Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неоклассическая теория фирмы

Поиск

Обсуждение теорий фирмы должно начаться с неоклассической теории фирмы. Цель неоклассической экономической теории – выяснить, как работает ценовая система, которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга. Фирму неоклассическая теория рассматривает как «чёрный ящик» (в теории собственно два «черных ящика»: фирма и домашнее хозяйство). Что происходит внутри этого чёрного ящика неизвестно, да, собственно говоря, и неинтересно для стандартной экономической теории. В этот ящик поступают ресурсы, а из него выходит готовая продукция, и эта трансформация осуществляется в соответствии с характером производственной функции

Q = f (L; K; T …), где Q – это объем производства, L – труд, К – капитал, Т – технический прогресс.

Фирма в неоклассической теории – экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ с целью максимизации прибыли.

В этой теории фирме даже не нужно быть организацией. Достаточно одного собственника, который одновременно является управляющим, наделённым полным знанием производственной функции и цен. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью или приведённой рыночной ценностью фирмы. Фирма предстаёт в этой теории как вычислительная машина. Здесь нет несовершенного знания, неполного контроля, риска ошибиться, т.е. всего того, что присутствует в реальной фирме.

Эту теорию фирмы можно встретить в любом учебнике по экономике. Преимущества этой теории, которыми можно объяснить тот факт, что она сохраняется в течение длительного времени, заключаются в следующем.

v Во-первых, она поддаётся математической формализации.

v Во-вторых, она полезна для анализа того, как фирма меняет своё производство в ответ на изменения внешних факторов, таких как рост заработной платы или введение налога на продажи.

v В-третьих, эта теория может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции. Её можно использовать для анализа связи между уровнем концентрации в отрасли и объёмом её выпуска и уровнем цен.

Но у этой теории есть существенные недостатки.

v Во-первых, она не объясняет, как производство организовано внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, о её иерархической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т.д. Организационная структура фирм, также как и технология, может быть изменена, и она совершенствуется со временем, когда осуществляются организационные инновации.

v Во-вторых, неоклассическая теория фирмы полностью игнорирует проблемы, связанные со стимулами внутри фирмы. Предполагается, что внутри фирмы все функционирует гладко и все исполнители поступают в соответствии с полученными указаниями. Если смотреть на фирму со стороны, она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если посмотреть более внимательно на фирму изнутри, то обнаружится, что у индивидов, сотрудничающих в рамках фирмы, могут быть собственные цели, которые часто приходят в конфликт с коллективными интересами организации.

v В-третьих, неоклассическая теория не объясняет, почему возникает фирма. В неоклассической теории у фирм нет оснований для того, чтобы существовать. Как объяснить, что некоторые сделки совершаются не на рынке, не с помощью ценовой системы, а переносятся внутрь фирмы?

v В-четвертых, неоклассическая теория не в состоянии чётко определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или когда одна фирма разделяется на две более мелкие фирмы.

v В-пятых, фирма в неоклассической теории – это абстракция, в которой стёрты все различия между реальными фирмами. Эти различия, конечно, важны для реальных фирм, но они лишь усложнили бы задачу стандартной теории при объяснении роли ценового механизма. В неоклассической теории все фирмы используют одну и ту же технологию, одни и те же факторы производства и у них одна цель – получение прибыли. Поведение фирмы (максимизация прибыли) не зависит от её институциональной формы (например, от структуры прав собственности, сложившейся в фирме). Поэтому в стандартной теории нет никаких оснований для различий между фирмами. Однако в реальной жизни фирмы различаются. Как же эти различия объясняет неоклассическая теория? Она даёт объяснения ad hoc – по случаю. Фирмы могут различаться в зависимости от способностей управляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом производства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.006 с.)