Пути решения проблем, связанных с реализацией принципа разделения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути решения проблем, связанных с реализацией принципа разделения



Властей

 

Суть принципа разделения властей заключается в том, что различные виды деятельности по осуществлению государственной власти должны выполняться различными органами, взаимодействующими между собой. Соединение различных функций в одном органе власти неизбежно создает предпосылки для установления диктатуры. Кроме того принцип разделения властей не устраняет единства власти, так как речь идет о ее функциональном разграничении.

Опыт многих стран, установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом,  контролирующим правительство.

В России в настоящее время такого баланса не существует в силу ряда причин.

Во-первых, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что делает принцип разделения властей размытым в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

Во-вторых, отсутствует взаимодействие ветвей власти из-за того, что каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на основе собственной самостоятельности, исключительности и независимости от других ветвей власти.[21]

В-третьих, в делении властей по горизонтали в России преобладает исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации.

Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, состоящим из Совета Федерации, в который входят представители исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. В настоящее время основная часть законопроектов готовится в стенах министерств, ведомств, агентств и служб. Можно сказать, что исполнительная власть формирует законы, которые должна исполнять. А ведь законы должны обладать высшей юридической силой, готовиться и приниматься только законодательным (представительным) органом власти.[22]

Еще одной проблемой осуществления принципа разделения властей на практике является отсутствие специального закона о Президенте, который с одной стороны является гарантом Конституции, прав и свобод человека, а с другой стороны в некоторых случаях выступает как самостоятельная ветвь государственной власти. Президент России неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства (например, о социальных выплатах). Учитывая подобную практику, а также частое несоответствие одних нормативных актов другим, представляется необходимым законодательно решить проблему разграничения компетенции этих государственных органов власти.

Важной проблемой практического осуществления принципа разделения властей в Российской Федерации является также вопрос о месте в системе видов государственной власти контрольно-надзорных органов. В настоящее время в качестве таких органов могут быть названы: Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека РФ.[23]

Также в процессе дальнейшего конституционного развития России необходимо предусмотреть вариант, когда трем ветвям власти соответствуют три основные властные структуры федерального уровня, а именно: Федеральное Собрание, Президент России, суды. В этой конфигурации Президент России одновременно возглавляет Правительство России, поэтому он будет однозначно относиться к исполнительной ветви власти, что будет в большей степени соответствовать устоявшимся признакам публичной власти.

Что касается Центрального Банка РФ и других, указанных выше «нетипичных» структур как субъектов властных отношений, то, их, исходя из действующей Конституции России, следует относить не к основным органам государственной власти, а к государственным органам со специальными полномочиями, которые действительно имеют властный характер, но охватывают сравнительно небольшой объем общественных отношений, т.е. находятся, по выражению Г.А. Трофимова, «на втором плане».[24]

Соответствующие полномочия должны быть четко определены в федеральных законах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для современного Российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию в одних руках, превращение ее в авторитарную власть.

Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности.

В практике теория разделения властей уравновешивается полномочиями, которые осуществляют три ветви власти.

Законодательная власть является ведущей среди всех трех ветвей власти, она, как правило, избирается народом и представляет его интересы, поэтому обладает большими полномочиями, и большим легитимным статусом.

Исполнительная власть в лице правительства, осуществляет текущее управление делами государства.

Судебная власть – осуществляет правосудие, то есть справедливое правовое разрешение дела по существу.

Таким образом, принцип разделения властей является одним из базовых, фундаментальных основ демократического государства. Ветви власти должны взаимно дополнять и уравновешивать друг друга.

В современных передовых странах этот принцип нашел свое применение и реализуется путем создания различных форм соотношения сил между этими тремя ветвями власти. В России, согласно Конституции РФ, также закрепляется этот принцип, но практика его применения, является очень сложной и вызывает ряд вопросов к органам, которые занимают дискуссионное положение в системе разделения властей.

Государственная власть едина. Она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей. Этот баланс возможен при горизонтальном и вертикальном разделении полномочий, не позволяющем как сосредоточение власти в каком-либо органом власти, так и ослабления единой власти государства в целом.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что, с одной стороны, принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную реализован и успешно работает. А с другой – он имеет ряд определенных недостатков, часть из которых носит теоретический характер, а часть – практический.

Я считаю, что для реализации в полном объеме принципа разделения властей наиболее существенно и важно было бы четко определить место главы государства в системе разделения властей. Либо включением Президента Российской Федерации в исполнительную власть, либо закреплением положения о том, что Президент занимает особое место в функционировании государства и не входит ни в одну из трех ветвей власти.

Во-вторых, возможно было бы внести в Конституцию России дополнительные поправки, которые предусматривали бы правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, то есть включали бы четко определенные взаимные противовесы для всех властей.

В-третьих, возможно было бы наделить представительные и законодательные органы государственной власти полномочиями по контролю за исполнением законов.

К сожалению, сложившаяся ситуация в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2020).

2. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, № 1. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2020).

3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 3 авг. 2020 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2020).

Учебные пособия.

4. Авакьян С.А. К вопросу о системе разделения властей на уровне Субъектов Российской Федерации / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – М., 2011 г. – №4. –С. 18-21

5. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. Ростов н/Д, 2012.

6. Безруков А.В. Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. № 3. С. 262–267.

7. Борноволовков П.А. К вопросу о принципе разделения властей на уровне местного самоуправления // Академический вестн. Тюмен. гос. акад. мировой экономики, управления и права. 2013. № 1. С. 43–48.

8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4еизд. М.: Юриспруденция, 2007.

9. Дюков К.В. Принципы разделения, тенденции и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России. М., 2005.

10. Ижуткина И.В. Разделение властей как основа взаимодействия органов власти // Проблемы государственного строительства и права / под общ. ред. Г.В. Мальцева / отв. ред. С.В. Бошно. М., 2001.

11. Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 65–67.

12. Карелин А.В. Разделение властей как один из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 30-34.

13. Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18-24.

14. Кузовлева Г.В., Упоров И.В. Представительство народа (населения) в органах публичной власти: сущность и политико-правовая характеристика // Общество и право. 2015. № 2. С. 30–34.

15. Мамаева Я.Ю. Особенности формы правления в России в контексте реализации отдельных полномочий главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 48–52.

16. Смоленский М.Б., Звягольский А.Ю., Упоров И.В. Конституционное (государственное) право России. М., 2009.

17. Турицын И.В., Упоров И.В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. 2015. № 2. С. 4–10.

18. Упоров И.В. Трансформация принципа разделения властей и всеобщности избирательного права как признак угасания эпохи буржуазных государств // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 129–137.

19. Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М.Энтин. - М.: Юридическая литература, 2007.

 

Статьи из журнала,монографии

20. Авакьян С.А. Разделение властей: до каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридический академии. 2018. № 4 (123).

21. Керимов А. Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории. - М.: Норма: Инфра-м, 2014. - 191 с.

22. Рыков А.Н. Соотношение государственного и муниципального интересов как интересов, возникающих в сфере публичной власти // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 4–18.

23. Старков О.В., Упоров И.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2015.

 

Автореферат диссертации.

24. Кандриков Сергей Владимирович. Принцип разделения властей в современной России: теория и практика его реализации: Дис.... канд. полит. наук: 23.00.02: Москва, 2004 216 c. РГБ ОД.

 


[1] Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М.Энтин. - М.: Юридическая литература, 2007.

[2] Упоров И.В. Трансформация принципа разделения властей и всеобщности избирательного права как признак угасания эпохи буржуазных государств // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 129–137.

[3] Ижуткина И.В. Разделение властей как основа взаимодействия органов власти // Проблемы государственного строительства и права / под общ. ред. Г.В. Мальцева / отв. ред. С.В. Бошно. М., 2001.

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4еизд. М.: Юриспруденция, 2007.

[5] Турицын И.В., Упоров И.В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. 2015. № 2. С. 4–10.

[6] Карелин А.В. Разделение властей как один из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 30-34.

[7] Борноволовков П.А. К вопросу о принципе разделения властей на уровне местного самоуправления // Академический вестн. Тюмен. гос. акад. мировой экономики, управления и права. 2013. № 1. С. 43–48.

[8] Смоленский М.Б., Звягольский А.Ю., Упоров И.В. Конституционное (государственное) право России. М., 2009.

[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4еизд. М.: Юриспруденция, 2007.

[10] Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. Ростов н/Д, 2012.

[11] Старков О.В., Упоров И.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2015.

[12] ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 3 авг. 2020 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2020).

[13] Кандриков Сергей Владимирович. Принцип разделения властей в современной России: теория и практика его реализации: Дис.... канд. полит. наук: 23.00.02: Москва, 2004 216 c. РГБ ОД.

[14] Рыков А.Н. Соотношение государственного и муниципального интересов как интересов, возникающих в сфере публичной власти // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 4–18.

[15] ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, № 1. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2020).

[16] Авакьян С.А. К вопросу о системе разделения властей на уровне Субъектов Российской Федерации / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – М., 2011 г. – №4. –С. 18-21

 

 

[17] Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. Ростов н/Д, 2012.

 

[18] Мамаева Я.Ю. Особенности формы правления в России в контексте реализации отдельных полномочий главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 48–52.

[19] Безруков А.В. Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. № 3. С. 262–267.

[20] Старков О.В., Упоров И.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2015.

[21] Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 65–67.

[22] Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18-24.

[23] Керимов А. Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории. - М.: Норма: Инфра-м, 2014. - 191 с.

 

[24] Авакьян С.А. Разделение властей: до каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридический академии. 2018. № 4 (123).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.027 с.)