Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хуан бауттиста де толедо, Хуан де эррера. Эскориал. 1563—1584 гг.

Поиск

27

Грегорио Эрнандес.

Оплакивание. 1616 г. Музей, Вальядолид.

Алонсо Кано.

Мадонна. Середина XVII в. Собор, Гранада.

празднеств). Пасос тоже делали из дерева и раскрашивали, на фигуры надевали настоящие одежды, юве­лирные украшения, к их головам приклеивали волосы.

В отличие от итальянских скульп­торов, стремившихся воплотить в своих произведениях прежде всего идею, создать обобщённый образ, испанские мастера добивались прав­доподобия: их интересовали част­ности, детали, внешность конкрет­ного человека или подробности события. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью барокко.

Выдающимся испанским скульп­тором первой половины XVII в. был Грегорио Эрнандес (около 1576— 1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616 г.) смерть Иисуса Христа изображена с безжалостным натура­лизмом: мастер показал складки кожи и обвисшие мышцы хрупкого, измождённого тела. Эрнандес рас­положил фигуру Христа слева на­право по восходящей линии, чтобы

привлечь внимание зрителя к смы­словому центру произведения — Богоматери. Её страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой руки — к зрителю.

Наиболее интересный из испан­ских мастеров второй половины XVII в. Педро да Мена (1628—1688), работавший в Гранаде, в своих зрелых работах сохранял привер­женность жёсткому натурализму. В фигуре Святого Франциска он подчеркнул и грубость монашеско­го балахона, и предельную степень физического истощения, и даже та­кую деталь, как выбитые зубы. Но всё это сочетается с обострённой эмо­циональностью в передаче духовно­го состояния. Святой запечатлён в момент молитвенного экстаза — (один из самых любимых сюжетов Педро да Мены). Подобное соедине­ние низкого и высокого, натурали­стических подробностей физиче­ского облика и возвышенного, мощного духа человека очень харак­терно как для скульптуры, так и для живописи Испании XVII в.

28

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ ПРАДО В МАДРИДЕ

Основу собрания Прадо составили коллекции трёх испан­ских королей из династии Габсбургов.

Карл I (1516—1556 гг.), он же император Священной Римской империи Карл V, был тонким ценителем прекрас­ного. Он приобрёл произведения живописцев итальянско­го Возрождения — «Портрет кардинала» Рафаэля и многие работы своего любимого мастера Тициана.

Король Филипп I, сын и преемник Карла I, продолжал по­кровительствовать Тициану, а также коллекционировал старонидерландскую живопись: картины Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга. Филипп II был по­клонником Иеронима Босха: его спальню украшал триптих «Сад наслаждений». Королевское собрание хранилось во дворце Эскориал и было открыто для ограниченного круга посетителей.

Придворным живописцем короля Филиппа IV (1621 — 1665 гг.) был Диего Веласкес, и почти все его полотна ста­ли достоянием дворцовой коллекции. Кроме того, Веласкес помогал Филиппу IV выбирать произведения искусства. В Италии он приобрёл полотна Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано. При распродаже картин короля Англии Карла I, каз­нённого во время революции XVII в., в коллекцию попали «Успение Богоматери» итальянского живописца Андреа Мантеньи и «Автопортрет» немецкого художника Альбрех­та Дюрера. Многочисленные заказы для испанского двора выполнял Питер Пауэл Рубенс — в мадридском собрании прекрасно представлено позднее творчество фламандско­го мастера. Все Габсбурги мало интересовались националь­ным испанским искусством, однако последний представи­тель династии приобрёл картину «Мученичество Святого Варфоломея» кисти Хусепе де Риберы. В 1655 г. Филипп IV завешал частные художественные коллекции испанских ко­ролей государству: отныне их нельзя было дарить, продавать или вывозить за границу.

В начале XVIII в. на испанском престоле утвердилась династия Бурбонов. Вкусы двора изменились. Король Филипп V (1700-—1724 гг.) пополнил придворную коллек­цию картинами Никола Пуссена и других французских ху­дожников. Во второй половине столетия просвещённый мо­нарх Карл III (1759—1788 гг.) решил создать в Мадриде публичный музей. В 1785 г. для него был выделен участок в парке Прадо. Крупнейший испанский архитектор того вре­мени Хуан де Вильянуэва (1739—1811) разработал проект музейного здания. Но смерть Карла III, наполеоновское втор­жение и гражданская война прервали строительство, и оно возобновилось лишь в 1814 г.

Новый музей открылся в 1819 г. (строительство продол­жалось до 1830 г.). Для него отобрали картины, прежде украшавшие интерьеры дворца. Сюда не попали полотна с изображением обнажённых фигур. Их даже хотели унич­тожить, однако этому помешал первый директор Прадо Хосе Габриэль де Сильва Базан, маркиз де Санта-Круз. «Неприличные» творения Дюрера, Тициана и Рубенса спрятали от глаз зрителей в стенах Академии Сан-Фернандо (художественной академии в Мадриде), а с 1826 г. они ста­ли понемногу возвращаться в коллекцию Прадо. Так, «Маха обнажённая» кисти испанского художника Франсиско Гойи «вышла из заточения» лишь в 1901 г.

В 30—40-е гг. XIX в. в Испании было закрыто большинст­во монастырей. Лучшие картины из них значительно по­полнили собрание старой испанской живописи в Прадо. В 1868 г. испанская королева Изабелла II была изгнана из страны. На прощание она подарила музею «Снятие с крес­та» ван дер Вейдена, «Сад наслаждений» Босха, картины Гойи. После этого музей Прадо перешёл из дворцового ве­домства в собственность города Мадрида.

Музей организовал ряд крупных выставок в начале XX в. В 1928 г. одна из них познакомила широкую публику с твор­чеством Франсиско Гойи.

Сейчас в Прадо более трёх тысяч картин. Это прежде всего работы испанских мастеров XII—XIX вв.: тридцать пять полотен Эль Греко, пятьдесят — Веласкеса, более ста — Гойи. Богато представлены другие европейские шко­лы XIV—XVIII вв.: итальянская (Рафаэль, Тициан, Веронезе, Тинторетто), нидерландская (Босх), фламандская (Ру­бенс, Антонис ван Дейк), французская (Пуссен). Собрание скульптуры Прадо насчитывает триста шестьдесят четыре произведения, главным образом античных. Отдел графи­ки содержит около четырёх тысяч рисунков, значительная часть из них — Гойи.

Мадридская галерея славится отличным состоянием своих экспонатов. Сухой и тёплый испанский климат позво­ляет хранить живопись в идеальных условиях, которые в дру­гих странах достигаются лишь с помощью специального му­зейного оборудования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.006 с.)