Разрушение присоединительного звена беседки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрушение присоединительного звена беседки



 

Все современные подвесные системы мира используют несколько типов присоединительного звена - элемента, к которому присоединяется работающее снаряжение (Рис.9). Это могут быть следующие присоединительные элементы:

 

1) Мягкое кольцо из синтетической ленты - исключительный атрибут альпинистских систем (Рис.9-1).

2) Мягкая петля из синтетической ленты - аналогично плюс каньонинг (Рис.9-2).

3) Специальный мэйлон рапид (дельта или полукруг) - только для спелео (Рис.9-3). Я не называю грузовые петли и кольца самой спелео-беседки, так как они не являются непосредственным звеном подвески, а идут за ним.

4) Специальные пряжки, кольца и петли - для каньонинга и высотных работ (Рис.9-4).

Рис.9. Беседки - присоединительные звенья:

1 - "Colt" фирмы "Salewa" с мягким присоединительным кольцом.

2 - "Chalenger" фирмы "Edelweiss" с мягкой присоединительной петлей.

3 - " Fractio " фирмы " Petzl " с беседочным мэйлон-рапидом.

4 - " Canyon " фирмы " Petzl " с металлическим присоединительным кольцом-пряжкой.

 

Если не используется самостраховка с независимым присоединением к беседке, чаще всего разрушение присоединительного звена, к которому крепится ФСУ приводит к тяжелейшим последствиям (Рис.10).

Вот строчки из статьи Мэта Сэмита " Тодд Скиннер - Потеря Легенды "[10].

 

" 23 Октября 2006 года скалолазный мир потерял одну из своих Легенд – Тодда Скиннера (Todd Skinner), США. На момент смерти ему было 47 лет, он был одним из лучших фри-клаймеров в мире. Скиннер погиб в результате 500-футового падения со стены Наклонная Башня (Leaning Tower) в Йосемитском национальном парке.

Он спускался по предпоследней из 10 веревок спуска с маршрута "Иисус создал мой лихой авто" (Jesus Built My Hot r od, VI 5.7 A 4), который Тодд прошел свободным лазанием с напарником Джимом Хьютом (Jim Hewett). Как вдруг петля его страховочной системы, к которой был пристегнут карабин спускового устройства, по-видимому, порвалась.

 

Рис.10. Выдающийся американский восходитель Тодд Скиннер

   1 - единственная точка подвески стала роковой для Тодда Скиннера

   2 - схема скрытого износа присоединительного кольца, вызванного переменными нагрузками при подъеме на зажимах, которые также крепились на единственное звено.

(фото с сайта Mountain. ru, для схемы использован рисунок by Pandra Williams из книги " On Rope " by Allen Padgett and Bruce Smith, 1987, с моими надписями и дорисовками).

Эта двойка провела на этой стене больше 100 дней – включая прохождение свободным лазанием маршрута "Влажная Лайкра Кошмара" (Wet Lycra Nightmare, V 5.13 d) - свободная версия маршрута "Влажные Джинсы Мечты" (Wet Denim Daydream), который они сделали в 2004 году, - поэтому знала ее хорошо.

Они закрепили свои перила на Лихаче (Hot r od), расположенной слева от Мечты (Daydream), всего за неделю до трагедии.

23 Октября скалолазы провели на маршруте, повторяя некоторые движения для того, чтобы вскоре вернуться и пройти индивидуальные участки трассы без срывов (redpoint), так как сезон подходил к концу. Причем Тодд старался выучить движения на ключевом участке, категория сложности примерно 5.14а, а Хьют выщелкивал оттяжки по нитке маршрута. Когда солнце было уже высоко, они спустились к Авони Ледж (Ahwahnee Ledge) - небольшой полочке, находящейся в трети пути снизу по этой сильно нависающей стене. Скиннер и Хьют остановились на ней, чтобы перекусить, и в 2.30 начали спуск по трем последним фиксированным статическим веревкам, заканчивавшимся на другой полке 400 футами ниже, где заканчивался спуск. Каждая веревка отвисала примерно на 20-30 футов от скалы, поэтому скалолазам приходилось подтягиваться, чтобы дотянуться до точки перестежки.

На спине у Тодда был только маленький рюкзачок со снаряжением.

"Тодд спускался гораздо быстрей, чем я, поэтому он шел первым", - рассказывает Хьют. Десять минут спустя, когда Скиннер спустился почти до конца второй веревки и начал подтягиваться к страховочной станции, Хьют остановился на одну веревку выше него, чтобы пропустить узел. Затем...

"Я услышал треск, - говорит Хьют, - и быстро посмотрел вниз. Я увидел, как он падал, все уменьшаясь и уменьшаясь, пока не превратился в точку".

Хьют связался со скалолазами, работавшими на соседнем маршруте Западная Грань (West Face), чтобы они вызвали службу спасения Национального Парка по сотовому телефону... и затем «очень медленно и осторожно» продолжил спуск.

 

"Я спустился до его спускового устройства с самозащелкивающимся карабином на нем (по словам Хьюта и докладу спасательной службы парка карабин был защелкнут) – я почти уверен в том, что знаю, что случилось", - говорит он.

...Кольцо от системы было найдено на следующий день "в зарослях растительности у основания стены. Оно было сильно потерто в том месте, где произошел разрыв"...

Из всего этого возникает вопрос, как могло такое случиться?

 

"Неповрежденное кольцо не может внезапно порваться, - категорически заявляет Хьют. - Такую ситуацию можно было предвидеть".

 

19 октября при подготовке к восхождению Хьют заметил, что система Скиннера сильно изношена, причем, как ножные петли, так и центральное страховочное кольцо, которое, как он говорит, было "на 15-20 процентов" перетерто.

 

"Я настаивал, что это не очень хорошо, - говорит Хьют. – Тодд ответил, что знает о проблеме, и уже заказал новую систему".

 

Они обсудили изнашиваемость систем, поговорили о том, что иногда люди подстраховывают это кольцо дополнительным слингом, но ни разу не коснулись того, что лазать в такой системе очень небезопасно.

 

"В течение последующих нескольких дней кольцо должно было износиться значительно сильней, - говорит Хьют, добавляя, что Тодд страховал его через него без особых проблем (4 из 5 следующих дней они провели, работая на маршруте). - Мы не возвращались больше к этой теме".

 

Хьют предполагает, что из-за интенсивной работы на стене кольцо на системе продолжало перетираться. Он говорит, что Тодд имел два зажима (ascenders), привязанными (girth - hitched) непосредственно к кольцу: более высоко расположенный присоединялся слингом длиной в руку, ниже расположенный со стременем (aider - лесенка) - слингом, подобной первому длины, также привязанным вокруг страховочного кольца беседки. (Обычная для скалолазов система для подъема по веревке на зажимах способом Texas System, прим. мои, КБС). Хьют предполагает, что их совместное действие на кольцо во время подъема на зажимах (jugging) изнашивало его в одном узком месте, возможно не видимом Скиннеру под ножными охватами".

Таков печальный итог. Единственная точка подвески всегда потенциально опасно именно своей незащищенностью ничем, кроме ее собственной устойчивости.

Что касается спелеологических беседок с металлическим замком в виде мэйлон рапида диаметром 10 мм, то именно мэйлон рапид такой конструкции и запаса прочности является гарантом нашей безопасности. Uарантировать не разрушаемость подвески может только мэйлон рапид, а не карабин типа " Omni ", предлагаемый фирмой " Petzl " в очередном новаторском порыве.

 

Еще одна выдержка по теме из " Экспедиции во Мрак ":

 

 " ...Раймис начинает пристегиваться на спуск, а я смотрю на его "сбрую". После поездки Эрика Лайцонаса в Болгарию Раймис сделал себе снаряжение по западному образцу: все обвязки сходятся и фиксируются одним единственным карабином на животе. К этому же карабину крепится "ус" самостраховки. Спусковое устройство у Раймиса тоже на западный манер - боббина Дресслера, самодельная, конечно. И она тоже встегнута в замковый карабин - напрямую. Внешне все выглядит достаточно компактно и логично...

Раймис перелезает через край колодца, мягко соскальзывает по рапели вниз, и луч его фонаря растворяется в темноте. Молча сидим на краю колодца - каждый во власти своих мыслей, поэтому в наступившей тишине неожиданно громко звучит металлический щелчок в колодце, от которого резко вздрагивают веревки у крючьев.

Мы еще заторможенно молчим, губы только приоткрылись для вопроса, как в ледяной этой тишине громко и отчетливо раздается голос Раймиса. Этот голос, и дыхание, слышное из колодца, заставляют нас похолодеть. Нет, это не крик ужаса, не смертельный вопль падения, но в нем слышится такое, что я не смогу сейчас передать словами, как бы ни старался. Неестественно спокойный и четкий, отчего заметнее проступает литовский акцент, голос Раймиса звучит чуть громче обычного:

- Ребята. Я сейчас буду падать...

Во мне срабатывает какая-то пружина, подкидывает вперед, к колодцу, благо, я на самостраховке. Склоняюсь над краем и вижу - внизу, буквально в трех метрах, у зеркальной стены замерла странно неподвижная фигура. Взгляд мечется, ощупывая детали, силясь ухватить причину опасности. Ничего! Каталка на рапели, зажим самостраховки на второй веревке...

- В чем дело?!

И после паузы длинной в год:

- Спустите мне карабин.

Срываю с себя карабин, пристегиваю на страховочную веревку, отпускаю. Карабин звонко щелкает о самохват Раймиса. Данюнас, почти не шевелясь, какими-то хирургическими движениями снимает его, медленно простегивает куда-то: сверху не видно, куда... Шумный выдох облегчения:

- Все. Сейчас поднимусь.

Кто держал в руках титановый карабин марки "Ирбис" подмосковного производства, тот представляет (Рис.11). А кто не видел - представьте на верхнем загибе карабина крохотный, не более 5 миллиметров, крючок, который входит в зацепление с защелкой. Вот этот крючок и спас Данюнасу жизнь. Неудачно встегнутая каталка, развернувшись под весом Раймиса, отжала защелку карабина, и та вывернулась наизнанку. Карабин расстегнулся, и все, что было на нем, утратило связь друг с другом. А ведь карабин был связующим звеном всей системы обвязок и спуско-подъемного снаряжения. В итоге все оно, в том числе и самостраховка, оказалось просто нанизано на разомкунутый карабин и в любую минуту могло слететь с него, оставив своего владельца на произвол Судьбы. Над 40-метровым колодцем судьбу предсказать нетрудно...

Спас крючок на верхнем загибе карабина, на котором зацепилось спусковое устройство. И еще то, что Данюнас не успел спуститься достаточно глубоко: малейшего колебания веревки, которая на хорошей глубине тянется, как резиновая, было достаточно, чтобы сбросить Раймиса со спасительного крючка.

Так 22 сентября 1984 года в Напре мы оказались в полушаге от еще одной катастрофы ".

Рис.11. Корделеттная экспедиция " Напра-1984 " едва не закончилась трагически:

   1 - Раймондас Данюнас, Каунас, на втором плане Сергей Ткачев, Уфа.

   2 - Константин Серафимов на входе в пещеру.

   3 - карабин " Irbis ", который Раймис использовал вместо присоединительного звена с каталкой, вывернувшей защелку над гротом Рака.

   4 - слева направо: Владимир Резвван, Адлер, показывает место аварии на разрезе пещеры, Сергей Ткачев, Сергей Киселев, Челябинск, Раймис Данюнас).

 

 

Что касается спелеобеседок, мне пока неизвестны случаи аварий, связанных с полной поломкой замкового МР, хотя жутковатых случаев, связанных с их непроизвольным размуфтовыванием и разгибанием, предостаточно.

Но подразогнутые дельта или демиронд не разгибаются до конца, цепляясь крючками концов за несущие кольца беседки. Кроме того, действительно фирменные дельты не разгибаются под нормальным весом человека. Это я опробовал лично, впервые, еще в 1986 году в Киевской, поднявшись метров 400 на полностью открученной дельте. Да и потом было. Разгибаются подделки фирм, продающих не испытанную надлежащим образом продукцию.

 

 

Выводы по разделу

Вот, перечень причин аварий на спуске, который мне удалось составить на основе учета происшествий в этой области. Все это позволяет сделать следующие выводы.

 

1) Все три элемента снаряжения для спуска по веревке: спусковое устройство, коннектор (карабин или МР) и присоединительное звено беседки не имеют 100-процентной надежности. Случаи их отказа с трагическими последствиями известны. Надо полагать, что случаев отказа, когда все закончилось благополучно на порядок больше.

 

2) Как бы мы ни старались, вероятность таких отказов существует объективно в силу конструктивных особенностей снаряжения и наличия неподконтрольных природных факторов. Мы не можем полностью нейтрализовать их только тренировками и опытом исполнителя. Подтверждением этому аварии - как с новичками, так и опытными мастерами вертикали.

 

3) Главной первопричиной аварий является использование единственного, ничем не дублированного прикрепления к веревке во время спуска. Любой сбой в работе в этой цепочки критичен, так как больше нечему предотвратить наше падения.

Повышенный риск единственного присоединения к веревке с помощью спускового устройства объективен и должен четко осознаваться всеми, кто пренебрегает самостраховкой при спуске.

 

Возможно ли каким-то образом нейтрализовать этот риск с сохранением единственной точки присоединения к веревке?

Почему многие западные школы SRT проповедуют именно такой вариант спуска? Что это - строгий технический расчет или трагическое заблуждение?

Давайте проанализируем каждый из элементов снаряжения с целью разобраться в этом вопросе.

 

2. Критерии надежности системы безопасности спуска

 

Итак, проблема безопасности при спуске существует реально и ежегодно отзывается авариями - мелкими, которые проходят незаметно, и крупными, которые становятся предметом тревоги и обсуждения.

Чтобы определить варианты решения этой проблемы, следует проанализировать все только что перечисленные ее причины и предложить адекватные контрмеры. Что и попытаемся сделать.

Для этого сформулируем ряд критериев, которым в идеале должна отвечать наша система безопасности при спуске, чтобы нейтрализовать перечисленные выше причины потери контроля и отказы снаряжения. Не спусковое устройство в отдельности, а вся цепочка снаряжения для спуска по веревке.

Каким же требованиям должны удовлетворять наша система безопасности при спуске по веревке? Вот основные критерии ее надежности.

 

Критерий 1: Мгновенная остановка при потере контроля над спуском.

Критерий 2: Однозначность и безошибочность подготовки к работе.

Критерий 3: Стабильность торможения ФСУ.

Критерий 4: Безотказность подвески.

 

Если все эти критерии будут выполнены одновременно, мы получим абсолютно надежную систему для спуска по веревке.

Напомню, что мы составили перечень критериев не для спусковых устройств, а в целом для системы безопасности спуска по веревке, задача которой - защитить нас от утраты контроля над спуском, что бы ни произошло с нами и каждым отдельно взятым элементом снаряжения, участвующего в спуске.

 

Какая же система максимально удовлетворяет сформулированным 4-м критериям безопасности? Уже на первый взгляд видно, что существует только два решения, причем принципиально отличных одно от другого:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.036 с.)