Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.



Цель. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Ход занятия.

Воспитатель произносит звуки ч и щ, предлагает послушать, как они звучат. Затем даёт задание: услышав звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (показывает соответствующие движения).

Педагог произносит звуки: ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. Сначала все дети выполняют задание, затем ребята, сидящие за первыми (последними) столами, потом те, кто сидит слева (справа) от педагога.

Воспитатель предлагает детям назвать слова, начинающиеся на ч. Затем зачитывает 7–8 слов из словаря и просит подумать, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч: щенок (щеночек), диван (диванчик), чемодан (чемоданчик), книга (книжечка), ребёнок (ребёночек).

Воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю…

Выясняет, кто и за что прощает Федорушку, в каком произведении об этом рассказывается, кто его автор, какие ещё произведения этого писателя дети могут назвать. Педагог повторяет стихи и просит детей назвать слова со звуками ч и щ.

Воспитатель читает скороговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

Л. Ульяницкая

Дважды повторяет скороговорку и предлагает назвать слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ (щебечут) и слово с двумя звуками ч (чечётки).

Воспитатель просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат звук щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей. Интересуется, все ли слова знакомы детям, какое слово им приятно произносить.

Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решётки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трёх окошек решётки: чек, рачок, спешит, чечётка, отсечь, поцеловать.

В заключение педагог предлагает детям отгадать загадку:

 

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

(Яйцо)

 

Март 3 неделя.

Занятие 7. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч.

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба бах».

Цель. Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба‑бах» (перевод М. Боровицкой).

Ход занятия.

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог даёт детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост), а услышав звук ч – легонько подвигать головой вправо‑влево (ч‑ч‑ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.

Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 9–10 звуков.

При проведении упражнения важно не сбивать темп работы. Для этого воспитатель считает про себя до трёх и поднимает руку, подавая детям сигнал быстро положить руки на столы.

Далее ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах (рисуют решётки и ставят фишки в нужные окошки): чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ.

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие ещё раз и просит назвать слова со звуком ч.

Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, чётко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба‑бах».

В очень громких сапогах Ходит по лесу Ба‑бах. И, услышав этот звук, В ветках спрятался Тук‑тук. На сосну вбежал Цок‑цок, В чащу кинулся Прыг‑скок; Чик‑чирушка в листья – порх! Шебуршонок в норку – шорх! Тихо‑тихо все сидят И, хихикая, следят. Как шумит в лесу Ба‑бах В очень громких сапогах.

 

После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук‑тук и Шебуршонок.

 

Апрель 1 неделя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.)