Нормативное правовое регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное правовое регулирование



Как страна – член Европейского союза, Финляндия обязана исполнять разработанные Европейской комиссией законы (директивы) и программы. На основе нормативных актов ЕС разрабатываются национальное законодательство, программы и стратегии Финляндии в области государственного регулирования в сфере промышленности и услуг.

В Финляндии не имеется единых законов, регламентирующих общие положения отношений в сфере промышленности. Регулирование осуществляется через отраслевые акты. Информация об основных нормативных правовых актах и государственных органах власти, осуществляющих контроль и надзор в той или иной отрасли, отражена в соответствующих разделах настоящего Обзора.

Тексты финских нормативных правовых актов, а также переводы некоторых из них на английский язык доступны на сайте www.finlex.fi.

Что касается услуг, то Финляндия, как член ЕС и участник Генерального соглашения ВТО по торговле услугами (ГАТС), при обеспечении правового регулирования рынка услуг страны руководствуется действующими директивами Евросоюза и нормами ГАТС.

ГАТС применяется ко всем секторам услуг, за исключением предоставления услуг, связанных с осуществлением государственной власти, которые предоставляются не на коммерческой основе и не конкурируют с другими поставщиками, а также услуг, непосредственно связанных с осуществлением прав в воздушных перевозках.

Директива 2006/123/ЕС Европейского Парламента и Совета от 12 декабря 2006 г. «Об услугах на внутреннем рынке» является законодательным актом, который впервые в истории ЕС зафиксировал общие правовые основы функционирования рынка услуг как составной части общего рынка Евросоюза.

Нормы Директивы призваны облегчить и конкретизировать порядок деятельности лиц, занимающихся самостоятельной экономической деятельностью (поставщиков услуг), с тем, чтобы на территории всех государств-членов Европейского союза они могли более эффективно заниматься этой деятельностью на постоянной («свобода учреждения») или на временной, эпизодической основе («свободное предоставление услуг»).

В качестве документа, нацеленного на либерализацию рынка услуг, Директива предусматривает отмену или упрощение многих административных процедур и формальностей: введение пунктов «одного окна», ограничение возможностей стран-членов по введению «разрешительных режимов» (включая лицензирование разных видов деятельности), запрет или снижение многих «требований» к поставщикам и получателям услуг и др.

Одним из национальных нормативных правовых актов, гармонизирующих внутреннее право Финляндии с указанной Директивой, является Закон о предоставлении услуг (1166/2009), целью которого является содействие либерализации в данной сфере. Закон применяется в отношении услуг, предоставляемых на возмездной основе. Также действие закона распространяется на услуги, для оказания которых необходимо разрешение.

В отношении ряда услуг Закон № 1166/2009 не применяется – в частности, в отношении финансовых и страховых услуг, сетевых услуг и услуг связи, транспортных и портовых услуг, услуг по найму, услуг здравоохранения на рабочих местах, услуг аптек, аудиовизуальных услуг и услуг радиовещания, социальных услуг муниципалитетов, частных охранных услуг, услуг по налогообложению и других услуг.

Нормы о предоставлении услуг содержатся в ряде финских законодательных актов, которые регулируют оказание определенных видов услуг: например, Закон о транспортных услугах (320/2017), Закон об аудите (1141/2015), Закон об иностранных страховых компаниях (398/1995), Закон об авиации (864/2014), законодательство в сфере туризма; и др.

Летом 2018 года в финском законодательстве в сфере туризма произошли значительные изменения. С 1 июля 2018 года вступили в силу следующие акты:

-Закон о сочетании (объединении) туристских услуг № 901/2017. Регулирует торговлю объединенными туристскими услугами и заключение контрактов/ соглашений, связанных с их оказанием);

-Закон об исполнителях объединенных туристских услуг № 921/2017. Содержит положения о защите при неплатежеспособности исполнителей объединенных туристских услуг, а также положения о контроле за деятельностью исполнителей объединенных туристских услуг;

-Закон о сборе за контроль и защиту при неплатежеспособности исполнителей объединенных туристских услуг № 922/2017. Обязывает ответственного исполнителя объединенных туристских услуг выплачивать государству ежегодный сбор за контроль и защиту при неплатежеспособности;

-Постановление Министерства юстиции Финляндии о предоставлении туристу информации о сочетании (объединении) туристских услуг № 181/2018.

Принятие указанных нормативных правовых актов связано с исполнением Директивы (ЕС) № 2015/2302 Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2015 г. о пакетных турах и связанных с ними туристских услугах, изменении Регламента (ЕС) 2006/2004 и Директивы 2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета и об отмене Директивы 90/314/ЕЭС Совета ЕС.

В Финляндии существуют ограничения на доступ к рынкам в некоторых регулируемых секторах, таких как:

· телекоммуникации;

· транспорт;

· медико-биологическая промышленность;

· СМИ;

· здравоохранение;

· энергетика;

· банковское дело;

· страхование;

· строительство;

· оборонно-промышленный комплекс;

· почтовые услуги;

· сельское хозяйство.

 

Одним из ключевых направлений политики правительства Финляндии является уменьшение государственного регулирования, в стране наблюдается тенденция к либерализации.

Так, до недавнего времени рынок такси в Финляндии был очень закрытым и жёстко регулируемым: таксистам необходимо было получить специальное разрешение, количество которых было ограничено, помимо экзамена проводились обязательные курсы, максимально допустимые цены на проезд были одновременно и фактическими ценами. Новый Закон о транспортных услугах (320/2017), вступивший в силу в 2018 году (и частично в конце 2017 г.), открыл рынок для конкуренции и обеспечил более широкий выбор для клиентов. Финляндия отказалась от строгого регулирования данной сферы и перешла на рыночные правила.

Цель Закона 320/2017 –предоставление комплексных клиентоориентированных транспортных услуг, а также предоставление клиентам свободы выбора и гибкости. Закон создает условия для цифровизации в сфере транспорта и содействует появлению новых бизнес-моделей. Намерение законодателя состоит в том, чтобы связать различные транспортные услуги (такие как такси и поездки на поезде) в комбинированные цепочки поездок. В то же время данный нормативный правовой акт облегчил выход на рынок новых компаний и упростил регулирование в транспортном секторе. Большинство положений закона вступило в силу 1 июля 2018 года.

По оценкам Министерства транспорта и связи Финляндии, закон оправдал ожидания. Количество компаний и водителей, предоставляющих услуги такси, существенно выросло, услуги и методы ценообразования стали более гибкими и разнообразными. Владельцы такси сами определяют принцип ценообразования: это может быть фиксированная цена, основанная на тарифных зонах, либо ценовая модель по времени в пути и расстоянию. Предполагается, что конкуренция снизит цены на рынке.

Изменения в национальном законодательстве позволили в ноябре 2018 г. прийти в Финляндию российскому агрегатору такси под брендом Yango (сокращение от Yandex Go) и осуществить запуск своего приложения.

Торговля услугами с третьими странами осуществляется на основе обязательств ЕС в рамках ГАТС. В части поставщиков услуг из третьих стран в Финляндии применяется национальный режим регулирования рынка.

Защита прав потребителей в Финляндии осуществляется в соответствии с Законом о защите прав потребителей 38/1978, который регулирует отношения, связанные с предложением, продажей и сбытом потребительских товаров и услуг компаниями потребителям. Инструмент «защиты прав потребителей» в стране широко используется и является действенным. Для защиты своих прав можно обратиться в Ведомство по конкуренции и защите прав потребителей Финляндии[14], которое предоставляет бесплатную помощь, в т.ч. по телефону доверия или через онлайн-сервисы.

Важными составными частями государственного регулирования в сфере промышленности и услуг, применяющимися независимо от вида отрасли, являются антимонопольное законодательство и требования в отношении безопасности и соответствия продукции.

Основным законом, содержащим нормы по антимонопольному регулированию, является Закон о конкуренции 948/2011. В соответствии со статьей 1 указанного закона его цель заключается в защите здоровой и эффективной экономической конкуренции от пагубных ограничительных практик. При этом особое внимание должно быть уделено защите таких условий функционирования рынков и свободы бизнес-субъектов, при которых конкуренция оказывала бы благоприятное воздействие на клиентов и потребителей. В соответствии со статьей 5 Закона, все соглашения, решения и практики, осуществляемые предпринимателем или предприятием (ассоциацией предприятий), которые нацелены на значительное препятствование, ограничение или нарушение конкуренции, или которые приводят к значительному препятствованию, ограничению или нарушению конкуренции, должны быть запрещены.

Законодательством предусматривается наложение штрафов в случае нарушения требований о конкуренции. Решение о наложении штрафов принимается Рыночным судом по представлению Ведомства по конкуренции и защите прав потребителей.

К основным нормативным правовым актам Финляндии, регулирующим вопросы качества товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок Финляндии, относятся:

- Закон о безопасности потребительских товаров и услуг 920/2011;

- Закон об ответственности за товар 694/1990;

- Закон о защите прав потребителей 38/1978.

Помимо перечисленных законов, нормы об ответственности за несоблюдение стандартов также содержатся в следующих актах:

- Закон о нарушениях, связанных с маркировкой «СЕ» 187/2010;

- Уголовный кодекс 39/1889.

Первостепенная ответственность за соответствие требованиям лежит на изготовителе, поставщике (импортёре) и продавце, а в отношении услуг – на исполнителе. Задача надзорного органа заключается в подтверждении того, что необходимые требования выполнены и на рынке не присутствуют опасные или представляющие угрозу товары. Помимо безопасности надзорный орган проверяет и другие свойства (например, экологичность).

За несоблюдение стандартов финским законодательством предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность, которая реализуется через применение к правонарушителю правовосстановительных и штрафных санкций, таких, как применение административных принудительных мер, наложение штрафа (за совершение административных проступков и за преступления, предусмотренные уголовным законодательством), компенсация ущерба и убытков.

Закон о безопасности потребительских товаров и услуг 920/2011 применяется в отношении потребительских товаров, которые производятся, продаются, ввозятся в страну, вывозятся из страны или следуют транзитом через Финляндию, или передаются, а также в отношении услуг и в отношении маркировки «СЕ» или её отсутствия (§2 статьи 1 Закона 920/2011).

В соответствии с §11 статьи 3 Закона 920/2011, товары или услуги не считаются опасными, если они соответствуют требованиям стандартов (стандартов ЕС, других международных и национальных стандартов). При оценке безопасности товара или услуги также учитываются рекомендации Европейской комиссии и надзорного органа.

Товары, не имеющие маркировки «СЕ», не могут присутствовать на рынке (§12 статьи 3 Закона 920/2011).

Закон об ответственности за товар 694/1990 обязывает производителя, импортера или продавца товара компенсировать ущерб и убытки, причиненные товаром лицу или имуществу при использовании в личных целях. Компенсация должна быть выплачена, если товар оказался не таким безопасным, как предполагалось (статья 3 Закона 694/1990).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.02 с.)