Формы организации учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации учебной деятельности



Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. На них дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.

В обучении умственно отсталых обучающихся применяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для коррекционного обучения умственно отсталых детей. Используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, в зависимости от различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

На уроках доминантного типа преобладает (доминирует) один определенный вид музыкальной деятельности, другие виды выполняют второстепенные, вспомогательные роли. У детей происходит целенаправленное развитие музыкальных способностей, корригируются определенные нарушения. Для развития эмоциональной отзывчивости используется пение, дополнительными видами деятельности являются слушание музыки, выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих характеру и содержанию музыки, беседа, способствующая формированию певческих навыков. Преобладание во время урока такого вида деятельности, как слушание музыкальных произведений, предполагает развитие не только навыка музыкального восприятия, но и умение выразить настроение с помощью действий творческого характера. Дети учатся самостоятельно анализировать качество исполнения музыкального произведения, определяют характер и содержание; составляют рассказы, придумывают движения, рисуют. При определении основным видом деятельности игры на музыкальных инструментах детского оркестра, расширяются представления о разнообразии, богатстве музыкальных звуков. С помощью рассказа учителя учащиеся овладевают знаниями о детских, народных, духовых, современных инструментах, инструментах симфонического оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности являются дидактические игры по определению названия инструмента по его звучанию, ансамблевая игра вместе с пением, танцевально-ритмическими движениями.

Особенностью уроков комбинированного типа является объединение нескольких видов музыкальной деятельности. При невозможности использования на одном уроке сразу всех видов музыкальной деятельности следует стремиться к тому, чтобы отсутствие какого-либо вида не было постоянным. Ниже приводится примерный ход урока комбинированного типа:

I. Организационный, подготовительный этап:

1. проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных нервно-психических проявлений, преобладающих в классе. Для этого подбираются такие виды музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают активизирующим, либо седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно применяются методы коррекционного воздействия – убеждение и внушение. В ходе проведения подготовительного этапа повышается работоспособность детей, активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении.

2. ознакомление учащихся с планом урока.

II. При достижении состояния готовности у детей, происходит переход к основному этапу урока, в ходе которого последовательно используются все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность).

Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, одновременно со слушанием музыки могут исполняться танцевально-ритмические движения, передающие характер прослушанного произведения и игра на простейших музыкальных инструментах. В процессе пения используются не только танцевально-ритмические движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют разновидности. В одних, содержание песни изображают сами исполнители, а в других, роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных вариантов способствует повышению интереса детей к данной деятельности.

На заключительном этапе урока осуществляется подведение итогов, выставление оценок, распределение творческих заданий на дом. Может совместно исполниться любимая песня детей, в ходе исполнения которой у учащихся возникают положительные эмоции, которые сохраняются после окончания.

При планировании уроков внимательно продумывается логичность и последовательность предлагаемых заданий. Трудности с пением могут возникнуть сразу после выполнения танцевально-ритмических упражнений, когда повышаются давление, пульс, учащается дыхание. Необходимо постепенное снижение двигательной активности спокойными движениями и играми.

Тематические уроки объединены общей музыкальной темой или темой, взятой из окружающей жизни и органично связанной с музыкой. Например, темы: «Что нам осень принесет?», «Образ природы в творчестве русских композиторов». Помимо природы тема урока может быть связана с самой музыкой: «Народные музыкальные инструменты», «Орган – чудо инструмент», «Танцевальная музыка в прошлом и в настоящем». На уроках наиболее полно даются представления о музыкальном искусстве, музыкальных инструментах, различных музыкальных жанрах. Структура тематических уроков позволяет проводить единую сюжетную линию. Сюжет с опорой на сказку или игру придает заданиям увлекательную форму и занимательность, способствует решению психокоррекционных задач. В зависимости от периода обучения содержание тематических уроков постепенно усложняется.

На уроках комплексного типаосуществляется связь различных видов искусства. Помимо музыки используются живопись, хореография, кинематография, литература, театр и др. Каждый вид искусства использует свой оригинальный язык, выразительные особенности для воплощения и передачи сведений об окружающем мире, различных настроениях, переживаниях человека. На таких уроках с помощью разнообразных видов искусства на ребенка оказывается комплексное влияние. Происходит воздействие на различные анализаторы, функциональные системы организма. Темы занятий носят искусствоведческий характер, взяты из окружающей жизни или могут быть связаны со сказками, театром, например: «Герои любимых сказок», «Двенадцать месяцев», «Звери – музыканты», «Балеты П.И. Чайковского». Дети учатся находить сходство и различие характеристик действующих лиц, богатство оттенков настроения, выраженных специфическими средствами выразительности. Анализируются художественные образы, воплощенные в мультипликационных и детских художественных фильмах, мюзиклах, полиграфических иллюстрациях. Воспитатели, педагоги дополнительного образования, работающие с детьми, в подготовке комплексных уроков принимают непосредственное участие. Широко используются знания, умения, творческие навыки, полученные воспитанниками на других занятиях эстетического цикла. В ходе уроков находят применение детские поделки, рисунки, изделия прикладного характера.

Уроки проводятся по содержанию примерной рабочей программы планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Учитель распределяет учебный материал на несколько уроков, организуя каждый из них таким образом, чтобы при относительной самостоятельности и автономности он являлся составной частью целостного педагогического процесса.

Важна заинтересованность детей в продолжение музыкального воспитания, в овладении новым материалом в ходе последующих уроков. Необходима взаимосвязь каждого урока любого типа с предыдущими и последующими. Для этого при планировании составляется следующая схема: усвоение нового материала, повторение ранее разученного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

В ходе урока постоянно меняются виды деятельности учащихся: они поют, играют на музыкальных инструментах, слушают и обсуждают музыкальные произведения и др. Это требует от педагога дополнительных усилий, так как при переключении с одного на другой вид деятельности необходимо активизировать внимание учащихся и изменять установки эмоционального восприятия. Но, вместе с тем, чередование заданий, разнообразие и поурочное усложнение учебного материала благоприятствует развитию различных способностей.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке

№ темы Тема урока Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы Основные виды деятельности обучающихся на уроке
1. Вводный урок 1 Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся. Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен, выученных на предыдущих годах обучения. Знакомство со звучанием музыкального инструмента: аккордеон. Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов; А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон). Музыкально-дидактические игры.
2. Без труда не проживешь 6 Хоровое пение: Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко. Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Во кузнице. Русская народная песня. Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). Слушание музыки: В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: валторна. Слушание музыки: П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andante cantabile. Инсценирование Музыкально-дидактические игры
3. Обобщение по теме «Без труда не проживешь» 1 Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры
4. Будьте добры 1 Хоровое пение: Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения определять и передавать идейное и художественное содержание сказочных сюжетов в музыкальных произведениях; выделять и формулировать характеристики музыкальных средств (средств музыкальной выразительности), с помощью которых создаются образы. Слушание музыки: Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера. Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева. Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома». М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах
5. Обобщение по теме «Будьте добры» 1 Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах
6. Контрольно-обобщающий урок 1 Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1-2 четверть Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах
7. Моя Россия 9 Хоровое пение: Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика. Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Работа над кантиленой. Развитие умения различать марши, танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача. В. Агапкин. Прощание славянки. П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома». Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: литавры. Слушание музыки: П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений Онегин». Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах
8. Обобщение по теме «Моя Россия» 1 Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
9. Великая Победа 2 Хоровое пение: Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм. Покрасса, слова Б. Ласкина. Слушание музыки: Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова. Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах
10. Мир похож на цветной луг 4 Хоровое пение: Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского. Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо). Слушание музыки: С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». В. Монти. Чардаш. В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах
11. Обобщение по темам: «Великая Победа», «Мир похож на цветной луг» 1 Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный) Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
12. Контрольно-обобщающий урок 1 Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах

ИТОГО:

34 часа

(1 час в неделю)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.8 (0.016 с.)