Тема: виды труда детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: виды труда детей дошкольного возраста.



 

План:

1.Труд детей в природе:

а) значение труда в природе для формирования личности ребенка;

б) содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

 

2. Ручной труд:

а) значение ручного труда для формирования личности ребенка;

б) изготовление игрушек из различных материалов;

в) работа с деревом.

 

ВОПРОС 1. Труд детей в природе.

а). Значение труда в природе для формирования личности ребенка.

  Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, н-р, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, об орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Дети подводятся к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т.е. они узнают о роли человека в управлении природой. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельхоз. Инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. Необходимо заботиться о том, чтобы малыши испытывали радость от труда.

Старших дошкольников (5 лет) необходимо приучать работать во все времена года. Дети знакомятся с сезонными изменениями в природе.

Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель – вырастить овощи, ягоды, цветы – результат т руда конкретен и понятен ребенку. Но он не может быть достигнуть быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Одно из условий эффективности всякой работы – правильная организация труда. Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике дет. садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий.

Б). Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

· чистка клеток птиц и других животных, мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

· кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно, выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке, изготовление и вывешивание кормушек;

· подготовка корма для кормления мелких животных;

· участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки);

· помощь взрослому при смене воды в аквариуме, уход за рыбками;

· поливка комнатных растений, мытье их опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

· участие в перекопке земли, устройстве гряд и клумб;

· уход за посевами и посадка на своем огороде, в цветнике, саду;

· помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду, уборка участка.

Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка. Процессы труда необходимо чередовать, учитывать его характер. При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. На голове д. быть головной убор, а на руках рабочие перчатки. Желательно, чтобы на детях была спец. одежда или рабочие фартуки.

(Самостоятельная работа. В тетрадях написать 5 загадок о животных, 5 загадок о растениях, 10 названий домашних животных, 10 названий диких животных, 10 названий комнатных растений, 10 названий аквариумных рыбок.)

 

ВОПРОС 2. Ручной труд.

а). Значение ручного труда для формирования личности ребенка.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляют одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, развивают креативное мышление, что имеет немаловажное значение для их последующего развития. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, желание созидать.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами. Работа с природным материалом – листьями, шишками, желудями, соломой, берестой, корой дает воспитательную возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Б). Изготовление игрушек из различных материалов.

 Занимаясь изготовлением игрушек, дети приобретают много новых знаний и умений. Они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в дет. саду, так и дома.

Совершенно необходимо, чтобы для изготовления игрушек под руками был нужный материал: коробки разнообразного размера и формы, цветная бумага, картон, обрезки проволоки и пр. Весь этот материал надо расположить так, чтобы всегда можно было легко найти то, что необходимо.

Для изготовления игрушек надо иметь инструменты, с которыми дети постепенно приучатся работать. Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Н-р, дети могут сделать для игры волчок.

Много игрушек можно сделать путем сгибания и надрезывания листа бумаги – оригами. Некоторые игрушки делаются с помощью клея, а некоторые сделаны и без него. Из бумаги можно с детьми 5-6 лет сделать вертушки, палатки, саночки, домики, пароходы, лодочки.

Из сосновых и еловых шишек, желудей, соломы и кукурузных початков можно сделать забавные игрушки: птичку, белочку, ежика, петушка, черепаху, человечков и др.

Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп, является изготовление макетов. В течение года с детьми можно изготовить несколько макетов разного содержания. Мальчики с удовольствием примут участие в поделке макета «футбол» или «хоккей».

С детьми старшей и подготовительной групп готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций. Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят».

В). Работа с деревом.

Детей 6-го года жизни следует приучать пользоваться молотком, пилой, клещами, плоскозубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов.

Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на 6-м, а тем более на 7-м году жизни необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски в разные вещи. В такой работе проявляется смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно важно в подготовке детей к школе.

В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: - следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций.

Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций.

 

 


 

ЛЕКЦИЯ № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.014 с.)