Валентина Викторовна Гербова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валентина Викторовна Гербова



Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

(2011 год.)

Звуковая культура речи.

Перспективный план

Месяц Деятельность.
Сентябрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с Цель. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков зс и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Октябрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. Цель. Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
Ноябрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Цель. Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки жш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками жш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Декабрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.
Январь 3 неделя Занятие 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Февраль 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. Цель. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Март 3 неделя Занятие 7. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба бах». Цель. Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба‑бах» (перевод М. Боровицкой).
Апрель 1 неделя Занятие 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. Цель. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Май 3 неделя Занятие 6. Звуковая культура речи (проверочное). Цель. Проверить, умеют ли дети различать звуки и чётко и правильно произносить их.

 

Сентябрь 2 неделя.

 

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Цель. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков зс и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям известные им песенки‑звуки: з‑з‑з – (песня комара), с‑с‑с – (так течёт из крана вода (выходит воздух из мяча)).

«Давайте условимся, – объясняет задание педагог, – если вы услышите звук з – прогоняйте комара, вот так (делает лёгкое отмахивающее движение рукой), услышите с – умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения».

Педагог проговаривает 3–4 звука, проверяя, как дети поняли задание. Далее произносит вперемешку 9–11 звуков. (Выполняя это и следующие упражнения, воспитатель произносит звуки (слова) с одним и тем же интервалом, считая про себя: «Раз, два, три», и заканчивая счёт заранее оговорённым с детьми жестом, означающим завершение действия.)

Воспитатель даёт детям новое задание: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове: слон, зебра, зелёный, синий.

А теперь не называйте звук, а, как при выполнении первого задания, жестами показывайте, что слышите: сахар (педагог проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда».

Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зелёный, суровый, заяц, снегирь). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорник, сутолока).

«Я назвала вам много слов со звуком з, – говорит педагог. – А какие слова назовёте вы?» (За правильный ответ даётся фишка.)

Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями синицы (звук с) и комара (звук). Между подставками располагает мелкие предметы: совок, напёрсток, салфетку, замок, игрушечного зайчонка, значок. Воспитатель объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребёнок ошибся: «Нет‑нет‑нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого ребёнка.

Воспитатель выставляет пять пирамидок и объясняет задание: «Сейчас я расскажу вам про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовёте слово правильно, – получите пирамидку».

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова соро́к, со́рок, срок, съели, сырок.

Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок – скороговорка и поэтому произносить её надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, чётко выговаривая слова, затем быстрее, потом ещё быстрее и очень быстро. После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и чётком самостоятельном произнесении скороговорки.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать, и кто сколько получил фишек и пирамидок.

Октябрь 2 неделя.

 

Ход занятия.

Воспитатель произносит звуки с и ц. Спрашивает, чья песенка из звуков с (воды) и чья песенка из звуков ц (белочки).

«Давайте договоримся, – предлагает педагог, – если вы услышите звук с, изобразите умывание. А если услышите звук ц, махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом» (движение кистью правой руки вправо).

Воспитатель произносит то звук с, то звук ц, проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики; только дети, сидящие за первыми столами, только дети, сидящие за последними столами, и т.д.

Воспитатель продолжает занятие: «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец».

Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с (за правильный ответ даётся фишка).

Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Щеголева «Ранним утром»:          

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица,

Над цветком пчела кружится.

 

Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им это стихотворение, и читает его ещё раз. Педагог предлагает ребятам помочь ему прочитать две первые строчки.

Затем педагог ставит на свой стол три одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть три слова со звуком с и читает начало стихотворения ещё раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука – с и ц. (Солнце.) За правильный ответ педагог даёт двухцветную пирамидку.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц. (Птица, цветком.) За правильный ответ дети получают фишки.

Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение: «Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось».

Дети называют выделяемые слова.

 

«Жили‑были три цыпленка: Цып, Цып‑цып и Цып‑цып‑цып, – рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. – Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: „Жили‑были три цыпленка“. А вы продолжайте: „Цып, Цып‑цып, Цып‑цып‑цып“. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят».

В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком.

 

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.

(Облака)

 

Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать её родителям и друзьям.

 

 

Ноябрь 2 неделя.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх‑вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание ещё раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с лёгким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задаёт вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто‑нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение‑сказку. («Если это сказка, то в ней может быть, что‑то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

 

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принёс,

Коза подарила овёс.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули ослёнка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли‑подрастали

И к вечеру длинными стали.

 

Педагог просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли‑и‑и‑инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули ослёнка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

 

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребёнком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребёнок‑солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошёл котик на торжок», меняя логическое ударение: Пошёл котик на торжок. Пошёл котик на торжок. Пошёл котик на торжок».

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошёл.

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

 

 

Декабрь 2 неделя.

 

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: если они услышат звук с, то нужно изобразить умывание, если услышат звук ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки с и ш: то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем называет слова со звуками с и ш. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель. Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с: шампунь, шарф, серёжки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.

Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук ш, надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш.

Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.

«Вообще‑то это стихотворение называется „Жадина“, – говорит воспитатель. – Как вы думаете, угостил пёс щеночка булочкой? Почему вы так считаете?»

Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш. (Шагал, большую, подошёл). Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение ещё раз.

Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала…

А волосы растут.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу решётку из трёх ячеек и одно за другим произносит слова: пёс, кусок, нос. Дети определяют позицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладёт цветной кружок в нужную ячейку решётки.

Далее дети рисуют такие же решётки на листах бумаги (разложены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш: окошечко, ландыш, шмель.

Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук л в этих словах.

Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом ещё быстрее): «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.

Январь 3 неделя.

 

Ход занятия.

Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то звук з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх‑вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара).

Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, жёлтый, зелёный, жарко, знойно); затем по подгруппам (желторотый, зверёк, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглёр, злюка). Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают слова знойно, жонглёр.

Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж, затем со звуком з. За каждый правильный ответ даётся фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.

Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».

Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка.

Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.

Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто‑нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это весёлая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)

Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решётки с крупными ячейками.

Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова‑обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т.п.)

Педагог помогает детям запомнить и чётко произнести стихотворение С. Маршака:

Ель на ёжика похожа:

Ель в иголках, ёжик тоже.

 

Февраль 2 неделя.

 

Ход занятия.

Воспитатель произносит звуки ч и щ, предлагает послушать, как они звучат. Затем даёт задание: услышав звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (показывает соответствующие движения).

Педагог произносит звуки: ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. Сначала все дети выполняют задание, затем ребята, сидящие за первыми (последними) столами, потом те, кто сидит слева (справа) от педагога.

Воспитатель предлагает детям назвать слова, начинающиеся на ч. Затем зачитывает 7–8 слов из словаря и просит подумать, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч: щенок (щеночек), диван (диванчик), чемодан (чемоданчик), книга (книжечка), ребёнок (ребёночек).

Воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю…

Выясняет, кто и за что прощает Федорушку, в каком произведении об этом рассказывается, кто его автор, какие ещё произведения этого писателя дети могут назвать. Педагог повторяет стихи и просит детей назвать слова со звуками ч и щ.

Воспитатель читает скороговорку:

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

Л. Ульяницкая

Дважды повторяет скороговорку и предлагает назвать слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ (щебечут) и слово с двумя звуками ч (чечётки).

Воспитатель просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат звук щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей. Интересуется, все ли слова знакомы детям, какое слово им приятно произносить.

Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решётки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трёх окошек решётки: чек, рачок, спешит, чечётка, отсечь, поцеловать.

В заключение педагог предлагает детям отгадать загадку:

 

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

(Яйцо)

 

Март 3 неделя.

Ход занятия.

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог даёт детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост), а услышав звук ч – легонько подвигать головой вправо‑влево (ч‑ч‑ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.

Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 9–10 звуков.

При проведении упражнения важно не сбивать темп работы. Для этого воспитатель считает про себя до трёх и поднимает руку, подавая детям сигнал быстро положить руки на столы.

Далее ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах (рисуют решётки и ставят фишки в нужные окошки): чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ.

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие ещё раз и просит назвать слова со звуком ч.

Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, чётко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба‑бах».

В очень громких сапогах Ходит по лесу Ба‑бах. И, услышав этот звук, В ветках спрятался Тук‑тук. На сосну вбежал Цок‑цок, В чащу кинулся Прыг‑скок; Чик‑чирушка в листья – порх! Шебуршонок в норку – шорх! Тихо‑тихо все сидят И, хихикая, следят. Как шумит в лесу Ба‑бах В очень громких сапогах.

 

После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук‑тук и Шебуршонок.

 

Апрель 1 неделя.

 

Ход занятия.

«Из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук, – говорит воспитатель. – Чаще всего вместо р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший воронёнок кричал: „Пек‑пек‑пек“. „Карр‑карр‑карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек‑пек‑пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак‑ллак‑ллак“.

Сегодня мы будем учиться различать звуки р и л и правильно выговаривать их. Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук л, попробуйте позвонить в колокольчик».

Сначала дети все вместе выполняют задание (6–8 слов), затем индивидуально. Воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.

Примерный перечень слов: полюшко, берёза, стояла, лёгкая, полосатая, рыжая, львёнок, зебра, муравьи, ползают, прыгают, кричат, кувыркаются, пляшут, трезвонят.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки и предлагает детям назвать слова со звуком р, которые встречаются в загадке. Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки. Затем просит детей сначала придумать слова, начинающиеся на звук л, затем – на звук р.

«Слов со звуком р много в сказке „Сивка‑Бурка“ – в эпизоде, когда Иван зовет Сивку‑Бурку», – замечает воспитатель.

Дети все вместе, а потом индивидуально (2–3 ребёнка) повторяют: «Сивка‑Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой».

«Сейчас я произнесу предложение из сказки, – поясняет педагог. – Услышите слово со звуком р, хлопните в ладоши: „Фыркнул конь, заржал, прыгнул – только на три бревна до царевны не допрыгнул“».

Затем дети чертят на листах бумаги решётки и определяют позицию звука р в словах: рак, лягушка, берёза, липа, лев, тигр и т. д.

Примечание. Для закрепления звука р можно использовать скороговорку:

 

Тигры время коротали,

Вместе с громом рокотали.

В. Борисов

 

Май 3 неделя.

 

Ход занятия.

Воспитатель просит детей назвать известные им звуки. Выслушивает ответы и произносит звуки, которые дети забыли назвать.

Интересуется, есть ли у детей любимый луговой цветок. Затем читает стихотворение Ф. Грубина «Ромашки» (перевод с чешского И. Токмаковой):

 

Белые ромашки – сестрички,

У ромашек белые реснички.

Пляшут ромашки среди луга.

До чего похожи друг на друга!

 

Воспитатель предлагает детям:

• назвать звуки, которые они услышали в словах ромашка, сестричка;

• назвать слова со звуком ж (старается опросить как можно больше детей);

• назвать слова со звуком ц;

• сосчитать количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса (дети показывают карточки из математического набора с тремя или четырьмя геометрическими фигурками);

• отметить на решётках (приготовлены заранее) место звука ч в словах: чиж, чечётка, вскачь, вприпрыжку, пианист, скрипач, врачебный, калач.

Воспитатель предлагает детям запомнить и прочитать скороговорки:

 

Не сварили макароны –

Своровали их вороны.

 

В. Борисов

 

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

 

 

Валентина Викторовна Гербова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.178 с.)