Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: организация труда детей дошкольного возраста. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
План: Условия организации труда: а) систематическое включение каждого ребенка в труд; б) учет нагрузки на ребенка.
2. Формы организации труда: а) поручения; б) дежурства; в) коллективный труд (труд рядом, совместный и общий труд). Вопрос 1. а). Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. В зависимости от возраста детей, он отдает предпочтение той или иной форме. Систематическое участие детей в труде достигается разными способами. Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, воспитателю следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает неожиданно, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
Б). В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, т.к. труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизировать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением. Вместе с тем нельзя давать и слишком большие нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи, с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время. Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание, прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.
Вопрос 2. а) Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. В этом возрасте дети еще часто не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже – коллективные, маленькими подгруппами – 2-3 детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Поручения многообразны по трудности (простые и сложные), по характеру выполнения (индивидуальные, эпизодические длительные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (2-3 дня) отвечает за какое-то дело. Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5-2 лет. Учитывая некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата), их можно сгруппировать. К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, отнести, поднять. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, т.е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которые дети достигают не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку. В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада. Например, спросить повара, что сегодня на завтрак.
Б). Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения». Это требует от ребенка знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок – дежурный ставится в такие условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру, которую затевают сверстники. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое воспитательное значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, животным и растениям, находящихся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь. Согласно «Программе воспитания в детском саду» дежурства вводятся либо во второй младшей группе (в конце года), либо в средней группе дет. сада. В). Коллективный труд. В старшей и подготовительных группах дет.сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: Например, уборка групповой комнаты или участка. Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно, и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий: - объединить всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе; - определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремиться к тому, чтобы занять всех детей. Разные формы организации труда позволяют обеспечить систематичность включения детей в труд. Существуют следующие способы объединения детей в труде: труд рядом; общий труд; совместный труд детей. Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В средней, старшей и подготовительной к школе группах, руководя работой детей рядом, воспитатель не только показывает приемы работы, но и учит ребят проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь товарищу. Общий труд. Важное значение имеет формирование у детей основ коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.
Следует подчеркнуть еще одну особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Совместный труд детей. В подготовительной к школе группе, помимо общего труда, используют более сложную форму организации детей – объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапов. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процесс деятельности. Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. Методы руководства коллективным трудом детей. В организации коллективного труда детей (небольшого звена или всей группы) выделяются три последовательных этапа: - распределение предстоящей работы между участниками; - выполнение детьми различных заданий; - обсуждение результатов трудовой деятельности. (Самостоятельно. В книге В.Г.Нечаевой Воспитание дошкольника в труде. Стр. 181-196).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.01 с.) |