В результате неожиданного увеличения скорости спуска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В результате неожиданного увеличения скорости спуска



 

Потеря трения в результате возрастания скорости спуска - весьма неочевидное явление, основанное на физической зависимости коэффициента трения скольжения от относительной скорости трущейся пары любых материалов, в том числе - металла спускового устройства и нейлона веревки. На практике это выражается в том, что разогнаться гораздо проще, чем притормозить, так как приходится прикладывать более значительное усилие тормозящей рукой. И это вроде бы очевидно, так как приходится сражаться с инерцией массы своего тела и ускорением свободного падения. Но кроме этого против нас еще и пониженный коэффициент трения в спусковом устройстве.

Характерный несчастный случай описан Джерри Бергмансом (Géry Berghmans (GSCT) ) в спелеорассылке Бельгийского Спелеологического Союза в 2004 году. Вот текст сообщения в переводе Виктора Комарова[8]:

 

"... Первого ноября наш клуб был в департаменте Ду (Doubs). В программе дня было посещение пещеры Бальзам Пиков ("Baume des crêtes"). После спуска в последнюю расщелину (колодец) навеска пришла в негодность (сломалось ушко промежуточного закрепления, прим. мои КБС).

Спускавшийся в это время спелеолог Паскаль (Pascal) весом 90 кГ резко ускорился на спуске и не смог ничего сделать, чтобы достаточно затормозить.

Упав на 10-15 метров, он приземлился на ноги и не смог на них больше стоять ".

 

И хотя предметом обсуждения является поломка старой крючьевой фурнитуры, стоит обратить внимание на вторую - если не главную! - причину несчастного случая, о которой почему-то никто в обсуждении не говорит. Вот что значит инерция мышления! Никто не видит, что если бы упавший использовал нормальное спусковое устройство плюс самостраховку, ничего бы не случилось.

Итак, причина падения заключалась не в том, что сломалось ушко. Прочитаем еще раз, переведя на более понятный русский язык. Во время спуска сломалось ушко крюка промежуточного закрепления. Спелеолог был довольно увесистый - хотя вес не выдающийся, тем более, когда идешь с мешками. В результате поломки навески спелеолог ухнул вниз на глубину распрямившегося корема, что по западным привычкам составляет примерно 2 метра полета. То есть разогнался. Когда веревка натянулась, падающий продолжил стремительное скольжение вдоль нее. Почему? Потому что спускался на боббине (" Simpl "), и так с неважным тормозящим усилием, и в плюс к своей инерции получил потерю трения в десандьоре из-за резко возросшей скорости спуска.

Затормозить пострадавший не смог, хотя держал веревку в руке, явно пытаясь это сделать целых 15 метров! И в результате падения сломал ноги.

То есть налицо потеря контроля над спуском с тяжелыми последствиями.

Если бы пострадавший использовал " Азиан-рэк " или " Мини-рэк " с торможением веревки через гипер-бар - это ключевой момент! - такой рывок привел бы к торможению и только, так как при рывке перекладины рэка сходятся, резко увеличивая силу трения даже без нашего желания.

 

 

Разрушение самого ФСУ

 

К счастью, мне известен только один случай падения кого-то из туристов в результате поломки спускового устройства " Лепесток ", где-то в конце 80-х производившегося каким-то советским предприятием с помощью литья. Подробностей не знаю до сих пор, но после прокатившегося слуха мы все " лепестки " из своего арсенала изъяли. Очевидно, там был откровенный технологический брак, так как лидер Пермских спелеологов Сергей Сергеевич Евдокимов потом рассказывал мне, что ломал эти "спусковушки" одним ударом кулака. Могучие Уральские спелеологи...

Других случаев с падением вроде бы не было даже с многочисленными самоделками. Поломки спусковых устройств в результате падения - были, но не наоборот. То есть можно считать, что подавляющее большинство устройств для спуска по веревке достаточно надежны, чтобы не служить поводом для беспокойства в плане разрушения.

 

 

Отказ или поломка подвески

 

Одна из не слишком часто встречающихся, но убийственных причин падений при спуске. Так как именно при спуске те, кто не использует самостраховку, имеют единственную точку присоединения к веревке - через карабин подвески спускового устройства.

Как уже было сказано, при подъеме поневоле приходится использовать минимум 2 зажима, хотя в некоторых очень ранних техниках только один из них присоединен к обвязкам (например, вариации " Texas System "). Но при спуске без самостраховки точка присоединения - одна.

 

Единственная точка присоединения к веревке - это всегда игра в орлянку с бедой, какими бы умными словами мы себя не уговаривали.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.005 с.)