Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.



Цель. Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Ход занятия.

Воспитатель произносит звуки с и ц. Спрашивает, чья песенка из звуков с (воды) и чья песенка из звуков ц (белочки).

«Давайте договоримся, – предлагает педагог, – если вы услышите звук с, изобразите умывание. А если услышите звук ц, махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом» (движение кистью правой руки вправо).

Воспитатель произносит то звук с, то звук ц, проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики; только дети, сидящие за первыми столами, только дети, сидящие за последними столами, и т.д.

Воспитатель продолжает занятие: «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец».

Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с (за правильный ответ даётся фишка).

Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Щеголева «Ранним утром»:          

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица,

Над цветком пчела кружится.

 

Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им это стихотворение, и читает его ещё раз. Педагог предлагает ребятам помочь ему прочитать две первые строчки.

Затем педагог ставит на свой стол три одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть три слова со звуком с и читает начало стихотворения ещё раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука – с и ц. (Солнце.) За правильный ответ педагог даёт двухцветную пирамидку.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц. (Птица, цветком.) За правильный ответ дети получают фишки.

Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение: «Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось».

Дети называют выделяемые слова.

 

«Жили‑были три цыпленка: Цып, Цып‑цып и Цып‑цып‑цып, – рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. – Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: „Жили‑были три цыпленка“. А вы продолжайте: „Цып, Цып‑цып, Цып‑цып‑цып“. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят».

В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком.

 

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.

(Облака)

 

Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать её родителям и друзьям.

 

 

Ноябрь 2 неделя.

Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Цель. Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки жш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками жш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх‑вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание ещё раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с лёгким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задаёт вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто‑нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение‑сказку. («Если это сказка, то в ней может быть, что‑то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

 

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принёс,

Коза подарила овёс.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули ослёнка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли‑подрастали

И к вечеру длинными стали.

 

Педагог просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли‑и‑и‑инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули ослёнка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

 

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребёнком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребёнок‑солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошёл котик на торжок», меняя логическое ударение: Пошёл котик на торжок. Пошёл котик на торжок. Пошёл котик на торжок».

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошёл.

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

 

 

Декабрь 2 неделя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.008 с.)