Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джон Маккарти – создатель языка программирования лисп
Джон Маккарти (John McCarthy) – один из основоположников ИИ, создатель самого термина "Искусственный интеллект" и языка программирования ЛИСП [1 –3]. Джон Маккарти родился 4 сентября 1927 г. в г. Бостон (США) в семье ирландских и литовских иммигрантов. Его отец был известным профсоюзным деятелем с "левыми" взглядами. С ранних лет у Джона начали проявляться склонности к математике, самостоятельным изучением которой по вузовским учебникам он начал заниматься, ещё будучи школьником. Он был болезненным ребенком, поэтому пошел в школу на год позже других, однако все же закончил школу на несколько лет раньше своих сверстников. В 1944 г. он поступил в Калифорнийский технологический институт (г. Беркли), сдав экстерном математические дисциплины сразу за 2 курса. Но затем был отчислен из него за отказ ходить на уроки физкультуры. Служил в американской армии, после чего снова вернулся в Калифорнийский технологический институт, где и получил степень бакалавра по математике (B. Sc.) в 1948 г. Там он услышал лекцию профессора Принстонского университета Джона фон Неймана о "самовоспроизводящихся автоматах" – машинах, способных создать копии самих себя. Под влиянием этой речи он поступил в Принстонский университет, где изучал математику вместе с Джоном Нэшем (John Nash), впоследствии известным своими достижениями в области теории игр ("седло" Нэша). В 1951 г. Маккарти получил в Принстоне ученую степень доктора философии (Ph. D) в области математики. После кратковременной работы в Принстонском и Стенфордском университетах, в 1955 г. он перешел в Дартмутский колледж – один из старейших университетов США, основанный ещё в 1769 г. по разрешению короля Англии Георга III. Именно Дартмутскому колледжу суждено было стать официальным местом рождения ИИ. В августе 1955 г. Джон Маккарти вместе с Марвином Мински, Натаниэлем Рочестером (опытным менеджером из компании IBM, одним из создателей ЭВМ IBM-701) и Клодом Шенноном (уже прославившимся публикацией в 1948 г. своей статьи "Математическая теория связи") выступили с предложением организовать летом 1956 г. в Дартмуте (г. Ганновер, штат Нью-Хемпшир) 2-месячный семинар по проблемам искусственного интеллекта [3]. Они планировали собрать вместе на этом семинаре 10 видных ученых, известных своими трудами в области теории управления, теории автоматов, нейронных сетей, теории игр и исследования интеллекта. Как писали авторы обращения, на этом семинаре "предполагается обсудить вопросы моделирования с помощью машины различных аспектов обучения и свойств интеллекта. Будет предпринята попытка понять, как научить машины использовать естественный язык, формировать абстракции и понятия, решать те задачи, которые традиционно закреплены за человеком, и совершенствовать их поведение". Здесь впервые прозвучал термин " искусственный интеллект " (Artificial Intelligence), предложенный Джоном Маккарти.
Тщательно спланированный семинар состоялся в Дартмуте летом 1956 г. В число 10 участников Дартмутского семинара (конференции) входили [4]: · Джон Маккарти, Дартмутский колледж; · Марвин Мински, Гарвардский университет; · Натаниэль Рочестер, IBM; · Клод Шеннон, "Белл Телефон Лабораториз"; · Артур Самуэль, компания IBM; · Аллен Ньюэлл, Университет Карнеги-Меллона; · Герберт Саймон, Университет Карнеги-Меллона. Наиболее активными участниками семинара были Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон из Университета Карнеги-Меллона, которые буквально монополизировали всё это представление. Тогда как другие участники могли лишь поделиться некоторыми своими идеями и в ряде случаев показать программы для таких конкретных приложений, как игра в шашки, Ньюэлл и Саймон уже могли продемонстрировать программу Logic Theorist ("Логик-теоретик"), выполняющую рассуждения, в отношении которой Саймон заявил: "Мы создали компьютерную программу, способную мыслить в нечисловых терминах, таким образом мы решили извечную проблему о соотношении духа и тела". В целом, семинар не привел к появлению каких-либо открытий в области ИИ, но дал возможность познакомиться ведущим ученым, проявляющим интерес к работам в данной области, обсудить перспективные направления исследований в этой области компьютерных наук. ИИ с самого начала впитал в себя идею моделирования таких человеческих качеств, как творчество, самосовершенствование, использование естественного языка для организации диалога "человек-машина". Участники Дартмутского семинара, а также их студенты и коллеги из Массачусетского технологического института, Университета Карнеги-Меллона, Стенфордского университета и компании IBM занимали ведущее положение в этой области в течение следующих 20 лет.
После перехода в 1958 г. в Массачусетский технологический институт (МТИ), Маккарти принял активное участие (совместно с М. Мински, ранее работавшим в Гарварде) в создании группы ИИ (AI group). Позднее эта группа вошла в университетский проект Мас, финансируемый DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) – Агентством перспективных оборонных научных исследований. Здесь, работая совместно с несколькими студентами, он начал создавать язык программирования высокого уровня, в котором понятие списка сочеталось с системой обозначений, заимствованной из специального раздела математики – так называемого λ-исчисления. Введенное в 1931 г. математиком Алонзо Чёрчем, "лямбда"-исчисление оперирует всего тремя типами элементов: символами, представляющими переменные и константы, скобками для группировки символов, обозначениями функций с использованием греческой буквы λ [2]. Появившийся вскоре язык получил название LISP (от List Processing − "обработка списков"). Структура программ и данных на LISP представляется в виде линейных списков, составленных из слов и символов. Оперируя со списками, программист, по мнению Маккарти, мог связать понятия в памяти ЭВМ приблизительно таким же образом, как они связываются в памяти человека. В 1960 г. в журнале " Communications of the ACM " вышла статья Маккарти "Рекурсивные функции символических выражений и их вычисление с помощью машины", посвященная математическим основам применения языка LISP [5]. Сравнивая ЛИСП с универсальной машиной Тьюринга, Маккарти утверждал, что его ЛИСП гораздо более прозрачен по своей структуре. "ЛИСП являлся для нас не просто языком, который используют для определенных целей, − говорил один из студентов, помогавших Маккарти, − им можно было любоваться как прелестной вещью". Алан Кей, создатель объектно-ориентированного языка программирования Smalltalk, позже назовет ЛИСП "величайшим языком программирования, когда либо созданным" [6]. В течение долгого времени ЛИСП рассматривался как кандидат на стандарт языка в области ИИ (позднее в эти притязания вмешался ПРОЛОГ). Первые попытки аппаратной реализации ЛИСПа предпринимались в 1960-х гг., однако реальная возможность решения этой задачи появилась только тогда, когда начало развиваться производство интегральных схем. С 1982 г. ЛИСП-процессоры (с реализацией различных версий языка) стали выпускаться серийно сразу несколькими фирмами. Программы, написанные на ЛИСПе, летали на космическом корабле NASA и явились ключевой частью нескольких практических систем ИИ. В 1959 г. Маккарти предложил концепцию разделения времени (режим работы компьютера, позволяющий нескольким пользователям, работая за разными терминалами, одновременно использовать его память и процессор) [6]. В этот период Маккарти работал в МТИ над наземной системой автоматического наведения на цель (Semi - Automatic Group Environment, SAGE), разрабатываемой по заказу Министерства обороны США. Именно в этой системе впервые была реализована идея разделения времени. Следующим шагом в этом направлении было создание в МТИ совместимой системы разделения времени (Compatible Time - Sharing System, CTSS), которая была продемонстрирована в 1961 г.
В этом же году Маккарти сделал публичное заявление о том, что компьютерная технологя разделения времени может привести к будущему, в котором компьютерные ресурсы и даже определенные приложения могут продаваться с использованием бизнес-модели сферы услуг (наподобие того, как это делается с водой или электричеством) [7]. Эта идея компьютерных или информационных услуг была очень популярна в конце 1960-х гг., но вышла из моды к середине 1970-х гг., т.к. стало ясно, что аппаратные, программные и коммуникационные технологии того времени были просто ещё не готовы к этому. Тем не менее, начиная с 2000-х гг., эта идея вновь стала актуальной, реализуясь в таких супермодных многообещающих формах, как использование суперкомпьютерных технологий или облачные вычисления (Cloud Computing). Осенью 1962 г. Маккарти был приглашен на должность профессора в Стенфордский университет, где и проработал до выхода на пенсию в 2000 г., посвятив этому учебному заведению 38 лет. Здесь он участвовал в создании Стенфордской лаборатории ИИ (Stanford Artificial Intelligence Laboratory, SAIL), ставшей впоследствии всемирно известной. В эти годы он занимался исследованиями в области систем логического вывода (reasoning) на естественном языке, разработкой основ "ситуационного исчисления" (situation calculus). Много работал с талантливой молодежью. Маккарти был весьма незаурядным человеком, чудаковатым гением, о нем шла слава как о "седовласом патриархе с шокирующими манерами". Например, он имел привычку поворачиваться и уходить, оборвав разговор на полуслове. Известно, что в середине 1950-х гг. он увлекался коммунистическими идеями, а позже являл собой образ радикала с лентой на лбу и длинными волосами. Он прыгал с парашютом и ходил в горы в 1970-х, а в 1980-х уже облачился в строгий костюм и принял весьма консервативный вид. Несколько раз приезжал в Советский Союз, начал изучать русский язык. По словам Маккарти, он заинтересовался наукой ещё до поступления в высшую школу, читая в переводе русскую научно-популярную книгу "100 000 Почему". В 1959-1962 гг. группа студентов МТИ под его руководством разработала компьютерную программу для игры в шахматы. В 1965 г. он вызвал на шахматный матч группу компьютерщиков из Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ, г. Москва) с их собственной программой. Ходы передавались по телеграфу, программа ИТЭФ выиграла этот матч [8].
В 1980-х –1990-х гг. Стенфордская лаборатория SAIL попала в немилость. "Искусственный интеллект переживал "зимний период", – рассказывает сотрудник Google Себастьян Трун, тесно работавший с Маккарти, – из-за несоответствия между ожиданиями и реальностью. Люди поняли, что мы так и не смогли воссоздать человеческий интеллект". Но в 2003 г. С. Трун возродил SAIL и, в какой-то степени, дух Маккарти. Они часто спорили о перспективах ИИ, при этом Трун утверждал: "На мой взгляд, Google – это и есть ИИ". Однако Маккарти весьма критически относился к тем направлениям, в которых развивается современный ИИ, считая, что главный упор сейчас несправедливо делается на различные практические приложения, тогда как конечной целью ИИ должно быть "постижение человеческого разума" [6]. После выхода на пенсию Маккарти оставался почетным профессором Стенфордского университета и продолжал поддерживать свой сайт, на котором публиковал мысли о будущем развитии роботов, устойчивости человеческого прогресса, а также свои произведения из области научной фантастики. За выдающиеся заслуги в развитии ИИ и компьютерных наук Маккарти был удостоен ряда наград: 1971 г. – Премия Тьюринга (Turing Award); 1985 г. – Медаль "Пионер компьютерной техники" (Computing Pioneer Medal) – самая престижная награда Международного компьютерного общества (IEEE Computer Society); 1991 г. – Национальная медаль в области науки (the National Medal of Science); 2003 г. – Медаль Института Бенджамина Франклина (the Benjamin Franclin Institute Medal). Он был членом многих национальных академий. В 2011 г. был выбран в числе 10 выдающихся личностей, оказавших наибольшее влияние на развитие ИИ, в символический "Зал славы искусственного интеллекта" (" Artificial Intelligence Hall of Fame ") по номинации журнала " IEEE Intelligent Systems Magazine ". После его смерти 23 октября 2011 г. на следующий день во многих газетах и на Интернет-сайтах появились развернутые сообщения под заголовками "Создатель ЛИСПа, Джон Маккарти, умер в возрасте 84 лет", "Пионер искусственного интеллекта Джон Маккарти умер в США" [9, 11], отдавая дань памяти этому гениальному человеку.
Использованные источники
1*. Джон Маккарти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Джон_Маккарти.html. 2*. Генератор фантастических идей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://informat444.narod.ru/museum/press/ inform/ 17.htm. 3*. A Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www-format.stanford.edu/jmc/history/dartmouth/dartmouth. html. 4*. Дартмутский семинар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru. wikipedia.org/wiki/ Дартмутский_семинар. 5. McCarthy J. Recursive functions of symbolic expressions and computation by machine // Part I, Communications of the ACM. − № 3. – 1960. – P.184–195. 6 *. Джон Маккарти – отец искусственного интеллекта и языка программирования Lisp/Кейд Мец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abv24.com/dzhon_makkarti-otets-iskusstvenno- go-intellekta-i-yazyka-programmirovaniya-lisp. 7. Челпанова П. Сайт знаменитости: Джон Маккарти [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.peoples.ru/technics/ programmer/john_mccarthy. 8*. McCarthy John / Nils Nilsson, Biographical memoirs [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasoline.org/ publications/biographical-memoirs/memoir-pdfs/mccarthy-john.pdf. 9. Creator of Lisp, John McCarthy, Dead at 84 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://techcrunch.com/2011/10/24/creator-of-lisp-john-mccarthy-dead-at-84/. 10. Пионер искусственного интеллекта Джон Маккарти умер в США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/ science/20111025/470673118.html.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.021 с.) |