Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические материалы к лекции. Краткое содержание лекции

Поиск

Краткое содержание лекции

Проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами, которые многоаспектны и носят опосредованный характер. Структура социальной дифференциации языка: стратификационная дифференциация, обусловленная разнородностью социальной структуры и ситуативная дифференциация, обусловленная многообразием социальных ситуаций. Функциональная парадигма языка как модель, отражающая иерархическое построение системы форм существования конкретного языка.

Диалект как простейшая функциональная ячейка парадигмы. Повседневное бытовое общение как основная коммуникативная сфера диалекта и связанная с ней устная форма реализации. Обобщённые показатели диалекта: отсутствие выразительной функционально-стилистической стратификации и поливалентности (многофункциональности); спонтанность речевых реализаций.

Роль диалектов в развитии функциональной парадигмы языка и становлении литературной страты. Особенности существования диалекта в современном обществе (статус социально-территориального диалекта). Элементы диалектов в русском литературном языке и их роль в языке художественной литературы.

Диалект как богатейшая языковая почва, хранилище национального своеобразия и творческих потенций языка.

Наддиалектные формы языка как более высокие, чем диалект, формы существования языка.

Характеристика наддиалектных форм: наддиалектность, развивающаяся в результате сознательной обработки (ЛЯ и эпическая поэзия) или спонтанно, на основе функционально-стилистического и/или структурного отбора, в результате исключения региональных признаков или/и их совмещения. Другие особенности могут быть представлены в виде набора дифференциальных признаков: 1) устная или письменная форма реализации, совмещение обоих типов реализации; 2) наличие / отсутствие стилистического или структурного стандарта; 3) ограниченность сфер общения или универсальное для данного социума средство общения; 4) позиция данного наддиалектного образования в функциональной парадигме.

На основании данного набора признаков выделяются основные типы наддиалектных форм, реализующихся в устной форме:

Ø устная поэтическая речь (язык фольклора). Обслуживание высокой сферы человеческого общения – сферы словесного искусства. Специфические черты народно-поэтического языка: наличие своеобразных элементов, образующих формульный стиль; гетерохронность как результат сосуществования архаичной лексики и грамматических форм с более поздними единицами, обусловленная определённым стилистическим стандартом, унаследованным из традиций прошлого; особая функция отдельных выразительно-изобразительных средств (например, постоянного эпитета); влияние стихотворного размера на отбор лексических единиц и вариантов грамматических форм, специфика лексики.фразеологии и синтаксиса, чуждых разговорной речи; интердиалектный и наддиалектный характер языковых элементов, развившиеся в результате сознательной обработки;

Ø просторечие как один из наддиалектных типов речи, используемых преимущественно городским населением для повседневного общения. Социально ограниченный и сниженный характер просторечия (носители просторечия – малообразованные горожане). Элементы просторечия в системе литературного языка (чаще всего на лексическом уровне) для создания экспрессивности и стилистической сниженности.

Ø литературный язык как форма общенародного языка, воспринимаемая говорящими как образцовая, и состоящая из общенародных элементов, прошедших культурную обработку. Максимальная поливалентность литературного языка; кодифицированная норма, зафиксированная в грамматиках и словарях; функционирование в письменной и устной формах.

Литературный язык. Среди наддиалектных форм особо выделяется ЛЯ и как наиболее значимая и распространённая разновидность, и как образование, имеющее письменную форму, которая позволяет усилить обработанность речи. В функциональной парадигме языка литературный язык занимает высший уровень. В современных языковых ситуациях обычно наблюдается оппозиция «диалект / литературный язык» – первой, наиболее древней ячейки языка и его высшей формы.

Обобщённые показатели диалекта:

1) отсутствие выразительной функционально-стилистической стратификации и поливалентности (многофункциональности);

2) спонтанность речевых реализаций.

Коммуникативная сфера диалекта – повседневно-бытовое общение, с чем связана устная форма речи.

В разных исторических условиях данная модель диалекта может развивать вариативность. Выделяются 4 исторические разновидности диалекта: 1) диалект племени; 2) диалект народности; 3) территориальный диалект феодального общества; 4) территориально-социальный диалект в период формирования и развития национальных языков.

Обобщённые показатели ЛЯ:

1) большая или меньшая обработанность и связанная с этим селективность (отбор языковых элементов);

2) отсутствие спонтанного речевого произведения;

3) большая или меньшая поливалентность, порождающая стилевое многообразие и функционально-стилистическое варьирование;

4) тенденция к регламентации, соотнесённая с селективностью;

5) определённый уровень гомогенности (однородности), что не исключает возможности территориального и социального варьирования;

6)  наддиалектность.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции

Самостоятельному изучению отводится вопрос о типологических разновидностях литературного языка и особенностях диалекта как страты современного русского языка (на основании дисциплин «Диалектология», «Старославянский язык»).

Применение современных информационных технологий Использование слайд-панорамы, иллюстрирующей план лекции и литературу, таблицы, отражающие материал анализа отдельных слов.

ЛИТЕРАТУРА

Беликов, В. И. Социолингвистика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 337 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-00876-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433389
Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - 5-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2016. - 289 с. - ISBN 978-5-9765-0813-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57619
Дополнительная литература
Современный русский язык. Активные процессы на рубеже XX— XXI веков, 2008, Языки славянской культуры. - 710 с. с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211243
Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация, 2003, Языки славянской культуры. - 582 с. с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211242
Шерстяных И.В. Основы социолингвистики / Шерстяных И. В., 2012, Иркутский государственный лингвистический университет. - 160 с. с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=145033


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.007 с.)