Профилактика экстремизма и терроризма в подростково – молодежной среде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика экстремизма и терроризма в подростково – молодежной среде



II.  Примерная программа «Общие основы противодействия терроризму»

                                     

                                   Пояснительная записка

Для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом.

Курс "Общие основы противодействия терроризму" предназначен для школьников 10-11 классов. Целью курса является формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда теоретических, практических и воспитательных задач.

К теоретическим задачам относятся:

- формирование коммуникативной, информационной компетентности учащихся, уважительного отношения к культурным ценностям народов России;

-  формирование представлений о существующих и возможных угрозах национальной безопасности России;

- формирование представления  о конституционных правах и обязанностей граждан, правовых основах  обеспечения безопасности России (социально-правовая компетентность);

- формирование представления о нормативно-правовой базе противодействия терроризму (социально-правовая компетентность).

К практическим  задачам  курса можно отнести:

- умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире (информационная компетентность);

- повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности (социально-психологическая компетентность).

 

Воспитательные задачи связаны с формированием социально-личностных компетенций, гражданской идентичности и социальной активности учащихся, адекватного восприятия существующей в обществе   мультикультурности, готовности к взаимодействию в поликультурной и инокультурной среде.

 При организации учебного процесса предполагается задействовать   интерактивные формы и методы обучения: коммуникативно-диалоговые (дискуссия), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (урок-исследование, разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и инфокаммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции). Итоговая форма контроля – конференция (круглый стол).

                                    

 

                                         Тематический план

 

№ п/п            Темы курса Всего Лекционные занятия Практические занятия
1. Цели, задачи и основные понятия курса "Общие основы противодействия терроризму". Обзор информационных ресурсов по проблематике курса 2     2  
2. Терроризм как глобальная проблема современности 2      2  
3. Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России 4      2      2
4. Основы антитеррористической политики российского государства 2     2  
5. Роль информационной среды в противодействии терроризму 4     2      2
6. Безопасность личности в условиях террористической угрозы 6     2     4
7. Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму 4     2     2
  Итого: 24   14     10

 

 

                                            Содержание курса

 

1. Цели, задачи и основные понятия курса "Общие основы противодействия терроризму". Обзор информационных ресурсов по проблематике курса

Курс "Общие основы противодействия терроризму", его основное содержание, цели и задачи. Основные понятия курса.

 Обзор информационных ресурсов по проблематике курса. Печатные ресурсы: 1) нормативные документы; 2) монографии, статьи, публицистика. Электронные ресурсы: основные Интернет-ресурсы по проблематике курса, их типология, направленность и практическая значимость.

  2. Терроризм как глобальная проблема современности

  Терроризм как особый тип войны в XXI веке. Причины возникновения терроризма: политические, социально-экономические, духовные. Виды терроризма: революционный, политический, националистический, религиозный, информационный. Цели террористической деятельности. Последствия террористической деятельности.

  Особенности современного терроризма. Глобализация террористических угроз. Современные террористические организации, их идеология, источники финансирования.

3. Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России

Экстремизм как угроза национальной безопасности и целостности Российской Федерации. Виды экстремизма: националистический, политический, религиозный, экологический, экономический. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.

Политические, экономические, социальные, культурно-цивилизационные и идеологические причины возрастания террористических угроз.

   Северный Кавказ как сфера интересов международного терроризма. Террористическое подполье на Северном Кавказе и его идеология.

4. Основы антитеррористической политики российского государства

Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии. Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с терроризмом в России.

Органы государства, осуществляющие противодействие терроризму, их компетенции, задачи и функции. Национальный антитеррористический комитет. Роль гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.

Государственная идеология противодействия терроризму. Формы и методы противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, создание антитеррористической идеологии.

5. Роль информационной среды в противодействии терроризму

   Глобальная информационная среда и ее роль в противодействии терроризму. Новые информационные технологии в противодействии терроризму. Роль средств массовой информации в формировании негативного образа террориста и негативного отношения общества к феномену терроризма. Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму, их воздействие на общественное мнение.

6. Безопасность личности в условиях террористической угрозы

Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера.     Культура безопасности жизнедеятельности. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Реагирование на террористические атаки с применением химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Способы противостояния стрессовым факторам.

7. Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму

Межнациональное общение и культура межнационального общения. Межнациональные отношения в современной России: проблемы и перспективы.

Культура межнационального общения как условие обеспечения межэтнического согласия и диалога в Российской Федерации. Формирование культуры межнационального общения в молодежной среде как фактор выработки антиэкстремистских и антитеррористических установок сознания и поведения.

             III. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рекомендации по достижению учащимися результатов раздела «Выпускник получит возможность научиться» примерной основной образовательной программы основного общего образования.

 

                 Результат         Проблемы достижения
Выпускник получит возможность научиться: - анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; - предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; - характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности гражданина РФ, защищающих права ребенка; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; - классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; - использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; - усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.   - недостаточный уровень применения теоретических знаний для безопасного поведения и организации жизнедеятельности на практике и в реальной жизни; - недостаточная мотивация к обучению, низкий уровень понимания практической значимости изучения отдельных тем и предмета в целом; - затруднения в оценке потенциально опасных бытовых и других жизненных ситуаций, неумение оценивать степень опасности и определять свое поведение и поступки в конкретной ситуации; - неумение пользоваться алгоритмом безопасного поведения с учетом своих возможностей; - низкий уровень внимания к своему здоровью и здоровью окружающих, нежелание применять изученные знания по здоровому образу жизни на практике; - неумение выявлять влияние и роль человеческого фактора в опасных ситуациях;  - неумение прогнозировать, анализировать, находить причинно-следственные связи;  - несформированность навыков профессионального амоопределения; - недостаточная материальная база для организации практических занятий по предмету.

 

 

                                      Пути решения проблем:

1. Практиковать применение интерактивных методов обучения.

2. Активно применять современные образовательные технологии

(критического мышления, проблемного обучения и т. п.).

 3.При отборе содержания урока по ОБЖ необходимо подбирать учебный материал, способный вызвать интерес у учащихся и обеспечить дальнейшую мотивацию к восприятию учебной информации.

4. В процессе формирования новых знаний у учащихся следует активно использовать региональный компонент – информацию краеведческого характера, приводить понятные, известные учащимися сведения, примеры.

5. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность учащихся по работе с различными источниками информации (содержание курса и методические указания позволяет учителю использовать в этих целях дополнительную литературу, словари, справочники, различный раздаточный материал).
6. Необходимо знакомить обучающихся с нормативно-рекомендательными документами, которые дают четкое представление о действиях,  применяемых для оказания первой помощи пострадавшим, о правах и обязанностях лиц, оказывающих помощь.

7. Необходимо обучить учащихся умению мобилизовать  свои силы и умения для принятия правильных оперативных решений в неблагоприятной ситуации.

8. В целях обеспечения эффективности учебного процесса следует активно использовать на занятиях ИКТ, создавать собственный архив  электронных учебных материалов.

9. Важно обновлять, пополнять материальную базу кабинета ОБЖ необходимым учебным оборудованием для отработки у учащихся практических навыков деятельности в различных ситуациях.

11. Особое внимание следует уделить ознакомлению учащихся с мерами, действиями по профилактике и предотвращению террористической угрозы,   опасной ситуации,.

                                 

 

План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)

Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

Цели урока:

Познавательные:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

- способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

Воспитательные:

- способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

- формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

- способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

- определить причины и цели экстремизма и терроризма;

- осуществить поиск путей решения данной проблемы;

- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта.

Оборудование урока:

компьютер и мультимедийный проектор;

тексты  ФЗ РФ «О противодействии терроризму», Уголовный  кодекс РФ;

рабочие тетради;

Основные понятия и термины:

глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.

Форма организации учебного процесса: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока

Организационный момент.

Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

Актуализация представлений учащихся о проблеме.

Обобщение и систематизация опорных знаний.

Изучение новой темы урока.

Формирование основных понятий.

Групповая работа с текстом документов.

Презентация проектов учащихся.

Подведение итогов.

 

План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

О террористических актах мы узнаем из средств массовой информации. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

В последние десятилетия и российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер. Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

1 этап. В тетрадях фиксируются причины, по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания отводится до 5 мин.

2 этап. На этом этапе все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске.

3 этап. Выстраивание иерархии причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).

Подведение итогов работы учителем: важность профилактики экстремистских настроений в молодежной среде в связи с тем, что именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям.

Формирование основных понятий.

Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.

Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций: - да, согласен; согласен, но с оговорками; не согласен; не знаю, не определился.

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

Групповая работа с текстом документов

На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назвать преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

  По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

   По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

  Разработка и защита проектов

  На втором уроке каждой группе предлагается разработка проектов «Профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде». Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

  Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочник «Основные молодежные субкультуры страны».

  Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

  Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

  Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

Материалы для разработки проектов: интернет ресурсы, раздаточный дидактический материал по рубрикам:

- причины  развития экстремизма среди молодежи;

- молодежная субкультура;

- Профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде.

План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

Средства массовой информации создают бесконечный поток информации. В этом потоке присутствует и информация об экстремальных событиях, террористических акциях, проявлениях экстремизма подаваемая в самых разных формах и видах. Потребители СМИ полагаются на них, как на источники наиболее актуальной и точной информации.

Происходящие сегодня изменения в обществе, разрыв ранее устойчивых связей, ломка сложившихся представлений вызывают ощущение неустойчивости окружающего мира. У человека появляется чувство дезориентации в социальной ситуации и ощущение неопределенности своего места в ней. Средства массовой информации в большинстве своем также не дают возможности сориентироваться в окружающей обстановке, так как заняты борьбой за аудиторию, используя для этого сенсационность и другие приемы привлечения внимания, различные методы манипулятивного воздействия на психику. Именно средства массовой информации влияют на массовое сознание, формируют стереотипы и установки населения.

Попытаемся раскрыть роль СМИ в пропаганде экстремизма и терроризма и постараемся разобраться в том, как СМИ могут сегодня решать проблему формирования антиэкстремистских установок у молодежи.

Мозговой штурм:

Какую роль, с вашей точки зрения, выполняют современные СМИ в распространении идеологии экстремизма и терроризма среди молодых людей?

1 этап. Учащиеся в парах обсуждают данную проблему, затем вырабатывают совместный список ответов на поставленный вопрос. На выполнение данного задания дается 5 -7 мин.

2этап работы заключается в том, что все варианты ответов, которые выделили учащиеся, записываются на доске.

3 этап представляет совместную работу по составлению схемы «Роль СМИ в формировании идеологии современной молодежи».

Подведение итога.

Групповая дискуссия

Класс путем жеребьевки делится на 2 группы. Учащиеся распределяют роли (ведущий, докладчик, хронометрист, стенографист, лаборанты и др.)

Задание группам

Существуют разные средства воздействия на человека, почему мы обращаемся сегодня именно к СМИ? Какие возможности и опасности таят в себе современные СМИ?

 

 

1 этап.

Первая группа анализирует возможности и имеющиеся средства, направленные на формирование у населения определенного мнения и установок.

Вторая группа рассматривает данную проблему с точки зрения опасности, которые могут нести СМИ и тех ее воздействий на психику человека, которые снижают психологическую безопасность личности.

2 этап. Проведение дискуссии

Первая группа выдвигает свой тезис, вторая группа должна привести аргументы, опровергающие выдвинутый постулат или снижающий его значение и так поочередно каждый тезис.

В завершение дискуссии учащиеся совместно с учителем приходят к пониманию о возможностях и опасностях современных СМИ.

 

 

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

  Я – человек, который…   Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. считает, что межнациональные браки разрушают народ          
3. часто ощущает превосходство людей другой национальности          
4. считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения          
6. предпочитает образ жизни только своего народа          
7. обычно не скрывает своей национальности          
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности          
9. часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную          
12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими          
13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации          
15. трудно уживается с людьми своей национальности          
16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей          
17. безразлично относится к своей национальной принадлежности          
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия          
20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов          
21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами          
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории          
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре          
26. считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур          
27. не уважает свой народ          
28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу          
29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам          
30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов          

Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

 

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ПОДРОСТКОВО – МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций  Республики Дагестан

 

                                            Махачкала 2018

 

Руководитель проекта: и.о. ректора Дагестанского института развития образования -  Джамалудинов Г.М.

 

Составители рекомендаций:

- зав. кафедрой социогуманитарного образования ДИРО - Пашаев К.И.;

 

  Данные рекомендации разработаны ДИРО для оказания методической помощи педагогам образовательных организаций при проведении профилактической работы с учащимися по противодействию экстремизму и терроризму в рамках реализации  Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы.

 

 

                                               Введение

 

   Деятельность педагогов по профилактике экстремизма, как и любая другая профилактическая работа в образовательной организации, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого необходимо проводить  социологические исследования, практиковать  различные способы опроса участников образовательного процесса с целью выявления существующих проблем и причин,  способствовавших их возникновению.

На следующем  этапе организации профилактической работы необходимо наметить перспективный план проведения различных мероприятий, организации взаимодействия педагогов школы с учащимися и родителями. 

Реализация программ профилактики экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения, а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых особенностей.

В то же время соотношение воспитательных элементов в программах профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся, очевидно, должно различаться. С обретением знаний и опыта значение самостоятельной работы с информацией, личного участия в различных социальных, культурно-просветительских, правоохранительных программах должно возрастать. Для разработки и оценки эффективности профилактических программ необходима совместная работа социальных педагогов, психологов и социологов, учителей-предметников.

Наиболее распространенные формы организации работы по профилактике экстремизма в образовательных организациях:

- разработка содержания специальных курсов, а также учебных модулей рабочих программ различных учебных дисциплин;

- проведение в образовательной организации смотра-конкурса программ и методических разработок по профилактике противоправного поведения детей и подростков;

- проведение недели правовых знаний;

- разработка памятки для родителей учащихся с комментариями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;

- создание в образовательных организациях различных органов ученического самоуправления;

- формирование первичных структур общероссийских и региональных общественных движений военно – патриотической и правоохранительной направленности.

  Деятельность образовательной организации по профилактике экстремизма и терроризма должна быть организована с учетом специфики контингента учащихся, родителей, профессиональной компетенции педагогов.

1)     Учащиеся:

- общая воспитательная педагогическая работа с учащимися;

- работа с учащимися «группы риска»;

- работа с учащимися, совершившими противоправные действия.

2)     Педагоги:

- подготовка учителей к ведению профилактической работы;

- организационно – методическая деятельность администрации ОО.

3) Работа с родителями:

- информирование и консультирование родителей по данной проблеме;

- индивидуальная работа с семьями.

Добиваясь обеспечения эффективности профилактических мероприятий педагогам необходимо учитывать две группы факторов.

1. Внешние факторы: состояние межгруппового, и межнационального взаимодействия, возникновения и разрешения социальных конфликтов, криминальная обстановка среды в которой взаимодействуют воспитанники и воспитатели;

2. Внутренние факторы: этнический состав, психологическое состояние, уровень развития учащихся, профиль учебного заведения и т. п.

  Педагогическое воздействие  на учащихся должно быть направлено на профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации учащихся, граждан по разным критериям, другие направления воспитательной работы, ориентирующие учащихся на выбор правомерного варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей.

 

Рекомендации по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях:

1.Информирование детей и родителей о деятельности экстремистских

организаций с привлечением компетентных специалистов.

2.Привлечение учащихся к участию во внеурочных, общешкольных мероприятиях различной направленности.

3.Активизация деятельности по профессиональной ориентации  выпускников общеобразовательных школ, организация встреч учащихся с

успешными профессионалами.

4.Привлечение учащихся к эмоционально – насыщенной и содержательной социальной деятельности (к  участию в различных акциях  социальной  помощи и поддержки нуждающихся, волонтерской деятельности).

5.Системное наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся со стороны педагогов, психологов, администрации образовательной организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.122 с.)