Лекция 4. «Направленность личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. «Направленность личности»



Вопросы для обсуждения:

1. Направленность личности и формы ее проявления.

2. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

3. Мотивация человеческой деятельности, ее основные характеристики и механизмы формирования.

4. Воля и особенности ее формирования.

 

Направленность личности - это ведущее психологическое свой­cтво личности, включающее в себя систему ее потребно­стей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ори­ентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности которое в наибольшей степени социально обусловлено: наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет и является продуктом воспитания.

Прежде чем говорить о структуре направленности личности необходимо ввести понятие «Потребность» и «Мотив».

Потребность  - это испытываемая человеком нужда в чем­-то.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

 

Выделяют следующие формы направленности, охарактеризуем их в порядке иерархии:

Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент.

Инте­рес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

Склонность – это интерес в динамике своего развития. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент.

Идеал - ­это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение - совокупность идей, мнений, убеждений, взгля­дов личности на мир, жизнь и общество.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления:

1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т.е. система факторов, определяющих поведение;

2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

В современной психологии существует концепция взаимосвязи мотивации деятельности или поведения. Существует теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам относятся мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых влечений и установок, они имеют импульсивный характер и лишены чёткого плана. Примером непроизвольных действий человека могут служить поступки людей в состоянии аффекта (страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить достижение этой цели. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества и трудовой деятельности.

Воля нужна человеку при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Необходимость сильной воли возрастает при:

- возникновении трудных ситуаций;

- наличии сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

В качестве основных функций воли выделяют:

1. выбор мотивов и целей;

2. регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3. организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

4. мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля и её сила проявляются в волевых действиях человека, его поступках. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П.Павлову, связаны с функционированием мозга.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозную.

Побудительная функция способствует активности человека не как реактивная, а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функции составляют «содержательную» основу процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека в её наиболее развитом виде – это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

Существует несколько уровней психической регуляции:

1. Непроизвольная регуляция (непроизвольные реакции, это образная или сенсорная регуляции);

2. Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

3. Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт.

Волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-нибудь действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно считать идеомоторный простой акт (способность одной мысли о движении вызвать само движение). Сложный волевой акт – такой, при котором путём преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение (отказ от вредных привычек). Сложные волевые акты – наивысший показатель «волевого» человека. Ещё одним отличием «волевого» человека от «человека привычки» является наличие у него развитых волевых качеств.

Волевые качества подразделяются на три категории:

1. Первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

2. Вторичные или произвольные волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);

3. Третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.007 с.)