Лекция 6. «Педагогика в системе наук о человеке». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. «Педагогика в системе наук о человеке».



Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, цель, задачи, основные категории и функции педагогики.

2. История развития педагогической мысли.

3. Связь педагогики с другими науками о человеке.

4. Основные методологические принципы и методы педагогических исследований.

 

Педагогика – наука о закономерностях формирования человеческой личности. Она включает в себя многовековой опыт обучения и воспитания детей, результаты многолетних научных исследований.

Своё название педагогика получила от греческого слова «paida gosos» – педагог, что означает «дитя веду». В Древней Греции педагогами называли людей, которые водили детей богатых и знатных в школу и присматривали за ними. Впоследствии педагогами стали учителя и воспитатели школ, преподаватели вузов и сузов. Педагогика представляет собой два полюса единого учебно-воспитательного пространства. В теории она раскрывает закономерности обучения и воспитания. Каждая наука это разветвлённая система отраслей. От философии, как всеобщей науке о природе, обществе и сознании людей, в своё время отделились физика, химия, биология, а потом общественные науки, психология и педагогика. Общая педагогика имеет дифференциацию и имеет разветвлённую систему отраслей. Это: дошкольная педагогика, школьная, профтехобразования, высшей школы, военная педагогика, специальная педагогика: сурдопедагогика, логопедия. Каждая отрасль формировалась под влиянием потребностей общества и была призвана выполнять определённые общественные функции.

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Накапливая опыт, связанный с изготовлением орудий труда, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передавать этот опыт последующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его уже в более развитом виде, передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого опыта: оно присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание считают «общей и вечной категорией», подчёркивая положение о том, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений оно существует в обществе на всех этапах его развития.

Но, как и всякое общественное явление, воспитательная деятельность и её характер под воздействием тех же общественных условий постоянно развивались и совершенствовались. Долгое время, например, дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Это наблюдалось в дородовом обществе и родовом трое, когда этот опыт был сравнительно простым. В этот момент воспитание ещё не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. Это значит, что в то время не было не специальных воспитательных учреждений, ни лиц, которые занимались бы педагогической деятельностью. Такое положение сохранялось и в рабовладельческую эпоху. Известно, что первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Это была дворцовая школа, где жрецы обучали царских сановников арифметике и геометрии. Из этого видно, что в этой школе детей обучали не специальные профессионалы-воспитатели, а жрецы, для которых эта работа была не главной, а выполнялась попутно с другими обязанностями. Во многих же случаях детей обучали родители. Об этом свидетельствуют древние сказания. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» говорится о том, что все старики занимались обучением детей, передавая им те знания, которыми владели сами.

Но в дальнейшем положение стало меняться. Развивалось и усложнялось сельскохозяйственное и ремесленное производство. Знания людей об окружающем мире положили начало развитию науки. Становилось всё более очевидным, что только с помощью образования и воспитания можно было преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы человек овладел умениями и навыками в определённой отрасли труда и был готов к выполнению функций в сфере материального и духовного производства.

Чем больше развивалось и усложнялось производство, тем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.

Образование и воспитание превратилось в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

На определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и Греции.

В Древнем мире многие общественные деятели и мыслители указывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Так, по законам Солона это около 640 г. до н.э. полагалось, чтобы отец заботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. Древнегреческий философ Платон писал о том, что если плохим мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут плохо обуты, но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

Педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получило своё название наука о воспитании – педагогика.

Из Древней Греции ведут своё происхождение и другие педагогические термины, например, школа, что означает досуг; «гимназия» от греческого «гимнасист» – общественная школа физического развития, впоследствии просто средняя школа.

 

2. Несмотря на развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII века оставалась частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ Фрэнсис Бэкон в 1623 году издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нём он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал «педагогику», под которой понимал «руководство чтением». Бэкону принадлежит и известное выражение «знание – сила», показывающее как высоко он ценил учение, овладение наукой.

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплён трудами чешского педагога Яна Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и сохраняют своё научное значение до сегодняшнего времени. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в которой разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Английский деятель Джон Локк (1632-1704) большое внимание уделил психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врождённых качеств у детей, он уподоблял ребёнка «чистой доске», на которой якобы можно написать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан-Жак Руссо, напротив исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания», согласно которым воспитание должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Хотя в научном отношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила своё отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказаний детей, процветавших в воспитании того времени.

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях, он развивал идеи о гуманном характере воспитания. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их труда, использовал роль детского коллектива в воспитании учащихся.

Это основные учёные по педагогической науке.

Активно разрабатывались идеи воспитания российскими педагогами. Необходимо отметить, что в России с давних времён открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 году. Находки берестяных грамот говорят о том, что грамотой стремились овладеть все сословия.

В XVII веке вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Славинецкий. Им был написан труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, школе, общественных местах.

Весьма плодотворно была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого. В 1664 г. им была открыта школа славяно-греко-латинского языка. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевича Алексея, Фёдора и царевну Софью. Под его руководством воспитывался Пётр I. Полоцкий составил проект славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687г. уже после его смерти. Главными факторами воспитания С. Полоцкий считал пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врождённых идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое по его мнению должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие педагогической мысли внёс М.В. Ломоносов. Он создал такие книги, как «Риторика», «Российская грамматика».

Ушинский К.Д. считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он автор ряда известных трудов, таких как «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «Детский мир», «Родное слово». Его идеи о народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, труды по дидактике, по трудовому и нравственному воспитанию актуальны и сейчас.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своём имении Ясная поляна организовал начальную школу для детей крестьян, большое внимание обращал на формирование творческой самостоятельности детей, создал учебник «Азбука». Лесгафт П.Ф. известен трудами в области физического воспитания.

Активно развивалась педагогическая мысль в Беларуси.

Труды Франциска Скорины, Алоизы Пашкевич, Я. Коласа внесли весомый вклад в педагогику того времени.

С XVIII в. начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 г. в Германии открывается учительская семинария. В 1779 г. учреждается в Москве педагогическая семинария. В 1804 г. в Петербургском педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

 

3. Каждая наука имеет свой предмет. Предметом педагогической науки принято считать воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании.

Понятие «воспитание» трактуется как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт. В этом смысле воспитание характеризуется несколькими параметрами. Оно является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с возникновением общества и оно исчезнет, если общество перестанет существовать. Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержание, методы, формы не остаются неизменными, а развиваются, изменяются под влиянием опыта и исследований. Ещё один параметр воспитания как общественного явления состоит в том, что оно носит классовый характер. Воспитание, как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обуславливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа.

Вот почему предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Приведённое определение предмета педагогики ориентирует не только исследователей, но и практических работников школы на изучение и осмысление процесса развития личности, а также зависимостей, которые существуют между этим развитием и воспитанием.

Педагогика исследует следующие проблемы:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания

г) исследование методов воспитания.

 

Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование.

Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Под образованием следует понимать овладение личностью определённой системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют её социальный облик и индивидуальное своеобразие. Это понятие означает те результаты, которых добивается личность в своём развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность.

 

На формирование педагогики оказывают влияние политика и идеология общества. Но с течением времени существенное значение в её развитии приобретают другие факторы. К ним в частности относятся: методология педагогики, её связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования.

Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Длительное время педагогика развивалась под влиянием двух философских концепций, т.к. являлась частью философии. Одна из них связана с именами древнегреческих философов Сократа и Платона, считавших, что решающим в развитии человека является яко бы его природное предрасположение и, что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Другие философы, Гераклит, Демокрит, придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни. Эти два подхода имели место и в процессе её дальнейшего развития.

Современные методологические основы определяют современный подход в разработке теории воспитания и обуславливают её научный характер.

В настоящее время воспитание носит социально-детерминированный (от лат. determine – определяю) характер, т.е. оно обуславливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа. Научная педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку её теоретических основ.

Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания.

Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его, хотя он развивается по «социальной программе», тем не менее, его нельзя представлять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств.

Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании, что, естественно, побуждает учёных к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания.

Большое значение для разработки педагогической теории имеют также идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные свойства и качества.

Нельзя не отметить следующего методического положения. Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педагогика, разрабатывая вопросы воспитания, в соответствии с законами развития общества, служит интересам всех людей, совершенствованию общественных отношений.

 

2. Связь педагогики с другими науками.

Большое значение в развитии педагогики имеет её связь с другими науками. Педагогика тесно связана с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, математикой и др. отраслями знаний. Одним из аспектов связи педагогики с другими науками является то, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая учёным в исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогики выполняют этика, эстетика и др. смежные дисциплины. Идеи логики и психологии используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений и навыков. 

Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педагогике всесторонне исследовать закономерности воспитания.

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов научного исследования. В частности, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений способствуют такие науки, как психология и социология. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования. Но только педагогика в отличие от других наук раскрывает сущность и закономерности воспитания в целом.

 

3. Развитие методов исследования.  

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы методов. К ним относятся:

1. педагогическое наблюдение;

2. исследовательская беседа;

3. социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок);

4. метод математической статистики;

5. педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики.

Под педагогическим наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение имеет главные отличия:

1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчёркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространённость, необходимо указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Чтобы повысить надёжность результатов беседы используются специальные меры. К ним относятся:

1. наличие чёткого, продуманного, с учётом особенностей личности собеседника плана;

2. обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

3. варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

4. умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Следующий метод исследования это изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся.

В частности, изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости. Просмотр тетрадей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выполнению.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен и документален по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования:

1) контактноеанкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми.

2) заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте и возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации.

3) прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса. Существует три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время остаются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных ответов.

Одним из социологических методов является рейтинг (оценивание) – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение учащихся.

Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и др. качеств учащихся даётся компетентными лицами (учителями, классными руководителями, администрацией школы). На основании этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Методы математической статистики используют для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала, т.е. для обработки данных.

Сущность педагогического эксперимента (от латинского experimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений и гипотез. Когда гипотеза находит своё подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Надёжность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2. проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный представляет собой научно-организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники, пособия, приёмы и методы обучения и воспитания. Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить наблюдение за испытуемыми (иногда применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогическом исследовании он применяется нечасто. Естественный эксперимент ценнее лабораторного, т.к. он ближе к реальной действительности.

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины.

Всякая наука, развиваясь, обогащает свою теорию новым содержанием и осуществляет внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений.

В настоящее время понятием педагогика обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1) Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

2) Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3) Школьная педагогика.

4) Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5) Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6) История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций.

Как самостоятельные научные дисциплины разрабатывается военная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики нужно обратить внимание на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знаний под влиянием общественных потребностей всё более расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом.

Лекция 7. «Современное состояние образования»

Вопросы для обсуждения:

1.  Понятие о дидактике и сущность процесса обучения.

2. Образование как развивающаяся система.

3. Отечественное образование в системе мировых педагогических школ.

4. Развитие высшей школы в современном мире.

5. Система образования в Республике Беларусь.

 

Дидактика – от греч. didaktikos – поучающий, изучающий. Это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Этот термин «дидактика» ввёл немецкий педагог В.Ратке, а научную разработку дидактике впервые осуществил чешский педагог Ян Ко́менский, написав научный труд под названием «Великая дидактика» в 1632 г. Категориями дидактиками являются: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, виды, формы, методы, средства и результаты обучения. Отсюда вытекает краткое определение:

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатов.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам. По ширине охвата выделяют общую и частную дидактику.

Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения с условиями в которых он протекает, а также результатами к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Общая – разработка общетеоретических основ процесса обучения. Дидактика выполняет две основные функции:

1) теоретическую (в которую входят диагностическая и прогностическая);

2) практическую (в которую входят нормативная и инструментальная).

 

«Обучение» - это упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение поставленной цели. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность (педагогов и обучаемых);

3) руководство со стороны педагога;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;

7) управление развитием и воспитанием обучающихся.

Как теория обучения и образования дидактика исследует следующие проблемы:

1) во первых – определяет педагогические основы содержания образования;

2) во вторых – исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его влияния на обучаемых;

3) в третьих – изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучаемых, и пути её активизации в процессе обучения;

4) в четвёртых – разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

5) в пятых – определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

 

2. Под образованием следует понимать овладение личностью определённой системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют её социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своём развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т. е. обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность. Понятие «содержание образования» несколько отличается от понятия образование.

Под «содержанием образования» следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нарвственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучаемым в процессе обучения.

Далее рассмотрим объективные и субъективные факторы.

Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования.

К объективным социальным факторам, влияющим на содержание образования, относятся также изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и технологическими усовершенствованиями. На содержание образования большое влияние оказывает и субъективный фактор – политика и идеология общества, а также другой субъективный фактор – это методологические позиции учёных.

 

3. Указанные объективные и субъективные факторы оказывают своё влияние и на разработку содержания образования в педагогике. Современная педагогика исходит из той методологической посылки, что развитие личности целиком определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности и их мировоззренческая и (морально-эстетическая направленность). Это обусловливает необходимость обеспечения (полноценного) научного образования подрастающих поколений, его совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в изучении или подготовки обучаемых.

С учётом этого в педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания образования.

Основные требования предъявляемые к содержанию образования следующие:

1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

2. Содержание образования должно строиться на научной основе и раскрывать обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданской позиции.

Требования научности и гражданско-патриотической напрвленности образования имеет ряд аспектов:

Первое: в содержание образования должны включаться только устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.

Второе: содержание материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать новейшие её достижения.

Третье: содержание образования должно характеризоваться чёткостью выводов по вопросам развития природы и общества.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Таким образом, образовательный материал необходимо структурировать так, чтобы он отвечал логической системе самой науки, которую отражает тот или иной предмет.

4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

5. В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой.

6. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям обучаемых.

Чтобы школа не отставала от развития науки и техники в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нём ведущих научных идей.

С развитием технического базиса общественного производства появились объективные предпосылки, которые обусловили необходимость технического образования. Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространёнными средствами труда. Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к опр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.113 с.)