Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория Уильямсона: фирма как способ организации сделкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уильямсон, также как и Коуз, строит свою теорию фирмы на основе идеи о неполноте контракта. Однако, в отличие от Коуза, он считает, что среди ТАН, которые учитываются предпринимателем при принятии решений о том, произвести ли продукт самому или купить на рынке, обязательно должны присутствовать издержки, вызванные опасностью оппортунистического поведения и необходимостью его предотвращения. Если оппортунизм партнёров отсутствует, то соображения эффективности требуют использовать рыночный обмен, поскольку для него характерны более действенные стимулы. Уильямсон дал более глубокое по сравнению с Коузом определение издержек, связанных с проведением переговоров и пересмотром контрактов. В основе подхода Уильямсона, который рассматривает фирму как один из способов организации сделки, лежит идея о неполноте контрактов, ограниченной рациональности экономических агентов и особой роли специфических активов при выборе типа контракта и соответствующего способа организации сделки. Такой подход позволил Уильямсону дать более определённый, чем у Коуза, ответ на вопрос о границах фирмы. Вопрос об оптимальных размерах фирмы – это не просто академический вопрос. Внимание общественности к этой теме было привлечено целой серией серьёзных неудач крупных компаний – «Дженерал Моторс», IBM, «Филипс» и др. Сегодня руководство крупных компаний признает издержки, связанные с расширением размера компаний. В современных условиях, когда многие страны отменяют торговые барьеры и открывают рынки, мелкие компании начинают продавать свои продукты по всему миру и оказывается, что во многом преимущества крупных компаний были связаны с их возможностями преодолевать торговые барьеры. Вопрос о границах фирмы Уильямсон сформулировал следующим образом: «Почему крупная фирма не может делать все то, что может делать совокупность мелких фирм и даже больше?» В экономической литературе этот вопрос известен как «загадка Уильямсона». Рассмотрим, например, организацию производства автомобилей. В их производстве используются сталь, алюминий, резина, пластмасса и другие материалы, из которых состоят детали и узлы, собираемые в системы, а затем в готовый продукт. Как организовать это производство? Одна крайность – осуществление этой деятельности множеством самостоятельных фирм, другая – создание полностью вертикально интегрированной компании, которая владеет шахтами, сталеплавильными заводами, прокатными станами, алюминиевыми заводами, заводами по производству пластмасс, плантациями каучуковых деревьев, шинными заводами и т.д., т.е. всеми мощностями, необходимыми для производства автомобиля, начиная от добычи угля до производства готовой продукции. Именно такой стратегии, основанной на всеобъемлющей вертикальной интеграции, пытался придерживаться до Второй мировой войны Г. Форд, однако позже компания отказалась от подобной политики. В настоящее время вряд ли кто-то пытается приблизиться к этой модели полной вертикальной интеграции. Нельзя ли соединить эти крайности в рамках одной фирмы и тем самым избежать присущих фирме недостатков – централизованной бюрократической организации и слабых стимулов? Возможна ли политика избирательного вмешательства, идея которой заключается в том, чтобы воспроизвести работу рынка внутри самой фирмы в тех случаях, когда рынок может способствовать повышению эффективности? Отношения между подразделениями фирмы строились бы на рыночной основе, а управляющие высшего звена избирательно вмешивались бы в работу рынка, когда того требуют соображения эффективности. Если бы эта политика избирательного вмешательства была работоспособной, тогда более эффективной была бы организация производства в рамках одной гигантской фирмы. Но, видимо, что-то препятствует эффективному проведению подобной политики. Уильямсон утверждает, что политика избирательного вмешательства, при которой интеграция приносит выгоды за счёт повышения гибкости, приспособляемости, но не связана с потерями, невозможна. Перенесение трансакции с рынка в фирму сопровождается снижением стимулов. В рамках единой, интегрированной фирмы невозможно создать столь же сильные стимулы, как в случае независимых фирм. Можно пообещать работникам такие же сильные стимулы, как у независимых подрядчиков, однако сложно сделать эти обещания надёжными. Дело в том, что собственник фирмы контролирует показатели, измеряющие деятельность работников. Чтобы обещание владельца фирмы в отношении сильных стимулов было надёжным, необходимо, чтобы эти показатели были совершенно объективными, и их можно было бы закрепить в договоре, т.е. они должны быть наблюдаемы третьей стороной – судом, который будет следить за их соблюдением. Если обещания не являются надёжными, то у владельца фирмы всегда будет искушение «подделать» эти показатели. Это «подделывание» может происходить и в случае, когда работник работал очень хорошо и ему следует заплатить высокое вознаграждение, и в случае, когда результаты оказались плохими, несмотря на кажущиеся значительными усилия. В последнем случае владелец фирмы «простит» плохой результат. Но в обоих случаях стимулы притупляются, и фирме не удаётся достичь того же уровня эффективности, который достижим на рынке. Когда в сделке используются стандартные или низкоспецифичные ресурсы и покупатель может легко найти им замену, а продавец – альтернативное использование, ТАН, связанные с данной сделкой, будут всегда ниже на рынке, чем в гибридных формах или внутри фирмы. При возрастании степени специфичности ресурсов ТАН реализации сделки па рынке повышаются вследствие увеличения опасности вымогательства. Например, авиалинии требуют определённого масштаба, чтобы быть эффективными. Фирма не будет содержать авиакомпанию для полёта своих сотрудников. Однако для управляющих все же нужны небольшие самолёты, т.к. их время очень ценно. Компании могут также владеть самолётами для высокоспецифических транспортных нужд. Например, компании, осуществляющие разведку нефти в Арктике, могут иметь собственные специально оборудованные самолёты. Хотя и эти услуги, если есть значительная экономия от масштаба, могут осуществляться самостоятельной фирмой. Концепция Уильямсона: фирма обеспечивает более надёжную защиту специфических ресурсов от «вымогательства» и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным изменениям; однако лучшая адаптация достигается ценой ослабления стимулов. Если на рынке действуют стимулы «высокой мощности», то в фирме – стимулы «слабой мощности». Поэтому границы фирмы проходят там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищённости специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов. Для Уильямсона фирма есть способ организации сделки, цель которого, в первую очередь – обеспечить соответствующее принуждение к соблюдению контракта. Но в его теории остаётся невыясненным вопрос о том, каков же этот механизм гарантирования исполнения контракта, который применяется в фирме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.007 с.) |