Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
КГУ «Гимназия города Балхаш»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КГУ «Гимназия города Балхаш» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 -4 класс
составитель: Ким Е.О., учитель начальных классов Г. Балхаш, 2017 год
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Музафар Алимбаев Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик. Родился в селе Маралды Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах әдебиеты». Был главным редактором детского журнала «Балдырған». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Баруздина на казахский язык. Музафар Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.
Сакен Сейфуллин Сакен Сейфуллин - поэт, писатель, общественный деятель, педагог, организатор народного образования в Казахстане - родился в Нильдинской волости в семье крестьянина, получил хорошее для того времени образование: учился в начальной русско-казахской приходской школе, трехклассном городском училище, омской учительской семинарии. После окончания учебы Сакен работал у себя на родине учителем. Значительный вклад Сейфуллин внес в дело просвещения и народного образования, являясь ректором Кзыл-ординского института народного просвещения и Ташкентского высшего педагогического института, доцентом Казахского педагогического института, профессором Казахского коммунистического института журналистики, автором ряда учебников по казахской литературе для школ и педагогических институтов. Сакен Сейфуллин - автор стихов, поэм, рассказов, повестей, романа, но жемчужиной его творческого наследия является поэзия. Стихи и поэмы Сакена разнообразны по тематике и форме, народные традиции переплетаются в них с новаторскими исканиями автора. Лирический герой поэта - настоящий патриот, человек, которому дорог свой родной край: голубизна неба и ширь степей, высота снежных гор и удивительная красота лесов, рощ, рек, озер. Ему дорого все живое на земле.
Сравнение – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания. Сравнения очень оживляют и поэтическую речь, и прозу. Иногда одного сравнения достаточно, чтобы дать емкую, четкую характеристику персонажа или явления. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сабит Мука́нов (13 апреля 1900 года — 18 апреля 1973 года) — классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель Союза писателей Казахстана в 1936—1937 и 1943—1952 годах. Сабит Муканов родился 13 апреля 1900 года в Таузарской области Акмолинской губернии (ныне Северо-Казахстанская область) в семье скотовода. Участник Гражданской войны 1918—1920. Учился в Институте красной профессуры (1930—1935). Начал печататься с 1922 года. Одни из первых произведений: романы «Сын бая» (1928), «Светлая любовь» (в 1931), «Темиртас» (1935). Автор романов «Ботагөз», «Сырдария», автобиографической трилогии «Школа жизни». Видный организатор литературного дела в республике. Исследовал историю и теорию литературы. Изучал казахскую литературу XVIII — начала XX веков, творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов — С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики. Много лет он занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и творчества великого казахского поэта Джамбула Джабаева. В 1974 году вышло посмертное издание его этнографического труда «Народное наследие», где исследованы древние народные предания, шежре, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их материальная и духовная культура. Его книги переведены на многие языки.
Эссе «Человек и лошадь» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сокпакбаев Бердибек Ыдырысович (15 октября 1924, село Костобе, Нарынкольский район, Алма-Атинская область, Казахская АССР — 1991, Алма-Ата) — писатель Казахстана, детский писатель, автор многочисленных произведений о детях. Семья, где рос Бердибек, была очень бедной. Своё детство он очень красочно описал в повести «Бала шаққа саяхат» («Путешествие в детство») (1960). В 8 лет Бердибек лишился матери, это стало его постоянной болью до конца жизни. Любовь к знаниям привил мальчику его старший брат Сатылган, впоследствии погибший на войне. Мальчику пришлось много испытать и пережить: и тяжелый труд, и голод. Тем не менее, он рос очень любознательным и способным ребёнком. После школы прошел службу в армии. Затем — учёба в Алма-Ате в Казахском педагогическом институте имени Абая, позднее Сокпакбаев окончил Высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в школах родного района. Писательскую деятельность Бердибек Сокпакбаев начал со сборника стихов. Он вышел в 1950 году и сразу нашел своих читателей. Следующая книга писателя — повесть «Чемпион» была выпущена в 1951 г. Самую большую известность Сокпакбаеву принесла повесть «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»). Она вышла в издательстве «Детская литература», а затем уже с русского языка была переведена на многие языки и издана за рубежом: во Франции, Польше, Чехословакии, Болгарии. Б. Сокпакбаев много занимался журналистикой, работал в редакциях газет и журналов «Қазақ әдебиетi», «Балдырған». Работал на киностудии. Его всегда волновали сложные проблемы детского воспитания. Книги Бердибека Сокпакбаева во многом автобиографичны. «То, что пережито в детстве, — говорил писатель,- не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь!..». Книги Б.Сокпакбаева удостоены заслуженных премий. По его произведениям «Меня зовут Кожа» и «Путешествия в детство» снимаются одноименные фильмы. Фильм «Меня зовут Кожа» удостоился премии на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах (Франция) в 1967 г. Сокпакбаев являлся Членом Союза писателей Казахстана. Здесь он работал консультантом по детской литературе.
Композиция |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Пословицы и поговорки:
О войне и мире | О маме |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сапаргали Исхакович Бегалин родился в 1895 году в ауле Дегелен Абаевского района Семипалатинской области.
Устанавливал Советскую власть в республике. Был председателем Дегеленского волостного исполнительного комитета, народным судьей в Каркаралинском уезде, работником аппарата Семипалатинского губернского суда, комиссариата земледелия, управления Турксиба, трудился в органах печати, а затем в Институте языка и литературы Академии наук Казахской ССР. В настоящее время — персональный пенсионер.
Первая книга С. Бегалина — поэма «Месть орла», вышла в 1944 году. В 1948 году выпущена его повесть «Приключение Коксегена», переведенная затем на русский язык и изданная в Москве. Писатель много работал над воссозданием образа Чокана Валиханова, итогом чего явились повести «Юность Чокана» и «Чокан подросток». В 1975 году вышел в свет роман «Перевалы времени».
Произведения писателя переведены на многие языки. С. Бегалин много сил отдает художественному переводу. Перевел многие произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Д. Мамина-Сибиряка, Н. Лескова и других.
1 | Тема | |
2 | Основная мысль - идея произведения | |
3 |
Композиция | |
4 | характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действия. | |
5 | событие, с которого начинается действие. | |
6 | движение действия, ход событий, который вытекает из завязки. | |
7 | момент наивысшего напряжения в развитии действия. | |
8 | заключительный момент в развитии действия, ход событий. |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Николай Иванович Сладков - родился в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.
В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах... Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать - что, как, почему происходит в лесу - вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы - большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья - прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса...
Библиография Н.И.Сладкова
«Серебряный хвост»
«Безымянной тропой»
"Миомбо". Книга об Африке.
«Смелый фотоохотник»
«Свист диких крыльев»
«Капли Солнца», сборник рассказов.
«Осиновый невидимка». Наблюдения, сделанные в еще в детстве.
«Белые тигры». Книга об Индии.
«Планета чудес».
«В лес по загадки».
«Разноцветная земля».
«Под шапкой-невидимкой».
Белая земля
имя существительное | имя прилагательное |
Седая земля
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зеленая земля
имя существительное | имя прилагательное |
Серебристая земля
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желтая земля
имя существительное | имя прилагательное |
Пестрая земля
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разноцветная вода
имя существительное | имя прилагательное |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
Русский писатель, натуралист и путешественник, родился в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. После Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы.
В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов" путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола "Малыгин". В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве корреспондента газеты "Известия". Опыт арктических экспедиций подарил ему множество материала для цикла очерков "Белые берега", а также повести "Спасение корабля".
________________________________________ ________________________________________ |
________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
________________________________________________________ ________________________________________________________ |
________________________________________________________ ________________________________________________________ |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
П А М Я Т К А
Составление плана рассказа
1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
· О чем говорится в начале рассказа?
· Какие события описаны дальше?
· Чем заканчивается текст?
2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
5. Запиши свой заголовок к каждой части.
6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Михаил Юрьевич Лермонтов
Детство поэта прошло в имении бабушки. Михаил получил превосходное образование (языки, рисование, музыка). В 14 лет М. Лермонтов поступил в пансион при Московском университете, там он начал писать свои первые стихи. Среди друзей Михаил Юрьевич прослыл любителем русской поэзии.
Лермонтов глубоко любил свою родину и природу. Он видел природу глазами художника, слышал её как музыкант. Он обладал музыкальностью - играл на скрипке, на рояле, пел арии из опер, даже сочинял музыку.
Он рисовал и писал маслом картины, легко решал сложные математические задачи и был сильным шахматистом. Был начитан, владел несколькими иностранными языками.
В поэтическом мире М. Лермонтова всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается кристаллами. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное сияние ночи.
Десять лет М. Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Только две поэмы и два десятка стихотворений для того, чтобы составить небольшой сборник. Зато никто еще не выступал с таким сборником.
Максим Дмитриевич Зверев
- талантливый писатель-натуралист, тесно связанный своим творчеством с Казахстаном, с его замечательной южной природой.
Трудолюбивый писатель выпустил сорок семь художественных природоведческих книг, в основном рассчитанных на детей, общим тиражом более полутора миллионов экземпляров. Кроме того, в журналах и газетах он напечатал много рассказов, очерков, сказок и статей.
М.Д.Зверев не только писатель, но и ученый. Зоолог по специальности, он за двадцать пять лет своей научно-исследовательской деятельности по изучению природы опубликовал свыше ста научных работ по биологии диких животных. Двадцать две его научно-популярные работы вышли отдельными книжками.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пословицы, поговорки и загадки об осени:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Тема: _______________________________________________
Основная мысль произведения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
словарик | олицетворение | эпитет | сравнение |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | ||
А.Кунанбаев «Осень»
Тема: _______________________________________________
Основная мысль произведения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
словарик | олицетворение | эпитет | сравнение |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | ||
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной …»
Тема: _______________________________________________
Основная мысль произведения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
словарик | олицетворение | эпитет | сравнение |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | ||
СИНКВЕЙН - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.
Правила составления синквейна:
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________ ___________________________
М.Айтхожина «Горсть земли» | Ф.Унгарсынова «Любовь к степи, как степи бесконечна» | М.Сарикова «Алатау» | А.Балтыгереева «Дорога» | |
Словарная работа | ||||
Гипербола | ||||
Метафора | ||||
Олицетворение | ||||
Сравнение | ||||
Эпитет |
Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом.
Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира.
Искусство – это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу. И в устной речи не только в литературной, но и в разговорной, мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной.
Загадки Льва Толстого
Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И се в уголок. ______________
Без ног, без рук,
Рубашки просит. ____________
На дворе горой,
А в избе водой. _____________
Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня. _________
Летит зверёк
Через божий домок
Летит, говорит:
“Моя сила горит…” __________
Скручен, связан,
По избе пляшет. _____________
Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. _____________
Уроки жизни Л. Н. Толстого: * Делай всё по возможности сам, не будь «барином». * Не будь назойлив. * Будь внимательным. * Не надо жадничать. * Не нервничай, держи себя в руках. |
* Будь тверд и стоек. * В игре, в спорте, в труде – будь разумен. * Будь организованным. * Глубоко вникай в то, что тебе преподается. * Имей собственное мнение. |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заповедь
Р.Киплинг
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянувшей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело.
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
В 1907 г. К. получает Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». Хотя в Стокгольм Киплинг приехал, традиционной речи он произносить не стал. |
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.136 (0.01 с.)