Тема 3. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения



 

1. Дайте определения понятиям

 

1.Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар

 

2.Величина спроса– количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени

 

3.Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

 

4.Величина предложения– количество товара, которое продавец, или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.

 

5.Рыночное равновесие – это такое соотношение спроса и предложения, при котором количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить по данной цене и в данный момент времени

 

6.Равновесная цена— цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить

 

7.Закон спроса – экономический закон, гласящий о наличии обратной зависимости между величиной спроса и ценой на товар

 

8.Закон предложения– при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

 

9.Эластичность — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении...

 

10.Эластичность спроса по цене и её коэффициент показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.

 

11.Перекрёстная эластичность спроса показатель процентного изменения спроса или предложения на изменения цены, дохода или других факторов. Показатель используется при существенном изменении цены, дохода или других факторов, а в противном случае используется показатель точечной эластичности.

 

12.Эластичность спроса по доходу –показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

 

13.Эластичность предложения и её коэффициент — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

 

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Факторы, влияющие на спрос и величину спроса

На спрос влияют такие факторы как:

а) денежный доход и рост населения;

б) размеры рынка;

в) льготы потребителя;

г) субъективные вкусы потребителей;

д) наличие товаров заменителей.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов).

Спрос зависит от:

- использования рекламы

- моды и вкусов

- ожидания потребителей

- изменений предпочтений окружающей среды

- доступности товаров

- величины доходов

- полезности вещи

- цены установленной на взаимозаменяемые товары

- а также зависит от количества населения.

2. Факторы, влияющие на предложение и величину предложения

1. Изменение себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок.

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других).

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение.

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.

На динамику предложения влияют следующие факторы:

- выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);

- экономическая конъюнктура;

- уровень конкуренции;

- налоговая политика государства;

- торговля.

3.Взаимодействие спроса и предложения. Функции равновесной цены

Взаимодействие спроса и предложения в рыночной экономике осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. В результате устанавливается рыночное равновесие. Это означает, что товары продаются не по цене спроса или предложения, а по цене рыночного равновесия. Равновесная цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

- информационную: ее величина является ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

- нормативную (распределительную): показывает, на какие доходы может рассчитывать производитель;

- стимулирующую: вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, чтобы издержки уложились в цену товара.

4.Факторы эластичности спроса по цене

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

- Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

- Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

- Консерватизм покупателей во вкусах;

- Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

- Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства.

5.Факторы эластичности предложения

- Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

- специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

- фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

- цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

- степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

6. Рыночное равновесие и государство: формы государственного вмешательства

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен. Формы государственного вмешательства:

1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

2. Обеспечение экономической безопасности производства;

3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

4. Поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Государственное вмешательство в рыночную экономику чаще сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже уровня рыночного равновесия спроса и предложения.

 

3. Тесты

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа а б б г б

 

1. Закон спроса утверждает, что:

а) покупатели готовы купить меньше товаров при росте цены;

б) покупатели готовы купить больше товаров при росте доходов;

в) покупатели готовы купить меньше товаров при снижении цены;

г) превышение величины спроса над величиной предложения ведёт к товарному излишку.

2. Если спрос на товар эластичен по цене, то:

а) при увеличении цены возрастёт выручка от продажи;

б) при снижении цены выручка от продажи не изменится;

в) при снижении цены выручка от продажи возрастёт;

г) при снижении цены на 10% выручка от продажи увеличится на 7%.

3. При прочих равных условиях рост предложения приводит к:

а) росту равновесной цены и количества;

б) снижению цены равновесия и равновесного объёма;

в) росту цены и снижению количества;

г) снижению равновесной цены и росту равновесного объёма.

4. Что случится на конкурентном рынке, если величина предложения превысит величину спроса:

а) спрос возрастёт;

б) производители увеличат выпуск товара;

в) рыночная цена поднимется;

г) рыночная цена снизится.

5. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) рост величины спроса на второй товар

г) падение величины спроса на второй товар.

 

4. Задачи

 

Задача 1

Заполните таблицу:

                                                                                                                 Таблица 3

Цена за 1т., тыс. ден. ед. Величина спроса, тыс. т. Величина предложения, тыс. т. Избыточное предложение, тыс. т. Дефицит, тыс. т. Объём продаж, тыс. т. Выручка, млн. ден. ед.
10 1800 200 - 1600 200 2000
11 1700 450 - 1250 450 4950
12 1100 600 - 500 600 7200
13 900 900 0 0 900 11700
14 700 1100 400 -400 700 9800

Решение: Выручка= Цена* Объём продаж

 

Задача 2

Даны функции спроса и предложения: Qd= 30 –P; Qs = 15 + 2P.

Определите:

а) параметры рыночного равновесия.

б) избыточный спрос при P= 3 и избыточное предложение при P= 8.

Решение:

а) параметры рыночного равновесия:

Qd=Qs

30 –P = 15 + 2P.

2P+P=30-15

3P =15; P =5д.е.

Равновесная цена – P =5д.е.

Равновесный объем продаж:

Qd= Qs =15+2*15=30-5=25 ед.

б) Избыточный спрос при P= 3

Qd= 30 –P=30-3=27 ед.

Qs = 15 + 2*3=21 ед.

Объем спроса превышает объем предложения

Избыточный спрос=27-21=6 ед.

Избыточное предложение при P= 8.

Qd= 30 –P=30-8=22 ед.

Qs = 15 + 2*8=31 ед.

Объем предложения превышает объем спроса

избыточное предложение=31-22=9 ед.

Ответ: Равновесная цена –5д.е.; Равновесный объем продаж – 25 ед.;

Избыточный спрос при 3 д.е.–6 ед.; избыточное предложение при 8 д.е.– 9 ед.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.044 с.)