Учебно-методические материалы к лекции. Краткое содержание лекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические материалы к лекции. Краткое содержание лекции



Краткое содержание лекции

История России XX века и изменения в формах существования языка.

Язык через историю и культуру. Основные тенденции изменения функциональной парадигмы. Диалекты и социолекты. Наддиалектные формы речи. Территориальные, территориально-социальные и социальные диалекты. Социальный диалект как средство общения социально ограниченной группы и средство ее обособления от остального общества.

Общая характеристика функциональной парадигмы русского языка в регионе. Характеристика языковой ситуации Южного Урала и Оренбургского края В.И. Далем. Изменения языковой ситуации в связи с экстралингвистическими факторами. Языковая карта Оренбургской области. Особенности диглоссии на территории Оренбургской области.

Компонентами диглоссии: разные языки или страты одного и того же языка, которые используются в разных функциональных сферах. Отличие диглоссии от двуязычия, заключающееся в дополнительном распределении компонентов, когда разные компоненты используются для разных целей коммуникации. Типичным пример диглоссия на территории Оренбургской области – использование диалектов тюркских языков (татарского, башкирского, казахского) в качестве домашних языков, а в других сферах – русский ЛЯ. Помимо функциональной стратификации, диглоссия предполагает обязательную сознательную оценку говорящими своих идиомов по шкале «высокий – низкий» («торжественный – обыденный»). Особенности диалектных систем на территории Оренбургской области: история и современность. Характеристика функциональной парадигмы русского языка.

Проблема язык и нация тесно связана с проблемами социальной дифференциации языка и языковой картиной мира, изучая которые социолингвистика оперирует категорией национального языка, трактуемого в отечественном языкознании как социально-историческая и культурно-историческая категория, возникающая в условиях экономической, политической и духовной концентрации, характеризующей формирование наций.

Социальные диалекты. Территориальные, территориально-социальные и социальные диалекты. Социальный диалект как средство общения социально ограниченной группы и средство ее обособления от остального общества.

Просторечие как социально ограниченный компонент языка, принятый в среде горожан, не получивших достаточного образования, и являющийся сниженным средством общения. Просторечие как элемент, не входящий в систему литературного языка, но используемый в его составе (чаще всего на лексическом уровне) и характеризующийся яркой экспрессивностью и стилистической сниженностью.

Арго как социальный мини-вариант языка, используемый профессиональной или социальной группами и состоящий из произвольно избираемых видоизмененных элементов языка. Скрытие предмета коммуникации с целью обособления группы людей. Специфический словарь арго, широко включающий иноязычные элементы.

Жаргон как разновидность речи, используемой отдельной социальной группой людей, объединенных по профессии, положению в обществе, возрасту, интересам. Специфика лексики, фразеологии. Особое использование словообразовательных средств.

Тайные языки (условные языки) как разновидность жаргонов замкнутых социальных групп (бродячих торговцев-офеней, некоторых ремесленников, нищих).

Сленг. Понятие сленга как жаргона (обычно употребляется в англоязычных странах). Сленг как совокупность жаргонизмов, составляющих слой разговорной лексики в условиях непринужденного общения.

Общий жаргон (сленг, арго).

Внелитературная и табуированная лексика. Ее функции. Отрицательная роль употребления инвективной лексики.

Проблемы использования жаргонизмов и просторечной лексики. Положительные и негативные моменты использования социальных диалектов.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции

Самостоятельному изучению отводится вопрос об особенностях использования жаргонной лексики в различных регионах Оренбургской области.

Применение современных информационных технологий Использование слайд-панорамы, иллюстрирующей план лекции и литературу, таблицы, отражающие материал, в том числе собранный в результате социолингвистических опросов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.)