Тема урока: « В тебе рождается патриот и гражданин» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: « В тебе рождается патриот и гражданин»



 

 

Тип урока

урок открытия новых знаний

 

Цель урока  

- обучающийся будет знать  и различать следующие понятия: «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность»;

- обучающийся получит возможность научиться применять и приводить примеры используя данные понятия.

 

 

Задачи урока:   - мотивировать на изучение темы; - организовать работу в группах; - организовать представление собранного материала; - систематизировать знания о понятиях «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность».  

 

 

Предметные результаты

УУД

- давать определения понятиям «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность»;

- приводить конкретные факты проявления патриотизма и гражданственности;

- соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его;

- рассказывать о себе как о патриоте и гражданине.

 

-  поиск и выделение необходимой информации; - личностное, жизненное самоопределение; - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).    

Этапы

Деятельность учителя Деятельность ученика

1. Мотивация деятельности учащихся

- на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое Родина, что значит любить свою Отчизну, познакомились с высказываниями мыслителей – философов. Давайте вспомним эти изречения (Устный опрос, корректировка ответов учащихся).     Индивидуальная работа (устный опрос.) Работа с записями на доске.   На двух половинках доски записаны начала фраз и их продолжение. Ребята должны сами вспомнить продолжения высказываний, затем учитель открывает правильные ответы. Например: Любят Родину не за то, что она велика, … (а за то, что своя)   

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- как называют человека, который любит своё Отечество?; - что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?; - как называется потребность человека стоять на страже Отчизны? (Постановка проблемных вопросов урока); Ответы на эти вопросы вы узнаете из учебника. Откройте учебник и найдите ответ на вопросы. Запишем определение слов «патриотизм», «патриот», «гражданин», «гражданственность» в тетрадь (Запись терминов на доске.)   Самостоятельная работа с учебником и тетрадью, нахождение определений терминов, запись их в тетрадь ( патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность).

3.Выявление места и причин затруднений

 

 

Достаточно ли одной любви к своему Отечеству, чтобы называться патриотом? Кого бы вы назвали патриотом России и почему? Каждый ли человек может посвятить свою жизнь служению Отчизне? Что необходимо человеку для преданного служения своей Родине? Почему возникло затруднение? Дискуссия: постановка проблемных вопросов, поиск ответов на них. Ученики дают разные ответы.   Возникает спорная (затруднительная) ситуация на уроке. - Не хватает знаний, много разных ответов.

4.   Построение проекта выхода из затруднения.

 

Что нам необходимо узнать?   Какие качества необходимы человеку для преданного служения своей Родине?  (проблемный вопрос урока записывается на доске) Как построим работу? Верно, работаем в группах. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? А если у нас нет необходимого источника информации? Обратимся к материалу учебника (ч астично-поисковый метод обучения.)     Деление учащихся на 4 группы по желанию. Задания: - дать формулировку понятия; -попытаться самим это сделать, опираясь на информацию учебника, на свои знания или на свой жизненный опыт. Работа с учебниками, поиск нужной информации  
       

 

 

 

  

 

V. Типы этнической идентичности

(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника.Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия. 

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

  Я – человек, который…   Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. считает, что межнациональные браки разрушают народ          
3. часто ощущает превосходство людей другой национальности          
4. считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения          
6. предпочитает образ жизни только своего народа          
7. обычно не скрывает своей национальности          
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности          
9. часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную          
12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими          
13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации          
15. трудно уживается с людьми своей национальности          
16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей          
17. безразлично относится к своей национальной принадлежности          
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия          
20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов          
21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами          
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории          
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре          
26. считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур          
27. не уважает свой народ          
28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу          
29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам          
30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов          

Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.017 с.)