосабливался к этому и в процессе эволюции выработал соответствующие характеристики собственных биоэлектрических волн, близких по частоте к природным - около 10 Гц. Разрушение озонового слоя приводит к огромным сбоям и перегрузкам организма.

Если серьезно нарушится электромагнитная защита Земли из-за исчезновения озонового слоя, начнутся массовые заболевания и психические расстройства у людей. Причем в первую очередь будут нарушены “верхние этажи” психики, наиболее трудно формируемые и поэтому легко разрушаемые, а именно: нравственность, мораль, способность мыслить. Ослабление психических функций будет в свою очередь мешать людям принимать правильные решения, в частности, в отношении проблем экологии.

Если разрушение озонового слоя будет прогрессировать, то все люди могут оказаться в положении эпилептиков, причем значительно раньше, чем начнется патология от ультрафиолетовых лучей. Для избежания этого необходимо немедленно приступить к разработке программы разумного и экологически оправданного применения химического производства с обязательным привлечением к решению этой проблемы экологов.

 

 

2. В следующих существительных выделите корни и подберите однокоренные слова:

беспокойство                         защитник

поверхность                           космонавтика

излучение                               полушарие

 

3. Составьте словосочетания со словами из задания 2 в соответствии с поставленными к ним вопросами.

Беспокойство о чем? чем вызвано?

Поверхность чего? какая?

Излучение    чего? какое?

Защитник     чего? какой?

Полушарие   чего? какое?

 

4. Объясните значение следующих слов и словосочетаний не обращаясь к словарю (по корню слов, по сочетаемости,, по контексту)

гипотеза

выдвинуть гипотезу

приспособительные реакции человека

выдвинуть гипотезу о механизмах приспособительных реакций человека

электромагнитная среда

электромагнитная защита среды

сбой

перегрузка организма

психика, “верхние этажи” психики

психические функции

патология

разумное применение химического производства

 

5. Докажите фактами из текста, чем грозит уменьшение озонового слоя здоровью людей, свои аргументы изложите в виде схемы.

6.  Напишите сообщение на тему "Проблема уменьшения озонового слоя".

7. Сделайте устное сообщение на ту же тему.

 

ТЕКСТ 5

1. Прочитайте текст и объясните смысл названия текста.

 

П. Беспрозванный

Озон - трехатомный кислород - накапливается в верхней атмосфере Земли, на высотах 10-50 км, под воздействием солнечного света. Общая масса этого газа в атмосфере ничтожна, толщина его слоя составляет всего от 2,5 до 3 мм. Но роль этой “пленки” для жизни трудно переоценить: она служит надежным щитом, защищающим биосферу на нашей планете от губительных ультрафиолетовых лучей.

В обычных условиях эти лучи, ослабленные озоном, уничтожают микробы и вызывают красивый загар, а при повышенной интенсивности могут привести к различным заболеваниям - от рака кожи до генетических метаморфоз.

В противоположность озону фреон, рукотворное химическое вещество, используемое в холодильниках, весьма стоек, очень медленно распадается. Американские ученые Ф.Роуланд и М.Мосина открыли: фреон взаимодействует с озоном, превращая его в кислород. Следовательно, выбросы промышленного и бытового фреона, попадающие в атмосферу из распылителей и испорченных холодильников, должны разрушать “озоновый щит”.

  Роуланд и Мосина поставили перед собой цель: добиться ограничения, а в перспективе - запрещения выпуска фреоносодержащей техники. Задача потребовала принятия соглашений на международном уровне по закрытию или перепрофилированию национальных химических производств. Это вызвало сопротивление крупнейших мировых монополистов по производству и использованию фреона.

  Аэрологи американской полярной станции на Антарктиде, прослышавшие о работах Роуланда и Мосины, провели собственные исследования и действительно обнаружили понижение концентрации озона в атмосфере над этим континентом. Появилось броское выражение - “озоновые дыры”. Пресса подхватила сенсацию. Благодаря этому уже в 1985 году была заключена Венская международная конвенция об охране озонового слоя. Итак, вопрос закрыт?

  Однако в этой проблематике есть одно “но”. Почему крупные озоновые дыры располагаются отнюдь не над обжитыми, хозяйственно освоенными регионами, где особенно велики выбросы фреона в атмосферу, а как раз над самым пустынным материком - Антарктидой, где нет такого производства?

  Показалось сомнительным, что главная причина глобальной изменчивости озоносферы - воздействие на нее человека. Мы решили определить, где располагаются зоны активного повышения и понижения концентрации атмосферного озона. Выяснив это, можно сделать вывод о том, что же именно воздействует на озоновый слой: промышленные предприятия или же природные факторы. Поиски привели нас в Центральную аэрологическую обсерваторию России. Здесь есть уникальный архив ежедневных спутниковых измерений концентрации атмосферного озона за 14 лет по всему земному шару. В результате обработки этого архива на компьютере и нанесения выявленных зон флуктуации озоносферы на карту мира были получены удивительные выводы.

  Оказалось, что крупные промышленные зоны Земли на карте в виде озоновых дыр почти не проявляются. Зато отчетливо выделяются озоновые дыры в “пустынных” перуанских Андах, Гималаях, в Южной Африке, близ Новой Зеландии и даже... в открытом океане!

   Полученные данные выявили закономерность: зоны интенсивной изменчивости озонового слоя с образованием озоновых дыр - это зоны высокой тектонической активности, современной или в недавнем геологическом прошлом. Именно здесь, по разломам из земных недр на поверхность выносятся химически активные вещества, которые могут разрушать озон. В результате этих воздействий над такими зонами озон особенно активно взаимодействует с химически активными газами - в основном с природными летучими соединениями, поднимающимися из земных глубин, а также с техногенным фреоном. Но продолжительность природного негативного воздействия на озоносферу в миллионы раз превышает сроки массового производства и применения любых искусственных химически активных веществ. Так что озоновые дыры создавались и в незапамятные времена в результате тектонических сдвигов в земных недрах и лишь в ничтожной степени обязаны техногенному фреону.

                                                      Чудеса и приключения - 2001.-№ 7-С.17

 

2. Найдите в тексте предложения, построенные по следующим моделям.

ЧТО? накапливается ГДЕ?

ПОД воздействием ЧЕГО?

ЧТО служит ЧЕМ? для ЧЕГО?

ЧТО уничтожает ЧТО?

ЧТО вызывает ЧТО?

ЧТО может привести к ЧЕМУ?

ЧТО используется ГДЕ?

КТО открыл ЧТО?

ЧТО взаимодействует с ЧЕМ?

ЧТО превращается во ЧТО?

ЧТО располагается ГДЕ? КАК?

 

4. Какую точку зрения на происхождение озоновых дыр высказывает автор текста "Озоновые дыры создает сама природа"? Является ли она общепризнанной?

5. Найдите в тексте аргументы автора в пользу его точки зрения. Убедительны ли они?

6. Что вы думаете о причинах разрушения озонового слоя Земли?

Аннотация

        Аннотация - сжатая краткая характеристика первоисточника, его содержания и назначения. В ней перечисляются главные вопросы тематики первоисточника, иногда характеризуется структура. Аннотация дает ответ на вопрос: “ О чем говорится в первоисточнике?” Аннотация не раскрывает содержания текста-источника, а лишь информирует о существовании работы по определенной теме. Структура аннотации 1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные) 2. Тема исходного текста 3. Проблематика (характеристика) 4. Структура источника (факультативно)

8. Прочитайте 3 аннотации к тексту “Озоновые дыры создает сама природа”. Проанализируйте их структуру и содержание. Сравните аннотации. Какая из них кажется вам наиболее удачной, какая наименее удачной, почему? Составьте свой вариант аннотации к этому тексту.

В статье рассказывается о роли озонового слоя Земли в жизни человека и высказывается оригинальный взгляд на причины его разрушения. Статья предназначена для широкого круга читателей.

 

В статье анализируются причины разрушения озонового слоя планеты. Автор предлагает новый взгляд на происхождение озоновых дыр: они возникают в результате тектонических процессов в земных недрах, а техногенный фактор играет здесь ничтожную роль.

 

   В статье рассматривается проблема разрушения озонового слоя в атмосфере. На основе полученных данных автор выдвигает еще одну гипотезу происхождения озоновых дыр, убедительно аргументированную в статье.

ТЕКСТ 6

1. Прослушайте текст.

 

Авиация и атмосфера

 

  Наблюдая за серебристым следом, который оставляет за собой крохотный самолетик в высоком синем небе, не каждый задумывается о том, что, собственно, представляет собой этот след. А он состоит из аэрозолей - взвешенных в воздухе частиц сажи, двуокиси серы, воды, серной кислоты и других веществ, выбрасываемых реактивным двигателем. Спектр этих веществ определяется типом двигателя и видом топлива: установлено, например, что концентрация аэрозолей в следе зависит в большой мере от содержания серы в авиационном керосине.

  Выбросы двигателей отнюдь не безвредны для нашей атмосферы. Образующиеся в их струе аэрозоли могут обладать высокой активностью по отношению к присутствующим в ней газам. Окислы азота, например, а также окись и двуокись углерода снижают в атмосфере концентрацию озона, что, как известно, увеличивает интенсивность биологически опасного ультрафиолетового излучения.

Сейчас уже можно считать установленным тот факт, что именно твердые частицы определяют разрушение озона на высотах 15-25 км в полярных областях, и с некоторых пор это стали учитывать при оценке влияния авиации на состояние атмосферы.

Выбрасываемые двигателем аэрозоли воздействуют и на другие процессы в атмосфере: радиационный баланс, формирование облаков, поглощение инфракрасного излучения, парниковый эффект и в какой-то мере на климат в целом.

Между тем, по прогнозам, в течение ближайших 18-25 лет авиация станет потреблять вдвое больше топлива, чем сейчас, и это потребует новых исследований в области его сгорания.

                                                   Наука и жизнь. - 2000. - № 11. - с. 99

 

2. Запишите следующие слова и словосочетания, определите их значение путем толкования, заменой синонимом или по словарю.

Сажа, керосин, полюс, полярная область, радиация, баланс,                 радиационный баланс, сгорание, аэрозоль.

 

3. Прослушайте текст еще раз и ответьте на следующие вопросы.

1) Что означает понятие “Авиация”?

2) Почему понятия “Авиация” и “Атмосфера” можно поставить рядом?

3) Из чего состоит след самолета в небе?

4) Чем определяется спектр этих веществ?

5) Как действуют на атмосферу выбросы двигателей?

6) Что определяет разрушение озона в полярных областях?

7) Как влияют аэрозоли на другие процессы в атмосфере?

8) Каковы прогнозы экологов на ближайшее будущее?

 

4. Прослушайте текст в третий раз и определите основные информационные центры текста.

5. Восстановите содержание текста с опорой на информационные центры.

6. Сформулируйте основную мысль текста в одной фразе.

 

7. Составьте библиографическое описание статьи "Авиация и атмосфера" по аналогии с описанием предыдущего текста (№ 5).

8. Прочитайте текст"Авиация и атмосфера" и напишите аннотацию.

 

 

ТЕКСТ 7

1. Прочитайте текст и объясните, почему в наше время необходимо развитие психологической экологии.

 

О психологической экологии

В наше время много сил и средств тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического прогресса. Но и сам человек должен рассматриваться как важнейший элемент природы, который необходимо защищать.

В прошлые тысячелетия люди боролись с дикой природой - хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями. Для защиты от нее человечество окружило себя искусственной средой с городами и заводами, автомобилями и телевидением и многим другим. И тут обнаружилось странное явление: искусственная среда стала сама наносить удары по людям. Особенно болезненные удары, приводящие людей к стрессу, наносит нерационально организованная среда. Проблемы психологической экологии с каждым днем становятся все злободневнее, так как неблагоприятное влияние на психику со стороны пространства, где живут и работают люди, все усиливается.

Наше индивидуальное внутреннее пространство - сложнейшая система физиологических и прочих механизмов и процессов, огромный мир, заключенный в теле. Это пространство чувств, мыслей, духовных устремлений каждого человека уникально. В нем обитают радость, горе, любовь, неприязнь и многие другие чувства. Но кроме внутреннего пространства существует и социальное пространство - пространство человеческих взаимоотношений с членами семьи, соседями, сослуживцами, согражданами. Психологическая экология учитывает оба этих пространства, поскольку они оказывают сильное влияние на психику человека.

Психологи установили, что не только экстремальные ситуации могут привести к различного рода стрессам, но психологическое, душевное переутомление может вызвать “выгорание” личности. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны “дарить” клиентам тепло своей души. Жертвами “выгорания” оказываются в первую очередь психотерапевты, учителя, врачи - люди, призванные вежливо и душевно обслуживать других людей.

Психологи указывают также на “болезни цивилизации”, вызванные разнообразными стрессами. Эти болезни начали распространяться во второй половине нашего столетия в странах с развитой индустриальной цивилизацией. Стрессы стали причиной инсульта, инфаркта, диабета, глаукомы и других болезней. При стрессе чаще возникает простуда, более долго заживают раны.

Человек - часть духовного мира. Ощущение того, что он нужен человеческой популяции, связан со всеми людьми - это психологический механизм, поддерживающий жизнь в человеке. Ослабление в старости контактов с “социальным” пространством изменяет поведение человека. Кроме того, на человеческую психику огромное влияние оказывают политические события. Поэтому можно говорить о “культурно-исторической экологии” людей, более того, об “экологии духа”. Масштабы влияния исторических событий для духовного развития, здоровья и счастья народа становятся очевидными в период духовного становления и очищения людей.

В наше время резко возрастает роль психологической грамотности и становится жизненно необходимым развитие психологической экологии, которая уже сегодня дает нам важные знания о том, как найти гармонию во внешних и внутренних психологических пространствах.

 

2. Ответьте на вопросы.

· Что вы узнали о внешнем и внутреннем психологических       пространствах?

· Как вы понимаете выражение “выгорание” личности?

· Прокомментируйте выражение “болезни цивилизации” и назовите некоторые из них.

 

3. Согласны ли вы с тем, что можно говорить о “культурно-исторической экологии”? Каково влияние исторических событий для духовного развития народа? Приведите примеры.

 

4. Прочитайте текст еще раз и подумайте, какие исторические события отразились на духовном развитии вашей страны.

5. Составьте аннотацию текста "О психологической экологии".

Научный реферат

 

Реферат – это сжатое изложение основной информации первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: “Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?” Реферат строится по определенной модели.

 

 В зависимости от количества реферируемых источников реферат может быть монографическим или обзорным. По полноте изложения содержания первичного текста подразделяются на реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-резюме (индикативный реферат) в максимально сжатой форме раскрывает основное содержание текста-источника, дает представление о цифрах, фактах, результатах, изложенных в работе. В нем не допускается детализации, развернутых доказательств, цитирования. Его цель – познакомить читателя с основным содержанием первичного документа.

Реферат-описание, или реферат-конспект (информативный реферат), содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию автора, методах исследования, сфере применения. Реферат-описание призван заменить собой текст-первоисточник.

ТЕКСТ 8

1. Прочитайте текст, объясните, каким образом объединены несколько микротекстов в один текст.

Вслед за уходящим морем

Н. Маркина

На наших глазах с карты мира исчезает море - Аральское. В ноябре 2002 года на месте катастрофы побывали российские и узбекские ученые, которые рассказали специальному корреспонденту журнала “Наука и жизнь” о том, что сейчас происходит с Аралом.

“А было ли море?” - спросят потомки

Быстро устарели физические карты с обозначением привычных очертаний голубого пятна с двумя ниточками рек на желтом фоне среднеазиатской пустыни. Обычно природе требуются тысячелетия на столь глобальные географические перемены, но человек “достиг” впечатляющего результата за какие-то полвека.

Арал год от года мелеет и отступает из-за того, что питавшие его когда-то полноводные реки Сырдарья и Амударья отдают практически всю (!) свою воду на хозяйственные нужды. Лишенный притока воды водоем в пустыне становится гигантским испарителем. Бывшие устья рек подверглись сильной эрозии, и даже та вода, что не тратится на орошение полей, испаряется, уходит в почву, в общем, исчезает в ненасытной пустыне.

Уникально образование Аральского моря - у него нет аналогов в мире, и уникально его исчезновение - нигде и никогда еще столь крупный водоем не высыхал такими крупными темпами. Ученые обеспокоены: они ведут наблюдения и съемки со спутников, строят компьютерные модели, ломают копья на международных симпозиумах. Вот только на самом Арале с 1993 года почти никто не был, точнее не проводил комплексные исследования на местности. Одни из немногих - участники российско-узбекской экспедиции.

До Арала дойти непросто...

Самая первая задача, которая встала перед экспедицией, - как добраться до нужного места, ведь море отступило на десятки километров и убежало от всех людских поселений, от дорог и прочей инфраструктуры. На КАМазе, а затем пешком исследователи добрались до воды.

По сравнению с началом 1960-х годов уровень воды в Арале упал почти на 23 м, площадь уменьшилась в пять раз, а средняя глубина - в два с половиной раза. Море практически распалось на три независимых водоема. С помощью съемки ученые измерили абсолютный уровень Аральского моря. Раньше для его вычисления использовались в основном данные космической съемки. Сейчас в точке проведения работ абсолютный уровень Арала составил 30 м 47 см, а до того, как море начало пересыхать, его уровень составлял 53,5 м.

Исследователи впервые обнаружили, что в Аральском море на глубине 22 м начинается слой, в котором нет кислорода, зато изобилует сероводород. Поступающий с поверхности кислород не может проникнуть вглубь, потому что вода в глубоких слоях практически не перемешивается.

Жизнь в рассоле

   Вода в Арале постепенно превращается в рассол. Ее соленость увеличилась в восемь раз: с 10 примерно до 80 промилле на поверхности, а в придонных слоях - перевалила за 90 промилле, причем по составу аральская соль совсем не такая, как в Мировом океане. Арал задал ученым немало загадок. Береговая кромка воды сплошь и рядом покрыта мощным слоем белой пены. Она не тает в воздухе. В тайне ее происхождения еще предстоит разобраться. А галька, взятая в одном метре от нынешней кромки моря, там, где еще полгода назад была вода, так сильно обработана солью, солнцем и ветром, что легко ломается на куски.

Один из самых важных результатов экспедиции: в этом рассоле тем не менее существует высокоразвитая жизнь! Еще недавно считалось, что населяющие Арал рыбы не смогут выжить при солености свыше 66-68 проммиле, но аральская экосистема оказалась гораздо более устойчива к сверхсолености, чем можно было ожидать. Эхолот обнаружил рыб в придонном слое воды. И все же сейчас трудно представить, что еще два десятка лет тому назад люди занимались здесь промышленным рыболовством!

Что же будет дальше?

Океанологи создали компьютерную модель, которая описывает вероятное будущее Арала. Скорее всего, более обширная и мелкая восточная котловина продержится еще около десятка лет и исчезнет. Западная, более глубоководная часть, будет существовать достаточно долго - лет 70.

Повторится ли история Арала в другой точке земного шара или послужит наглядным уроком уязвимости природы? Это зависит от того, какие выводы сделает человечество из самой крупной в современном мире водной экологической катастрофы.

                                              Наука и жизнь, 2002, № 4, с.16-19.

 

2. Проследите, какими логическими связями объединены разделы текста.

3. Выделите и запишите основной тезис каждого раздела.

4. Объясните смысл названий разделов текста.

5. Озаглавьте текст.

6. Авторское заглавие текста № 8 – "Вслед за уходящим морем". Как вы думаете, почему автор так назвал свою статью? Сравните это заглавие с вашим, чем они отличаются?

7. Перескажите текст.

8. Есть ли подобные экологические проблемы в вашей стране? Если имеются, расскажите о них.

9. Составьте аннотацию и реферат-конспект статьи Н. Маркиной "Вслед за уходящим морем" (текст № 8).

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ

И УМЕНИЙ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ

ТЕКСТ 1

1. Прочитайте текст и найдите информативные центры абзацев.

 

Человек и природа

    Человек - часть природы, и все, что ей вредит, приносит огромный вред и человеку. В солнечной системе жизнь, подобная нашей, существует только на Земле. Землю от вредного влияния космоса защищает озоновый слой атмосферы.

    Озоновый слой - защитник всего живого на планете от пагубного космического излучения. Озон регулирует отток влаги от планеты через атмосферу, выводит шлаки и отбросы производственной деятельности человека. Однако основная масса отбросов, воздействуя на озоновый слой, его разъедает. Поступающие от поверхности Земли химические, радиоактивный и другие отбросы «проедают» все более глубокие ячейки - «дыры» в озоновом слое. Через них к поверхности Земли устремляются космические потоки радиации. Результатом этого нарушения природного равновесия является увеличение заболеваний человека, особенно онкологических, появление новых, ранее неизвестных болезней и возвращение старых.

    На здоровье человека влияет и другой неотъемлемый участник нашей экологии - почва. Состав ее создавался тысячелетиями. Этот «слой нашей жизни» также основательно загрязнен. Есть места; и таких на планете много, где уже опасно для здоровья человека собирать дары природы: грибы, ягоды, орехи. Перенасыщение почвы химическим удобрениями, нерациональное ведение сельского хозяйства привело к оскудению ее ресурсов, снижению урожайности, содержанию в продуктах питания вредных для здоровья человека химических веществ.

    Не менее, чем почва, загрязнена вода. Сливание в океаны, моря и реки отходов производства отравляет и губит все живое. Однако в воде существует своеобразный «чистильщик воды» - планктон. Являясь отличным кормом для водоплавающих, планктон очищает воду от загрязнений. Если раньше планктон собирал загрязнения и «вытеснял» их к озоновым «дырам», то сейчас водное пространство так перенасыщено загрязнением, что испарения сразу выпадают в осадок, не доходя до озонового слоя.

    В настоящее время суша, воздух и вода так загрязнены, что представляют серьезную угрозу здоровью человека. Какой же выход? Человеку следует прекратить разрушать окружающую среду и тем самым самого себя как ее неотъемлемую часть.

    Экологи предлагают обратить серьезное внимание прежде всего на экологию человека, и в первую очередь, на воспитание духовности - ее основной составляющей. Только духовно здоровый человек может понять, что его здоровье и чистота природы взаимосвязаны. Невозможно быть здоровым, разрушая и отравляя среду обитания.

Атабекова Н.А., Большакова Н.Г. Природа и мы: Тексты для чтения и развития научного стиля речи. ч.2. - М.: Издательство РУДН, 1996,-с.3.

 

 2. Объя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.108 (0.021 с.)