Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж) Потребности высшего порядка

Поиск

- потребность власти (желаете ли вы воздействовать на других людей, для достижения целей своей организации?);

- потребность успеха;

- потребность в причастности к чему или кому - либо ___________________;

- другие _________________________________________________________;

Из ответов кандидата на вопросы мотивационной анкеты, можно сделать вывод, что больше всего он хочет получить от жизни вообще и в частности от конкретного вида деятельности.

При проведении беседы, также желательно выяснить какие взгляды общественно-политического характера исповедует кандидат, какие интересы у него в частной жизни, чем он увлекается. Профессиональный менеджер обязательно будет интересоваться не только узкопрофессиональной информацией, но и значительно более широким кругом вопросов, так как заинтересован в скорейшей адаптации нового работника. Для этого можно задать претенденту вопросы следующего характера:

1) Каково семейное положение претендента?

В данном случае следует узнать в форме беседы холост, разведен, не замужем или же у него (нее) благополучная семейная жизнь, дети и т.д. Это позволит в зависимости от возраста человека, принимаемого на работу, определить наклонности его характера или наличие каких-либо комплексов. Как правило, семейный человек заинтересован в том, чтобы лучше работать и больше зарабатывать, дорожит своим местом, боится потерять его, тогда как свободный от семейных уз работник более мобилен и может легко поменять работу если она его по каким-либо причинам не устраивает.

2) «Оцените конфликтность коллективов, в которых Вы работали раньше?»

Здесь следует выяснить, сколько мест работы сменил претендент, и по каким причинам, как долго работал на каждом из них, желательно изучить рекомендательные письма или отзывы с предыдущего места работы. Таким образом, можно выяснить, не склонен ли он к конфликтам, не является ли «летуном» и т.п.

3) Какие у претендента склонности, привязанности, увлечения? (позволяет определить общий кругозор человека).

4)Принимал ли он участие в общественной жизни коллектива? (участие в корпоративных мероприятиях, способствующих формированию единой управленческой команды, в чем заключалась его (ее) непосредственная роль?).

5) Присутствует ли у него (нее) вредные привычки? (склонность к курению, алкоголю, приему наркотиков). Часто такие наклонности видны невооруженным глазом по соответствующему поведению субъекта.

6) Есть ли у претендента склонность к образованию и самообразованию? (Здесь важно не только выяснить стремится ли он совершенствовать свой профессиональный уровень, получить дополнительное образование, повысить квалификацию и т.п., но и есть ли желание изучать иностранные языки, любит ли путешествовать, какого рода художественную литературу читает. Посещает ли он (она) театры, концерты, фильмы и т.д.)

7) Свойственно ли ему гуманистическое отношение к живой природе? Любит ли он животных? Есть ли у него домашние животные? Как он относится к маленьким детям?

8) Присутствует ли у него желание зарабатывать деньги и делать карьеру? Утвердительный ответ на этот вопрос свидетельствует о самоутверждении личности в жизни и готовности бороться за достижение поставленных целей.

9) Каково отношение к достижениям научно-технического прогресса? Нравится ли работать с ПЭВМ, водить автомобиль, пользоваться различной бытовой техникой на работе и в быту. Отрицательный ответ на данный вопрос может свидетельствовать об определенном консерватизме или страхе перед техникой (иногда встречаются люди, считающие технику происками дьявола).

10) Как претендент воспринимает рекламу различных товаров и услуг? Положительный ответ, скорее всего, сообщит о наличии у человека потребности к познанию и изучению нового, а также об определенной любознательности. Отрицательный – о склонности к уходу в свой собственный мир, а также об определенной раздражительности или занудливости.

11) Какие чувства вызывает у него свобода совести? Здесь очень важно знать является ли человек индифферентным к различным религиозным верованиям, или же если исповедует какую-либо религию, то не проявляется ли это в склонности к миссионерству и желанию обратить в свою веру, наибольшее количество людей. В подобном случае, в коллективе могут возникнуть серьезные проблемы. Однако выяснять эти вопросы надо деликатно, чтобы не оскорбить религиозных чувств человека.

12) Есть ли у претендента какие-либо политические взгляды? Является ли он активным сторонником или членом какой-либо партии или движения? Ответ на данные вопросы во многом соответствует ответу на предыдущий вопрос.

Это далеко не полный перечень подобных вопросов, который следует задавать вперемежку с вопросами профессионального характера, приведенными выше.

Для того чтобы правильно произвести расстановку вновь набранного персонала, необходимо учитывать характерологические особенности работников, а также тип темперамента. Достаточно часто, особенно в государственных организациях, конкретную работу поручают имеющемуся работнику, без учета его особенностей, и он ее с треском проваливает. И дело тут не способностях, не в лености, а в том, что человек имеет определенную «акцентуацию», т.е. ярко выраженные, превалирующие черты характера»

 Он может быть интровертом, т.е. человеком углубленным в свой внутренний мир, в свои мысли, любящим работать индивидуально и при этом он может принести большую пользу организации. Большой процент системных разработчиков, тестировщиков и других специалистов, работающих с ПЭВМ являются по своему складу характера интровертами. Если таким людям поручить коллективную работу по поиску решений, управление персоналом или проведение PR-акций, то такая работа будет бесполезным трудом, который не приведет к желаемому результату. Данные виды деятельности следует поручать работникам с экстравертированным типом личности, т.е. коммуникативным, умеющим работать в команде. Если же им делегировать полномочия по разработке каких-либо технических или технологических идей в индивидуальном порядке, то они также вряд ли успешно справятся с поставленной задачей.

Существуют и многие другие акцентуации характера, так же как и различные типологии личности. В настоящее время разработано множество психологических рекомендаций о том, какими видами деятельности следует заниматься людям с разным типом характера. Однако, по мнению автора, разделение работников на интровертов и экстравертов в процессе труда и при расстановке кадров особенно важно.

Для выявления данных акцентуаций, менеджерам по персоналу, еще на этапе отбора персонала полезно применять тест, разработанный английским психологом немецкого происхождения Гансом Юргеном Айзенком (1916 – 1997).

Этот тест был составлен для определения типа темперамента по сочетанию двух факторов – экстра или интроверсии и уравновешенности, которую он называл стабильностью. Айзенк получил четыре следующих сочетания:

1. Экстравертированный, нестабильный – холерик.

2. Экстравертированный, стабильный – сангвиник.

3. Интровертированный, нестабильный – меланхолик.

4. Интровертированный, стабильный – флегматик.

На основании этой классификации можно определить степень экстравертированности и стабильности, а также тип темперамента любого человека.

Вопрос

Ответ

Да Нет Иногда

ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? +1 –1 0
2. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком? +1 –1 0
3. Вы из тех людей, которые не лезут «за словом в карман»? +1 –1 0
4. Любите ли Вы часто бывать в компании? +1 –1 0
5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках или в компании? –1 +1 0
6. Обдумываете ли Вы свои дела неспешно и предпочитаете ли подождать прежде, чем действовать? –1 +1 0
7.Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве? –1 +1 0
8. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки? +1 –1 0
9. Чувствуете ли Вы себя неудобно в какой-нибудь другой одежде, кроме повседневной? –1 +1 0
10. Очень ли Вы любите вкусно поесть? +1 –1 0
11. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать? –1 +1 0
12.Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову? +1 –1 0

СТАБИЛЬНОСТЬ – НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать? –1 +1 0
2. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений? +1 –1 0
3. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо уважительной причины? –1 +1 0
4. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? –1 +1 0
5. Часто ли Вы теряли сон из-за чувства тревоги? –1 +1 0
6. Верно ли, что Вас легко задеть? –1 +1 0
7. Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли? +1 –1 0
8. Бывает ли у Вас головокружение? –1 +1 0
9. Трудно ли Вам заснуть ночью? –1 +1 0
10. Долго ли Вы переживаете после конфуза? +1 –1 0
11. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению? –1 +1 0
12. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом? –1 +1 0

 

Подсчитать количество баллов по каждой из двух шкал. Если по шкале «экстраверсии» оно окажется больше нуля, то человек – экстраверт, если меньше, то – интроверт. Если сумма баллов по шкале «стабильность» выше нуля, то человек стабилен, если меньше то нестабилен. По сочетанию этих двух факторов определяется тип темперамента.

Психологически совместимыми являются люди с разными типами темперамента, так как они не повторяют, а именно дополняют друг друга, что необходимо для длительного сотрудничества. Если в работе требуется быстрота, то за нее лучше взяться холерику или сангвинику, а если тщательность или терпение, то флегматику или меланхолику. В таком случае пара работников будет гораздо успешнее и устойчивее, чем люди с одинаковым темпераментом. При этом оба партнера должны понимать благоприятность противоположных сочетаний.

     Приведенный выше тест был направлен на оценку личностных свойств характера потенциального кандидата, однако не менее важно определять и его деловые качества и способности. Для этого существует также целый набор различных тестов. В связи с невозможностью привести их в рамках данной книги, так как многие из них являются компьютерными программами, просто назовем и опишем их.

     Одним из всемирно известных и применяемых, особенно в иностранных компаниях, тестов является проверка интеллектуального коэффициента (IQ).

     Этот тест также в своей основе был разработан Г.Ю. Айзенком.

     Он может использоваться как для определения собственного коэффициента интеллекта, так и при конкурсном тестировании при приеме на работу или учебу.

Результаты большого числа тщательно спланированных исследований подтверждают заключение о том, что IQ тест обнаруживает значительное соответствие измеренного коэффициента интеллекта успехам людей в работе или учебе. В армии США с сороковых годов 20-го века проводится общеармейское классификационное тестирование, например при подготовке пилотов. У студентов университетов можно ожидать IQ в среднем от 125 пунктов в первый год обучения до 140 при получении степени бакалавра (через четыре года обучения). Считается, что человек с IQ менее 115 вряд ли может рассчитывать на то, чтобы успешно сдать вступительные экзамены и быть принятым в университет. Руководители и специалисты высшей квалификации обнаруживают IQ в среднем около 153.

     Тест содержит 40 задач, ответы на которые надо дать за 30 минут. Сложность задач возрастает к концу теста, тем не менее, все задачи имеют решение. Любой человек способен правильно решить некоторое число задач, но практически никто не сможет правильно ответить на все вопросы в отведенное время. Если человек не смог ответить на вопрос, то лучше оставить эту задачу и перейти к следующей (после сороковой задачи, снова будут предложены те, ответы на которые остались без ответа, чтобы в оставшееся время попытаться решить их). Справа на табло высвечивается отсчет времени. Ответ, введенный после истечения 30 минут не засчитывается. После завершения тестирования на экране появляется график зависимости коэффициента интеллекта от возраста испытуемого (имя и возраст, вводятся перед началом тестирования). Для лиц различных категорий умственного развития коэффициент IQ будет представлен точкой на экране и соответствующим числом.

     Следует отметить, что даже адаптированные к российским условиям тесты IQ, не всегда справедливо отражают реальность и часто высокообразованные люди, компетентные специалисты получают очень низкий интеллектуальный коэффициент. Поэтому доверять только данному тесту при приеме кандидатов было бы ошибочно.

     Более простым видом оценки способностей работника является тест «Корректурная проба». Он может применяться при проверке любых работников умственного труда, а не только корректоров в издательском деле.

Данный тест позволяет изучить работоспособность, переключаемость, объем внимания и концентрацию работника по корректурным таблицам.

В основу теста положена заимствованная из психологии труда проба Бурдона.[11]

Еще одним тестом, помогающим расширить периферическое зрение, а также применяющимся при проверке внимания, умения сосредоточиться, и т.п., является тест «Отыскивание чисел», представляющий собой заимствованные из психологии труда таблицы Шульте. Обычно тест выполняется на ПЭВМ, но возможно и использование бумажных таблиц.

Полную версию теста, а также другие аналогичные программы можно посмотреть в Интернете.

Адаптация персонала.

     После того как заканчивается процесс набора персонала, принято решение о приеме работника, с ним заключается трудовой контракт и он становится полноправным членом организации, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Однако практически всегда, за исключением индивидуальных видов деятельности работник попадает в трудовой коллектив, в среду незнакомых ему людей со своими привычками, наклонностями, пристрастиями и отрицательными эмоциями. Кроме этого он сталкивается с определенной корпоративной культурой, к которой он не привык, так как она может сильно отличаться, от принятой в организации, где он ранее работал. Сложности возникают также и при освоении новой профессии или нового рабочего места, так как специфика работы в разных организациях сильно различается. Тем не менее, у нового работника нет другого выхода кроме как найти «общий язык» с другими членами трудового коллектива и освоить новую специальность, если он хочет эффективно работать в данной организации. Руководство и кадровая служба должны всецело помочь ему адаптироваться в новой среде.

     Следует отметить важность процесса адаптации в новой организации, в связи с тем, что каждому человеку, начиная со школьной скамьи, приходится адаптироваться в новой для него среде в связи со сменой места жительства, места работы, учебы, в поисках лучшей доли и т.п. Самой тяжелой формой адаптации является эмиграция в другую страну, когда человеку приходится изучать другой язык, принимать правила и законы, принятые в другой стране, учиться думать по-новому. Однако, в данной работе мы не будем затрагивать столь сложные формы адаптации и поговорим о ее формах и методах, возникающих при смене места работы.

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.58.68 (0.013 с.)