Тема: организация труда детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: организация труда детей дошкольного возраста.



 

План:

Условия организации труда:

а) систематическое включение каждого ребенка в труд;

б) учет нагрузки на ребенка.

 

2. Формы организации труда:

а) поручения;

б) дежурства;

в) коллективный труд (труд рядом, совместный и общий труд).

Вопрос 1. а). Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В зависимости от возраста детей, он отдает предпочтение той или иной форме. Систематическое участие детей в труде достигается разными способами. Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, воспитателю следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает неожиданно, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.

 

Б). В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, т.к. труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизировать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.

 Вместе с тем нельзя давать и слишком большие нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи, с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время. Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему.

Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание, прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.

 

Вопрос 2. а) Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. В этом возрасте дети еще часто не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже – коллективные, маленькими подгруппами – 2-3 детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков.

Поручения многообразны по трудности (простые и сложные), по характеру выполнения (индивидуальные, эпизодические длительные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (2-3 дня) отвечает за какое-то дело.

Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5-2 лет. Учитывая некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата), их можно сгруппировать.

К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, отнести, поднять. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, т.е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций.

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которые дети достигают не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку.

В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада. Например, спросить повара, что сегодня на завтрак.

Б). Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения». Это требует от ребенка знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок – дежурный ставится в такие условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру, которую затевают сверстники.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое воспитательное значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, животным и растениям, находящихся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Согласно «Программе воспитания в детском саду» дежурства вводятся либо во второй младшей группе (в конце года), либо в средней группе дет. сада.

В). Коллективный труд.

В старшей и подготовительных группах дет.сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: Например, уборка групповой комнаты или участка.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно, и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединить всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;

- определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремиться к тому, чтобы занять всех детей.

Разные формы организации труда позволяют обеспечить систематичность включения детей в труд. Существуют следующие способы объединения детей в труде:

труд рядом;

общий труд;

совместный труд детей.

Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В средней, старшей и подготовительной к школе группах, руководя работой детей рядом, воспитатель не только показывает приемы работы, но и учит ребят проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь товарищу.

Общий труд. Важное значение имеет формирование у детей основ коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Следует подчеркнуть еще одну особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности.

Совместный труд детей. В подготовительной к школе группе, помимо общего труда, используют более сложную форму организации детей – объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапов. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил.

Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процесс деятельности. Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Методы руководства коллективным трудом детей.

В организации коллективного труда детей (небольшого звена или всей группы) выделяются три последовательных этапа:

- распределение предстоящей работы между участниками;

- выполнение детьми различных заданий;

- обсуждение результатов трудовой деятельности.

(Самостоятельно. В книге В.Г.Нечаевой Воспитание дошкольника в труде. Стр. 181-196).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.01 с.)