Тема 7. Поведение в условия рынка несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Поведение в условия рынка несовершенной конкуренции



 

1.Дайте определения понятиям

 

1.Рынок несовершенной конкуренции это такая ситуация согласно экономической теории, в которой структура рынка не соответствует условиям для существования совершенной конкуренции

 

2.Чистая монополия – положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги

 

3.Естественная монополия – это отрасль производства, занятая предприятиями, которая способна нормально функционировать лишь в отсутствии конкуренции

 

4.Монопсония – ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели.

 

5.Ценовая дискриминация – это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам.

 

6.Показатели монопольной власти:

а) Индекс Лернера – это мера монопольной власти фирмы – величина превышения цены, максимизирующей прибыль, над предельными издержками. Определяется этот индекс по формуле:

 

L= ,

 

 где P – цена;

MC – предельные издержки.

б) Индекс Герфендаля-Хиршмана – это показатель уровня монополизации рынка, определяемый как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником.

 

HHI=S12+S22+…+Sn2,

 

где S12 и S22 — это возведённая в квадрат процентная доля товаров и услуг компании в определённой отрасли.

 

7.X – неэффективность – различие между эффективным поведением фирм, предполагаемым неоклассической теорией, и их поведением, наблюдаемым в реальности.

 

8.Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж.

 

9.Дифференциация продукта – наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров, превращение его в несовершенный заменитель

 

10.Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Boeing» или «Airbus»

 

11.Дуополия – ситуация, при которой имеются только два продавца определённого товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др.

 

12.Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта.

 

13.Ценовой лидер – фирма, которая изменяет цены на производимые товары, а другие продавцы следуют ее примеру на рынке. Это может быть соглашение, что является незаконным по антимонопольному законодательству во многих странах, или же тайный сговор, считающийся антиконкурентным, которому, однако, трудно воспрепятствовать. Ценовой лидер может быть очень крупной фирмой или же фирмой с особо агрессивной тактикой управления.

2.Узловые вопросы темы

 

1. Особенности рынка несовершенной конкуренции

рисутствует два и более продавца, которые обладают определенным (ограниченным) контролем над ценообразованием, соперничают друг с другом.

Не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции.

Продавцы или покупатели принимают в расчет способность влиять на образование цены.

2.Рыночное равновесие в условиях монополии и последствия монополизации

Процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли едины (рис 1.).

Монополист является фирмой-отраслью (это первая особенность установления равновесия).

Объем производства установится на уровне QМ, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC = MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка OМ) задаст и равновесную цену PМ. Сама же точка OМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но становится и точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

Рисунок 1. Выбор оптимального размера производства фирмой-монополистом

Второй особенностью монополистического рынка по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой D. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется его уникальностью и незаменимостью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос. Степень несовершенства рынка возрастает по мере роста неэластичности спроса на продукцию (при совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен, при монополистической конкуренции отличается высокой эластичностью). При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к постоянному получению экономической прибыли (PМ - ATCМ > 0).

Способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Треугольник OМОМ на рисунке называют «мертвым грузом», поскольку он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей, так и для монополиста. Кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D. т. е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от QМ до Q0, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки ее производства.

Монополист был бы рад продать саму по себе QD-ю единицу продукции по цене PD. Но чтобы реализовать весь объем выпущенной продукции (от нулевой до QD-й единицы), общий уровень цен на них пришлось бы снизить с оптимальной величины PМ до PD. А это уже сократило бы прибыль

3.Условия ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары

Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

–чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

–чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

4.Регулирование деятельности предприятий-монополистов

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования.

Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

5.Особенности олигополистического рынка.

Олигополия — форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. Производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.

Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу. Так если один олигополист снизит цены, то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.

В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы

6.Модель ломаной кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии

Фирмы-конкуренты могут выравнивать свои цены вслед за изменениями первой фирмы или могут игнорировать ее действия, не обращать на них внимание.

 

Рисунок 2 – Ломаная кривая спроса на продукцию олигополии

 

Модель основана на предположении, что конкурентные фирмы поддержат ценового лидера при снижении цены, но не станут за ним следовать при повышении цены (рис. 2).

Допустим, на олигополистическом рынке установилась ценаP0. Если одна из нелидируюших фирм олигополии понизит цену, то другие последуют ее примеру. Объем продаж в отрасли в целом возрастет, но каждая из фирм будет контролировать примерно ту же долю рынка. Графически данной ситуации соответствует линия спроса DD. На участке, расположенном выше Р0, линия спроса более эластична. При снижении цены ниже точки Р0 спрос менее эластичен. Этим объясняется перегиб (излом) кривой спроса DD.

Линии спроса с изломом в точке А соответствует кривая предельного дохода MR1. Предельный доход имеет положительную величину при любом значении цены, превышающем Р0. Прерывистость линии MR возникает ниже Р0. На неэластичном участке спроса при наращивании объема выпуска предельный доход резко снижается. Фирмы получают незначительный прирост дохода. При объеме выпуска, превышающем Q0, предельный доход значительно ниже цены.

Кривая предельных затрат пересекает линию предельного дохода на изломе ВС. При объеме выпуска Q0 и цене Р0 фирма находится в равновесии. При снижении цены Р0 предельный доход будет ниже предельных издержек. В такой ситуации фирме необходимо увеличивать цену и сокращать производство. Вследствие разрыва в кривой MR фирме невыгодно изменять цену даже при изменении величины предельных затрат МС, так как на отрезке ВС величина предельного дохода MR неизменна при любых предельных издержках МС.

Модель ломаной олигополистической кривой не дает полного представления о поведении фирм и прежде всего о процессе установления уровня цены олигополии. Модели не объясняет, как фирмы подошли к установлению цены P0. Однако модель еще раз подтверждает стабильность (жесткость) цен в условиях олигополистического рынка

7.Ценовая война это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы. В рассмотренном примере оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС.

От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

8.Система «лидерства в ценах» это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению. Лидерство в ценах предполагает наличие определенного набора приемов и спосо­бов, с помощью которых фирма-лидер провозглашает изменения в прейскуранте цен. Лидерство данной фирмы признается всеми остальными, которые следуют за ее ини­циативами. Возможны различные варианты укрепления прочности положения лидера, причин, по которым данная фирма становится лидером, ее влияния на другие фирмы и эффективности, с которой она подводит всю отрасль к ценам, максимизирующим общую прибыль. Экономисты различают три формы лидерства в ценах: доминирующая фирма, сговор и барометрическое лидерство.

9.Система «издержки плюс» – это метод ценообразования, когда цена продукта устанавливается на основе суммирования существующей прибыли с издержками производства. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавления суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.

Обычно под издержками понимают затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж.

10.Система «тайный сговор» это негласное соглашение о ценах, разделении рынка и других способах ограничении конкуренции, которые преследуются законом. Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твёрдая договорённость, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

11.Поведение фирмы-олигополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В краткосрочном периоде фирма-олигополист способна удерживать цену на свою продукцию. Это объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса.

В долгосрочном периоде действие фирмы-олигополиста определяются реакцией и ответным действием конкурирующих фирм. Зависимость поведения каждой фирмы-олигополиста называют олигополистической связью. Примеры фирм-олигополий: перерабатывающие заводы, газоперекачивающие станции, автомобилестроение по дорогим маркам.

12. Особенности рынка монополистической конкуренции

Теория монополистической конкуренции основывается на трех допущениях:

-дифференциации продукта;

-большом количестве продавцов;

-свободном входе в отрасль и выходе из нее.

1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами

3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции.

Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации.

13. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция — это отрасль, в которой действует относительно большое количество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми существует ценовая и неценовая конкуренция. При определении положения равновесия, в котором фирма будет производить оптимальный объем выпуска, обеспечивающий максимальную валовую прибыль или минимальный валовой убыток, монополистический конкурент действует аналогично фирмам, работающим в других моделях рынка. Другими словами, он использует правило: MR = МС. При этом в краткосрочном периоде фирмы в условиях монополистической конкуренции будут получать экономическую прибыль или нести экономический убыток в зависимости от величины издержек и спроса на продукцию.

14. Достоинства и недостатки всех видов рынка несовершенной конкуренции

Достоинства: Эффективное распределение ресурсов;

гибкость и высокую приспосабливаемость к меняющимся условиям;

оптимальное использование достижений научно-технического прогресса;

свободу выбора и действий рыночных субъектов;

способность удовлетворять различные потребности;

повышение качества товаров и услуг.

Недостатки: Потери от несовершенной конкуренции (рыночное несовершенство) проявляются в нарушении механизмов свободной конкуренции.

Отличительные признаки рыночных структур и форм конкуренции в механизме рынка несовершенной конкуренции: данный продукт производится только одной, двумя или ограниченным количеством фирм.

Степень контроля над ценами на рынках несовершенной конкуренции такова: если это монополия — она очень высокая, если дуополия или олигополия — частичная.

 

Тесты

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа в в г а в

1. Монопсония – это такая рыночная структура, при которой:

а) товар однороден, имеется один продавец и много покупателей;

б) имеется много покупателей и продавцов, товары различаются с точки зрения покупателей;

в) на рынке много продавцов и один покупатель, товар однородный;

г) все ответы неправильны.

2. Повысив цену на товар, монополист:

а) всегда сможет увеличить выручку;

б) не может увеличить выручку, так как снизится объём продаж;

в) может увеличить выручку, если спрос эластичен;

г) может увеличить выручку, если спрос неэластичен.

3. Для сговора между фирмами неблагоприятно следующее условие:

а) малое количество фирм на рынке;

б) устойчивый спрос на продукцию;

в) идентичные издержки производства у всех фирм;

г) высокая степень дифференцированности продукции.

4. Монополистическая конкуренция выгодна потребителям, так как:

а) дифференциация продукции благоприятствует реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условия монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объём продукции;

в) совершенная конкуренция ведёт к ожесточённой ценовой войне между фирмами;

г) все ответы верны.

5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

б) каждая фирма сталкивается с горизонтальной криво спроса на свой товар;

в) выпускаются дифференцированные товары;

г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции её конкурентов.

 

Задачи

Задача 1

При каком объёме фирма станет прибыльной?

Q FC VC TC P TR R MR
1 250 65 315 135 135 -180 135
2 250 85 335 125 250 -85 115
3 250 100 330 115 345 -5 95
4 250 115 365 105 420 55 75

TC=FC+VC; TR=Q*P; R=TR-TC; MR=ΔTR/ΔQ

При Q 4, когда R=55

 

Задача 2

В отрасли действуют 500 фирм. Предельные затраты каждой фирмы при выпуске 5 единиц товара в месяц составляют 2000 руб., 6 единиц – 3000 руб., 7 единиц – 5000 руб.

Рыночная цена единицы товара – 3000 руб. Определите объём отраслевого производства товаров в месяц.

Решение:

Предельные издержки=предельному доходу

500 фирм=3000 ед. товара (6*500=3000)

Ответ: 3000 ед. товара/месяц.

 

ТЕМА 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1.Дайте определения понятиям

 

1.Факторные доходы – это прибыль, которая получается в результате эксплуатации различных ресурсов или факторов производства. К этим факторам относится труд, получаемые доходы от него называются заработной платой, земельная рента, проценты от капитала, а также предпринимательские навыки, в результате которых возникает предпринимательская прибыль. В качестве факторных доходов также выступают прибыль от личной трудовой деятельности и фермерства. Они напрямую зависят от факторов, которые используются на производстве в целях получения прибыли.

 

2.Правило использования ресурса – принцип, в соответствии с которым фирма при использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

 

3.Правило минимизации издержек – фирма должна так распределять средства на приобретение ресурсов, чтобы каждый последний рубль, истраченный на каждый ресурс приносил равную прибавку к выработке:

 

4.Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

 

5.Цена труда– это комплекс из нескольких элементов: денежная заработная плата (основная и дополнительная), затраты на социальное страхование и социальное обеспечение (пенсии, пособия), натуральная заработная плата (питание, жильё, транспорт, выплаты и льготы работникам из фондов предприятий), налоги на фонд оплаты труда, входящих в состав издержек предпринимателя на рабочую силу

 

6.Номинальная заработная плата – это сумма денег, начисленная наемному работнику за определенный период в зависимости от отработанных часов или количества и качества произведенной продукции

 

7.Реальная заработная плата – это совокупность товаров и услуг, которые наемный работник приобретает на ту сумму денег, какая останется у него от номинальной заработной платы после уплаты всех налогов и взносов обязательного характера

 

8.Физический капитал (основной и оборотный) – это производственный ресурс, созданный человеком. Он состоит из основного и оборотного. Основной капитал представляет собой производственные фонды, многократно используемые в процессе производства: здания и сооружения, станки, машины и оборудование, транспортные средства и т.д. В процессе потребления основного капитала происходит уменьшение его стоимости вследствие физического и морального износа. Потеря стоимости из-за износа называется амортизацией.

Оборотный капитал – это производственные фонды, полностью используемые в течение одного производственного цикла: запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п.

 

9.Ссудный процент (номинальный) – ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах по текущему курсу без учета темпов инфляции. Это количество денег, уплаченное за единицу заемного денежного знака за определенный период времени.

 

10.Реальный ссудный процент – это та, которая учитывает темпы развития инфляции. Эта ставка является основной в процессе принятия инвестиционных решений.

 

11.Валовые инвестиции – это вложения, которые направляются на то, чтобы поддерживать и увеличивать основной капитал и запасы. В их состав входит амортизация и чистые инвестиции

 

12.Чистые инвестиции – это увеличение накопленных в хозяйстве средств производства, произошедшее за определенный период (валовые инвестиции, за вычетом потребления капитала, т.е. амортизации).

 

13.Дисконтирование – это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени.

 

14.Земельная рента – это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов. Земельная рента — доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков.

 

15.Арендная плата – это фиксированный платеж, который арендатор уплачивает арендодателю независимо от результатов своей хозяйственной деятельности

 

16.Цена земли – капитализированная земельная рента, которая при превращении в капитал может приносить доход в виде процентной ставки.

 

17.Дифференциальная земельная рента I образуется вследствие различий естественного плодородия земли, делится на ренту по плодородию, получаемую с более плодородных земель, и ренту по месту положения земельных участков, получаемую с земель, стратегически выгодно расположенных по отношению к материалам, труду и потребителям. дифференциальная рента I возникает при экстенсивном ведении хозяйства

 

18.Дифференциальная земельная рента II – образуется благодаря более высокой эффективности добавочных вложений в те же земельные участки, предполагает интенсивный метод земледелия, добавочное вложение капитала: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологий, использование сортов растений с повышенным потенциалом продуктивности и т. д. В результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты, а предприниматель получает дополнительную прибыль. дифференциальная рента II – возникает только при интенсивном земледелии

 

19. Чистая экономическая (абсолютная) земельная рента:

1) дополнительный доход, образуемый в сельскохозяйственном производстве в связи с более низким здесь органическим строением капитала по сравнению с органическим строением капитала в промышленности, достающийся земельному собственнику;

2) плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено;

3) доход, получаемый собственником земли, характеризующийся абсолютно неэластичным по цене (спросом) предложением.

 

2.Узловые вопросы темы

 

1.Спрос на экономические ресурсы и факторы, влияющие на него.

В процессе производства используются такие природные, материальные и трудовые факторы. Они считаются базовыми. Выделяют следующие детерминанты формирования спроса на ресурс:

- Предельный продукт фактора производства.

- Эластичность спроса на экономический ресурс.

- Ценовые и неценовые детерминанты спроса

Среди наиболее важных факторов, определяющих спрос на используемый фирмой ресурс, выделяют следующие:

1. Спрос на готовую продукцию, производимую при помощи данного ресурса.

2. Производительность ресурса.

3. Цена на ресурс.

4. Величина предельного дохода фирмы (MR).

5. Цены на другие ресурсы.

2.Взаимосвязь производственной функции фирмы с предельным продуктом труда.

Производственная функция отражает взаимосвязь между совокупными за тратами факторов производства и максимальным выпуском продукции.

Q = f(K, L, M),

где Q– объем производства, K – капитал, L – труд, M – природные ресурсы.

 

Предельный продукт (MP) — величина прироста совокупного продукта, при изменении используемого ресурса на единицу времени.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда. Изокванта – кривая, показывающая все возможные сочетания ресурсов, которые могут быть использованы при производстве заданного объема продукции. Предельная норма технологического замещения - это количество одного фактора, которым можно заменить единицу другого фактора при условии неизменности выпуска. Совокупность изоквант, характеризующих разные объемы производства, являющихся результатом любых комбинаций факторов производства, образует карту изоквант.

Объем производства измеряется тремя показателями: совокупным продуктом (весь объем выпуска), средним продуктом (выпуск в расчете на единицу переменного ресурса); предельным продуктом (прирост продукции в связи с увеличением вложений одного вида ресурса на единицу). В силу действия закона убывающей отдачи по мере увеличения вложений одного вида ресурса и неизменности других ресурсов предельный продукт имеет тенденцию к сокращению. Совокупный продукт достигает своего максимума при нулевом значении предельного продукта; средний продукт максимален при условии его равенства предельному продукту.

3.Оптимальные пропорции использования ресурсов.

Проведенный анализ позволяет решить и еще одну важную проблему: в каких пропорциях фирма должна закупать разные ресурсы – труд, капитал, землю и т.д. Одного и того же результата можно достигнуть, используя разные их комбинации. Так, один и тот же урожай можно получить и с огромного поля, применяя там минимум труда и техники (акцент на фактор земля). И с крошечного участка, удобрив и обработав его наилучшим образом (акцент на факторы труд и капитал).

Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразиться дробью:

4.Общая характеристика рынка труда.

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы.

Предметом торга- способности человека и продолжительность его применения, а также обмена функционирующих способностей к труду на заработную плату.

Составляющие элементы рынка труда -люди, выступающие носителями рабочей силы и наделены психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. качествами

Цена труда – цена жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника.

Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы. Основными характеристиками рынка труда выступают предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности народного хозяйства в кадрах.

5. Критерий определения минимальной ставки зарплаты

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание, в числе других, следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

b) общий уровень заработной платы в стране;

с) стоимость жизни и изменения в ней;

d) пособия по социальному обеспечению;

е) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

f) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

6.Дифференциация заработной платы

Означает существенное различие уровней дохода людей.

В целом дифференциация заработной платы определяется ограничениями двух видов мобильности работников.

1. Барьеры профессиональной мобильности:

1) различия в профессиональной подготовке. Как известно, заработная плата напрямую зависит от трудовых качеств работника, степени его профессионализма и ответственности. Поэтому рабочие одного и того же трудового коллектива могут получать за свой труд неодинаково в соответствии с дополнительными начислениями к основной заработной плате;

2) нехватка средств на приобретение квалификации. Инвестиции в человеческий капитал крайне дорогостоящи, и особенно остро сегодня стоит проблема коммерческого образования;

3) отсутствие информации по наличию работы. Часто потенциальные работники не могут реализовать себя, поскольку не обладают в достаточной степени точной информацией о величине и структуре спроса на рынке труда;

4) дискриминация по национальному и иному признаку. Как правило, хорошие рабочие места с достойной оплатой предназначены для коренных жителей той или иной страны, поэтому все мигранты и беженцы, а также люди других национальностей выступают в качестве дешевой рабочей силы;

5) несоответствие условий труда желаниям работника.

2. Барьеры территориальной мобильности:

1) обеспечение населения муниципальным жильем;

2) неразвитость рынка аренды жилья и ипотеки (кредитование под залог недвижимости). Сегодня эта проблема несколько решилась, рынок ипотечного кредитования получил широкое развитие. В соответствии с этим можно легко поменять место работы, даже если она находится в другом городе или регионе. Другой вопрос, стоит ли брать на себя долг на 20 с лишним лет;

3) ограничение регистрации местожительства;

4) нехватка средств на переезд и обустройство;

5) привычка не менять местожительства;

6) неэффективность службы занятости и биржи труда.

7. Срок службы основного капитала и норма амортизации

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются. Они подвергаются физическому и моральному износу.

Полезный срок службы основного капитала (основных фондов, капитальных активов) – это число лет, в течение которых они будут приносить фирме прибыль либо сокращать издержки. Амортизация

Представляет собой выраженную в денежной форме экономическую обязанность предприятия восстановить выбывшие основные фонды. Это очень стабильный источник инвестиций, но его возможности как фактора капитальных вложений зависят от устойчивости цен. При средних нормах амортизации, которые соответствуют фактическим срокам службы средств труда, и стабильных ценах на материальные ресурсы сумма амортизационных отчислений на реновацию совпадает со стоимостью основных фондов, используемых для замены. Возможности использования капитальных вложений зависят от устойчивости или неустойчивости изменения цен.

8. Равновесие на рынке капитала – это такая ситуация на рынке услуг капитала, когда при определенном уровне рентной оценки капитала (R) возникающий спрос на капитал (DK) сравнивается с предъявляемым предложением на капитал (SK).

 

Рисунок 1 – Равновесие на рынке капитала

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.101.192 (0.144 с.)