Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет аристократа. Около 1577—1584 гг. Прадо, Мадрид.

Поиск

В немногочисленных портретах Эль Греко очень выразительны лица — аскетически стро­гие, но в то же время про­светлённые, скрывающие за внешней благородной сдержанностью духовную энергию.

Эль Греко.

Апостолы Пётр и Павел. 1614 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

*Стигматы (от греч. «стиг­ма» — «укол», «рубец») — кровоподтёки или язвы, непроизвольно появляющие­ся на теле некоторых глубо­ко верующих людей в тех местах, где у распятого Хри­ста были раны от тернового венца и гвоздей.

31

Живая игра света и тьмы наполняет един­ственный пейзаж художника — изображе­ние ночного Толедо. Город представлен в ка­ком-то фантастическом, ослепительном освеще­нии. Этот пейзаж гово­рит о высоком мастер­стве колориста, об умении Эль Греко показать тонкие оттен­ки цвета (в данном слу­чае серого и зелёного).

Эль Греко. Вид Толедо. 1610—1614 гг.

Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

художник передал через контра­сты света и тени на лицах, через позы и жесты, через силуэты, кото­рые кажутся трепещущими подоб­но языкам пламени. Зритель не сразу замечает, что апостолы рас­положены по кругу, а фигура Ма­рии — в центре композиции. Но именно этот приём помог худож­нику создать ощущение устойчиво­сти, равновесия.

Построение композиции и про­странства, колорит и персонажи резко отличают живопись Эль Греко от произведений других испан­ских художников. В своём творчест­ве мастер всё дальше отходил от традиций современного ему искус­ства. Поэтому у Эль Греко практиче­ски не было последователей.

ХУСЕПЕ РИБЕРА

(1591-1652)

Хусепе Рибера считается после­дователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, пред­ставителя реалистического направле­ния в европейской живописи XVII в. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Ис­пании) в мастерской Франсиско Рибальты (1565—1628), а затем в Риме. Но большую часть жизни художник провёл на юге Италии, в Неаполе — столице государства, подчинённого испанскому королю. Получив при­знание при неаполитанском дворе, Рибера в то же время стал героем жутких легенд и сплетен. Причиной

Эль Греко.

Сошествие Святого Духа. 1610—1614 гг. Прадо, Мадрид.

32

тому послужили его странные твор­ческие пристрастия: многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. Этот опыт отра­зился в его ранних графических ра­ботах.

С конца 20-х гг. Рибера посвятил себя исключительно живописи. Те­матика его произведений разно­образна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых.

В основе картины «Исаак, благо­словляющий Иакова» (1637 г.) лежит библейский сюжет. У прародителя еврейского народа Исаака и его же­ны Ревекки было двое сыновей-близ­нецов. Любимцем матери был Иаков, который появился на свет вторым. По совету Ревекки Иаков, воспользо­вавшись слепотой отца, получил его благословение (и тем самым права наследника) как старший сын.

На большом холсте горизонталь­ного формата события показаны подробно и обстоятельно: основ­ную его часть занимают фигуры Исаака, Иакова и Ревекки, вдали ви­ден старший брат Исав, возвращаю­щийся с охоты. Исаак и Иаков вы­глядят спокойными; драматизм ситуации передаётся через выраже­ние лица Ревекки: на нём видны и любовь к сыну, и страх перед разо­блачением. Ощущение конфликта усилено выразительным колори­том, построенным на оттенках красного цвета. Душевное состоя­ние Ревекки стало для художника главным содержанием картины.

Некоторые темы Рибера разраба­тывал во многих произведениях с различными эмоциональными и живописными нюансами. Одна из них — тема страдания и мучени­чества, связанная прежде всего с образами святых. Такова картина «Мученичество Святого Варфоломея» (1639 г.). Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истяза­ниям за проповедь христианства. Рибера изобразил, как палачи вздёр­гивают его на дыбу, чтобы содрать кожу. С потрясающей достоверно­стью написаны истерзанное тело

святого, мускулистые руки и огром­ные торсы палачей. На лице мучени­ка, прекрасном в своём молитвен­ном страдании, читаются огромная сила веры и готовность к жертве.

Очень важным для Риберы был образ аскета — отшельника, отказав­шегося от мирских благ. Художник часто обращался к одному и тому же персонажу по нескольку раз. Так, он неоднократно изображал погружён­ного в размышления Святого Иеронима, богослова IV в., прожившего

Хусепе Рибера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.124 (0.009 с.)