Мини-курс по мдк 01. 02 теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мини-курс по мдк 01. 02 теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста



МИНИ-КУРС ПО МДК 01.02 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(1 курс ОЗО)

Тема: Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры

1. Предмет и основные понятия теории и методики физического воспитания

       Теория физического воспитания – это наука об общих законах и управлении физическим совершенствованием человека.

       Она изучает цель, задачи, принципы системы физического воспитания, средства физического воспитания, методы, формы организации педагогического процесса.

       Теория физического воспитания детей дошкольного возраста связана с

       а) дисциплинами гуманитарного характера (общая теория физического воспитания, общая педагогика, дошкольная педагогика, психология, детская психология)

       б) дисциплинами медико-биологического цикла (физиология, анатомия, медицина, биология, гигиена, педиатрия).

       2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

       Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

       Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и другой форм жизнедеятельности.

       Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

       Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

       Физическая подготовленность  - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

       Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

       Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания.

       Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

       Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

       Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

3. Принципы системы физического воспитания дошкольников

Система физического воспитания – это сеть организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание.

Система физического воспитания дошкольников строится на определенных принципах:

  1. Принцип оздоровительной направленности.
  2. Принцип разностороннего развития личности.
  3. Принцип гуманизации и демократизации (не допустим авторитарный стиль общения; вся работа по ФВ строится на основе комфортности; воспитателю предоставлено право выбора форм, средств, методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, физической подготовленности).
  4. Принцип индивидуализации.
  5. Принцип единства с семьей.

Методы слухового восприятия

Методы слухового восприятия основываются на использовании педагогом слова. Через слово ребенок получает новые знания, по­нятия, что во многом определяет его отношения к занятиям физи­ческими упражнениями в целом и к изучаемому упражнению в частности. Педагог имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воз­действовать на чувства ребенка.

Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, исполь­зуется для возбуждения у детей интереса к занятиям физически­ми упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполне­ния.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосред­ственно на занятии. Например, педагог рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т.д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения.

Объяснение используется при разучивании упражнений. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образ­ным, эмоциональным. При этом следует ссылаться на уже извест­ные упражнения.

Беседа чаще всего имеет вопросно-ответную форму. Она по­могает педагогу выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры, а детям — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способ­ствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представле­ний о технике физических упражнений.

Ее проводят как до занятий, прогулок, экскурсий, так и по­сле них. Педагог заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т.д.).

Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или дву­сторонним — в виде беседы с участием детей.

Указание (распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения. Указания чаще всего могут быть ис­пользованы:

■ для уточнения задания;

■ напоминания, как действовать;

■ предупреждения и исправления ошибок у детей;

■ оценки выполнения упражнений (одобрение или неодобре­ние);

■ поощрения.

Оценка на физкультурном занятии в дошкольном учреждении условно подразделяется на воспитывающую (регулирующую по­ведение детей) и обучающую (определяющую качество выполне­ния движений).

Команда - произносимый педагогом устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержа­ние («Смирно!», «Кругом!» и т.д.). Ко­манды используются при работе только со старшими дошколь­никами.

Подсчет позволяет задавать необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами:

■ голосом с применением счета («раз—два—три—четыре»);

счетом в сочетании с односложными указаниями («раз— два—наклон — четыре»);

■ только односложными указаниями («вдох—вдох—выдох— выдох»)..

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ.

 

Тема: Подвижные игры

       1. Значение подвижных игр.

       Подвижные игры с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В игре комплексно решаются задачи физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания:

- совершенствуются двигательные умения и навыки;

- развиваются физические качества;

- совершенствуются все функциональные системы организма;

- игры на свежем воздухе способствуют закаливанию организма;

- воспитываются положительные черты характера;

- развиваются самостоятельность, инициатива, творчество, активность;

- расширяются знания об окружающем, речь;

- совершенствуются психические процессы;

- развиваются эстетические вкусы.

       2. Классификация подвижных игр.

 

       По двигательному содержанию:

а) игры с ходьбой: «ровным кругом», «Водяной», «Часовой», Ручеек».

б) игры с бегом: ловишки, «Мы веселые ребята», «У медведя во бору» и др.

в) игры с прыжками: «Удочка», «Выше ноги от земли», «Воробьишки и кот» и др.

г) игры с метанием: «Утки-охотники», «Мяч водящему», «Кольцеброс» и др.

д) игры с ползанием, лазаньем: «Кролики», «Наседка и цыплята» и др.

По степени физической нагрузки:

а) игры малой подвижности (с ходьбой, с метанием)

б) игры средней подвижности (активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный: «Удочка» «Море волнуется» и др.)

в) игры большой подвижности (бег или бег в сочетании с  прыжками, с лазанием, с метанием).

3. Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп.

Ранний возраст – игры забавы, вызывающие звуки, движения, смех, радость.

Второй год жизни – игры бессюжетные. Правила очень простые.

Третий год жизни – появляются сюжетные игры с простым сюжетом.

Ролей – 1 – 2. Часто движения сопровождаются словами.

Четвертый год жизни – усложняется сюжет, правила, более разнообразные движения. Вводятся игры, связанные с узнаванием цвета предмета («Найди свой цвет»). Преобладают сюжетные игры.

Пятый год жизни – усложнение правил – ловить, пятнать, кого поймали – на некоторое время выходят из игры, проявлять ловкость, выдержку. Появляются народные игры, игры-соревнования (на личный результат). Усложняются движения, сюжет. Увеличивается количество ролей.

Старший дошкольный возраст – преобладают игры бессюжетные. Вводятся игры с элементами спортивных игр, игры-эстафеты, коллективные соревнования. Увеличивается количество правил, ролей, разнообразие движений.

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения.

- усложнить двигательное задание;

- усложнить правила;

- изменить сюжет;

- ввести дополнительное оборудование;

- ввести новые виды движений;

- увеличить расстояние (для бега, прыжков, метаний);

- ввести дополнительную роль.

5. Методика проведения подвижных игр.

а) Сбор детей на игру: звонок в колокольчик, привлечь детей игрушкой, шапочкой (младшая группа). Заранее, перед выходом на прогулку, договориться по какому сигналу и где соберутся дети для игры; поручить помощникам собрать детей на игру (старший возраст).

б) Создание интереса к игре: рассказ, загадка, стихотворение, беседа.

в) Объяснение игры: если игра сюжетная, то в форме рассказа. В младшей группе объяснение в ходе самой игры. Со средней группы – перед игрой. Если игра знакомая, со средней группы можно задать вопросы на закрепление содержания и правил игры.   

В объяснении должно прозвучать – что должны делать дети, по какому сигналу, как. Разучить слова можно заранее.

г) Выбор ведущих в игре. В младших группах ведущий – воспитатель, затем активный ребенок. Ведущих выбирают по назначению воспитателя, по желанию детей, по считалке (со средней группы), по названному числу, с помощью закрученной кегли, обруча (старшая группа), с помощью жеребьевки.

д) Проведение игры и руководство ею.

Младшая группа – воспитатель играет вместе с детьми, нередко выполняя роль ведущего или второстепенную роль.

Средняя группа – дети играют самостоятельно, а воспитатель подает сигналы, подсказывает, дает указания, следит за поведением детей, оценивает детей.

При повторении игры помогает выбрать ведущего.

В старшей, подготовительной группах дети могут организовывать игры самостоятельно.

Оценка детей – в младшей группе – положительная, в средней группе – более объективная, в старшей группе – объективная. К обсуждению проведенной игры привлекают всех детей.

Факторы, влияющие на выбор игры

  1. Возраст детей, состояние их здоровья, физическая подготовленность.
  2. Место игры в режиме дня.
  3. Время года.
  4. Погодные условия.
  5. Место проведения игры.
  6. Предыдущая и последующая деятельность детей.
  7. Интересы и желания детей

 

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит специфика подвижной игры?
  2. Какая классификация подвижных игр принята в теории и методике ф/в?
  3. Особенности использования вариантов подвижных игр.
  4. Как следует проводить подвижную игры в разных возрастных группах?

МИНИ-КУРС ПО МДК 01.02 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(1 курс ОЗО)

Тема: Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры

1. Предмет и основные понятия теории и методики физического воспитания

       Теория физического воспитания – это наука об общих законах и управлении физическим совершенствованием человека.

       Она изучает цель, задачи, принципы системы физического воспитания, средства физического воспитания, методы, формы организации педагогического процесса.

       Теория физического воспитания детей дошкольного возраста связана с

       а) дисциплинами гуманитарного характера (общая теория физического воспитания, общая педагогика, дошкольная педагогика, психология, детская психология)

       б) дисциплинами медико-биологического цикла (физиология, анатомия, медицина, биология, гигиена, педиатрия).

       2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

       Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

       Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и другой форм жизнедеятельности.

       Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

       Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

       Физическая подготовленность  - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

       Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

       Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания.

       Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

       Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

       Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

3. Принципы системы физического воспитания дошкольников

Система физического воспитания – это сеть организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание.

Система физического воспитания дошкольников строится на определенных принципах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.052 с.)