Для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения



ПЛАНТАЦИОННЫЕ И ЛАНДШАФТНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПЛАНТАЦИОННОГО ЛЕСОВОДСТВА

 

Учебно-методическое пособие

Для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

Направленность программы (профиль) – Лесное дело

Уровень бакалавриата при выполнении лабораторных работ

 

Нижний Новгород - 2016


УДК 630.232

 

 

Плантационные и ландшафтные культуры.Исследование организационных вопросов и технологических аспектов создания объектов плантационного лесоводства: Учебно-методическое пособиедля контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное делонаправленность программы (профиль) – Лесное дело – уровень бакалавриата при выполнении лабораторных работ [Электронный ресурс] / В.П. Бессчетнов, Н.Н. Бессчетнова, Е.И. Захарова, А.Б. Захаров. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. –2016. – 65 с.

 

Составители: В.П. Бессчетнов, д.б.н., профессор кафедры лесных культур; Н.Н. Бессчетнова к.с-х н., доцент кафедры лесных культур; Е.И. Захарова к.б.н, доцент кафедры лесных культур, А.Б. Захаров к.б.н, доцент кафедры лесных культур

 

Изложена методика выполнения лабораторных работ по основным направлениям плантационного лесовыращивания и создания ландшафтных культур. В пособии обсуждаются принципы проектирования и создания целевых промышленных плантаций, плантационных и ландшафтных лесных культур, представлены образцы и примеры составления технологических и организационных схем организации объектов плантационного лесоводства, рассматриваются вопросы выбора и обоснования ассортимента плантационных насаждений, особенности применения удобрений и химических средств защиты растений в искусственных насаждениях подобного типа. Настоящее учебно-методическое пособие служит для методического обеспечения проведения цикла лабораторных работ по дисциплине «Плантационные и ландшафтные культуры» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки бакалавров по направлениюподготовки 35.03.01 – Лесное дело, уровень бакалавриата. Учебно-методическое пособие адресовано обучающимся бакалаврам очной и заочной форм обучения по данному направлению, будут также интересны всем, кто связан с плантационным лесоводством, плодоводством и декоративным древоводством.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол№ 10 от «22» _июля_ 2016 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «22» _июля_ 2016 г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: заведующий кафедрой «Лесоводство и лесозащита» Нижегородской ГСХА, к. с-х.н., доцент Мариничев Е.А.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером _____________ _ 35.03.01/2016/МК/Б1.В.13 _ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 18.07.2016 г.

                                     личная подпись  расшифровка подписи   дата

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2016 г.

Содержание

  стр.
Методическая справка 4
Введение 9
Лабораторная работа № 1. Обоснование выбора направления плантационного выращивания на предприятиях лесного хозяйства 11
Лабораторная работа № 2. Обоснование выбора ассортимента древесно-кустарниковых видов для выращивания на плантациях 15
Лабораторная работа № 3. Расчет площади плантационных культур и организация территории плантации 21
Лабораторная работа № 4. Выбор места для создания плантации. Обработка почвы под плантационные культуры 30
Лабораторная работа № 5. Изучение технологии создания плантационных культур и выращивания посадочного материала   35
Лабораторная работа № 6. Интенсивные технологии в плантационном хозяйстве. Уходы за почвой 39
Лабораторная работа № 7. Интенсивные технологии в плантационном хозяйстве. Уходы за кроной 53
Лабораторная работа № 8. Исследование технологии заготовки сырья 57
Вопросы для выполнения контрольной работы   60
Список рекомендуемой литературы   61

 


Методическая справка

 

Настоящие учебно-методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 –Лесное дело и рабочей программой дисциплины «Плантационные и ландшафтные культуры» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.03.01– Лесное дело (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 1082. Пособие служит для методического обеспечения самостоятельной работы студентов при освоении ими дисциплины«Плантационные и ландшафтные культуры».

В соответствии с учебным планом (ОПОП) по направлению подготовки 35.03.01 - Лесное дело дисциплина «Плантационные и ландшафтные культуры» входит в состав дисциплин вариативнойчасти в составе ОПОП. Дисциплина предназначена для её освоения обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с уровнем квалификации выпускника – бакалавр.

Целью освоения дисциплины является формирование у бакалавров системы знаний и навыков в области совершенствования качества плантационных и ландшафтных культур в Российской Федерации.

Задачи дисциплины состоят в ознакомлении студентов с теоретическими основами и практикой плантационного лесоводства на основе отечественного и мирового опыта.

Требования к предварительной подготовке обучающегося.

Пороговый (входной) уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемых для формирования компетенций данной дисциплины при освоении программы бакалавриата, соответствует требованиям к результатам освоения среднего уровня освоения профессиональной компетенции ПК-6; среднего уровня освоения профессиональной компетенции ПК-7.

Для того, чтобы формирование компетенций, предусмотренных дисциплиной Б1.В.13 «Плантационные и ландшафтные культуры» было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы бакалавриата по направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело» должен:

ЗНАТЬ основные нормативные документы в области лесного и лесопаркового хозяйства; содержание нормативных документов, определяющих требования при проектировании и создании объектов плантационного лесоводства; требования нормативных документов, определяющих правила при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; основные компоненты лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; взаимосвязь основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; предмет и объекты почвоведения, понятие о плодородии почв и их строении и свойствах; о связи неоднородности почв с биоразнообразием.

УМЕТЬ осуществлять поиск нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства в части плантационного лесоводства; выполнять требования нормативных документов при проектировании объектов плантационного лесоводства; анализировать, обобщать полученные теоретические знания о компонентах лесных и урбоэкосистем, включая целевые промышленные плантации, плантационные и ландшафтные культуры; аргументировать наблюдаемые взаимосвязи основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; определять процессы почвообразования, оценивать плодородие почв; устанавливать связи неоднородности почв с биоразнообразием.

ВЛАДЕТЬ навыком использования основных нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства в части плантационного лесоводства; навыком использования нормативных документов, определяющих требования при проектировании и создании объектов лесного и лесопаркового хозяйства, включая целевые промышленные плантации, плантационные и ландшафтные культуры; полевых методов исследования компонентов лесных и урбоэкосистем, включая целевые промышленные плантации, плантационные и ландшафтные культуры; навыками интерпретации полученных результатов; навыками оценки состояния основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; навыками определения типовой принадлежности почв; навыком описания морфологического строения почв, условий их формирования.

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело дисциплина Б1.В.13 «Плантационные и ландшафтные культуры» относится к вариативной части учебного цикла – Б1.В. Дисциплина Б1.В.13 «Плантационные и ландшафтные культуры»продолжает формирование указанных компетенций.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

ПК-6:    Способность анализировать технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности:

Уровень 2 ЗНАЕТ: технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности;

Уровень 2 УМЕЕТ: Уровень 2 управлять технологическими процессами в лесном и лесопарковом хозяйстве:

Уровень 2 ВЛАДЕЕТ:    навыком разработки технологических процессов в области лесного и лесопаркового.

 

 

ПК-7: Способность осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства

Уровень 2 ЗНАЕТ: методы, средства, приемы технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства

Уровень 2 УМЕЕТ: систематизировать, обобщать, анализировать для оценки качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства

Уровень 2 ВЛАДЕЕТ: навыками систематизировать, обобщать, анализировать для оценки качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 академических часа, из них:

- контактная работа         47.2 часа, в том числе:

- лекции          15 часов;

- лабораторные 30 часов.

 

Самостоятельная работа 24.8 часа.

 

Виды и формы контроля по дисциплине:

- контроль самостоятельной работы;

- зачет.

- форма контроля самостоятельной работы – собеседование (устно).

 

Информационное обеспечение процесса самостоятельной работы.

Для результативного выполнения самостоятельной работы студентам, осваивающим дисциплину Б1.В.13 «Плантационные и ландшафтные культуры» программы подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.04.01 – «Лесное дело», предлагается использовать основную и дополнительную литературу, имеющуюся в библиотеке, а также литературные источники, размещенные в свободном доступе в сети Интернет.

Для повышения эффективности работы обучающихся по освоению курса дисциплины Б1.В.13 «Плантационные и ландшафтные культуры» предусмотрено привлечение ими в установленном порядке информационных ресурсов международной информационно-коммуникативной сети Интернет, официальных сайтов отечественных и зарубежных журналов и т.п. Средством оперативного доступа к указанным информационным ресурсам служат ключевые слова, сформированные в контексте рассматриваемых тем и вопросов. Рекомендуемый перечень ключевых слов представлен ниже. При этом он выступает примерным минимумом из возможных вариантов его организации и может быть расширен обучающимися в соответствии с их потребностями.

Ключевые слова: плантационное лесоводство, промышленные плантации, плантационные культуры, ландшафтные культуры, энегетические плантации, плантации орехоплодных, плантации плодово-ягодных культур, плантации гуттаперченосов, плантации пробконосов, плантации таннидоносов.

 


 

Введение

 

Лесные культуры как формы хозяйственной деятельности включают в себя не только традиционные формы искусственных насаждений, такие как культуры общего назначения, защитные насаждения различного целевого назначения и др., но и объекты, которые относят к лесным культурам специального назначения. В их число входят плантационные лесные культуры, промышленные лесные плантации и ландшафтные культуры. Каждая из этих категорий искусственных насаждений выполняют специфические функции, призванные обеспечивать многообразные запросы общества.

Одним из перспективных направлений ведения лесного хозяйства на современном этапе должно стать коммерческое лесное хозяйство – создание альтернативных источников древесного сырья – плантаций из быстрорастущих и других продуктивных древесных и кустарниковых видов различного целевого назначения. Полученная при этом продукция позволит удовлетворить потребности отраслей экономики и населения в деловой древесине, древесной биомассе для целлюлозно-бумажного и плитного производств, топливном сырье, кормовых и пищевых продуктах и пр. Кроме того, внедрение плантационных технологий, обеспечит снижение эксплуатационной нагрузки на естественные леса.

Плантационное лесовыращивание – это специализированное высокоинтенсивное лесохозяйственное производство, в котором сконцентрированы заготовки специальных сортиментов.

Направленное создание и ускоренное выращивание заданного вида древесного сырья и других лесных продуктов осуществляются на специально закладываемых плантациях, под которые выделяются площади в наиболее производительных лесорастительных условиях.

Плантационное лесовыращивание выгоднопо экономическим и экологическим критериямоценки. Однако реализовать его можно толькопри условии формирования целевых государственных программ, планомерного их выполненияи активного участия частного капитала на этапах внедрения наукоемких разработок и опытного производства.

Одно из направлений сохранения городских лесов, усиления их пейзажной выразительности – формирование устойчивых искусственных насаждений (лесные, ландшафтные культуры) как на непокрытых лесом землях, таки под пологом леса, преобразование лесных ландшафтов с целью повышения их рекреационной емкости.

Выполнение студентами лабораторных работ является одной из форм усвоения и закрепления теоретических знаний, формирования научного мышления и приобретения практических навыков по дисциплине «Плантационные и ландшафтные культуры».

В представленном методическом указании даются рекомендации по выполнению лабораторных работ студентами по дисциплине.

Освоение дисциплины, включая настоящий лабораторный практикум, позволяет студентам сформировать следующие профессиональные компетенции:

ПК-6 – способность анализировать технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности;

ПК-7 – способность осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства

 


Лабораторная работа № 1

ТЕМА: Обоснование выбора направления плантационного выращивания на предприятиях лесного хозяйства

Рассматриваемые вопросы:

1. Исследование потенциальных экономически эффективных направлений плантационного выращивания на предприятиях лесного хозяйства

2. Разработка заключения по результатам исследования – определение формы ведения плантационного хозяйства на предприятии

 

1. Исследование потенциальных экономически эффективных направлений плантационного выращивания в районе создания плантации

Одной из основных задач плантационного хозяйства является получение максимального количества выращиваемого сырья в минимальные сроки.

Исследование направлений плантационного выращивания определяется многообразием получаемого на них сырья. Принципиально целевые промышленные плантации и плантационные культуры древесных и кустарниковых видов могут создаваться для удовлетворения самых разнообразных потребностей: производство деловой и топливной древесины, получение продуктов подсочки деревьев, дубильного или танидного сырья, пробки, сырья для пищевой и медицинской промышленности и пр.

Можно выделить ряд направлений плантационного хозяйства на основании получаемой продукции:

1. Целевые плантации, для получение древесины в виде определённых сортиментов. Сортимент – это лесоматериал установленного назначения. Различают сортименты дровяного леса и делового леса. Сортиментами дровяного леса являются: дрова, хворост и хмыз. Сортиментами делового леса являются бревна всевозможных размеров, кряжи, жерди и колья. Для создания таких плантаций используют сосны, лиственницы, ели, орехи рода Juglans, дуб, тополя и другие древесные виды.

2. Лесные плантации, для получения пищевого сырья. Целевые плантации способны обеспечивать пищевую промышленность следующими видами продукции:

- орехи – получают на плантациях таких орехоносных культур, как фундук, фисташка, миндаль, грецкий орех, сосна кедровая сибирская и др.;

- фрукты и ягоды, получаемые на плантациях плодовых и ягодных культур (слива, вишня, айва, яблоня, абрикос, клюква, голубика и пр.).

3. Лесные плантации для получения гуттаперчи. Гуттаперча – это кожеподобный продукт белого или желтоватого цвета. Применяется как изолирующий материал во многих отраслях народного хозяйства. Добывают её из млечного сока гуттаперченосных растений. В России гутту можно получать из бересклетов и эвкомии.

4. Лесные плантации дубителей. К дубителям относятся растения содержание в своих органах танин – химическое вещество, обладающее дубящими свойствами. Дубящее действие танинов основано на их способности образовывать прочные связи с белками, полисахаридами и другими биополимерами. В промышленности танины используются для дубления кожи и меха, приготовлении чернил, протравливания текстильных волокон, для придания различным напиткам терпкого и вяжущего вкуса и как пищевой краситель (E181). Танины содержатся в коре, древесине, листьях, плодах (иногда семенах, корнях, клубнях) многих растений – дуба, каштана, акации, сумаха, скумпии и других.

5. Лесные плантации пробконосов. Пробка – биологическая ткань некоторых растений, состоящая из тесно расположенных омертвевших клеток, лишенных межклетников. Их оболочка пропитана суберином. Клетки пробки воздухо- и водонепроницаемые. Многослойная пробка образует защитный футляр, предохраняющий живые ткани от потери влаги, от резких температурных колебаний и проникновения болезнетворных микроорганизмов. На стволах и сучьях некоторых деревьев (пробковый дуб, бархат амурский) формируется мощный слой пробки, достигающий в толщину нескольких сантиметров. Такую пробку широко используют для различных целей.

6. Плантации ив для получения поделочного прута.

7. Лесные плантации «новогодних елей».

8. Энергетические плантации – выращивание древесного сырья с целью получения при его химической переработке газа, жидкого топлива. Для создания энергетических плантаций применяются наиболее быстрорастущие древесные виды: тополя, береза, ивы и др. Энергетические плантации биомассы предупреждают эрозию почвы, способствуют улучшению состояния окружающей среды. При сжигании биомассы на электростанции в атмосферу выбрасывается столько же СО2, сколько было поглощёно растением во время роста.

Выбор направления плантационного лесовыращивания зависит главным образом от ориентированности экономики района расположения объекта. Так если в районе имеется предприятие целлюлозно-бумажной промышленности целесообразно создавать целевые плантации для получения балансовой древесины из ели и тополя, в зависимости от условий местопроизрастания и технологий на предприятиях ЦБК. При развитой деревоперерабатывающей промышленности, строительной индустрии, мебельном производстве, целевые плантации должны быть ориентированы на получение пиловочника, и в зависимости от потребностей создаваться из сосны, дуба, бука, граба, лиственницы, тополя (при оснащении современными технологиями) и др.

При наличии в районе предприятий кожевенной промышленности рациональным будет создание целевых плантаций дубителей.

Задание 1. Исследовать потенциальные экономически эффективные направлений плантационного выращивания в районе создания плантации (район исследования выдается преподавателем).

Задание 2. Исследовать потенциальные рынки сбыта сырья, производимого плантацией, проанализировать производственные возможности предприятия (наличие производительных сил, технических средств, развитость транспортных путей, источники финансирования и пр.).

 

2. Разработка заключения по результатам исследования – определение формы ведения плантационного хозяйства на предприятии

 

В этой части обозначается роль и потенциал лесных плантаций на современном этапе. Для понимания значительного потенциала плантационного лесного хозяйства как вклада в удовлетворение потребностей общества в лесных товарах и услугах необходимо обозначить основные задачи плантационноговыращивания, вкладлесоводственной наукив данное направление искусственного выращивания лесов,дать разностороннюю оценку целей и практики плантаций. Отразить тот факт, что продуктивность лесных плантаций может быть устойчивой, если выращиваемые породыподобраны по условиям местности и ведется рациональное управление насаждениями. Показать, что в настоящее время выделены два направления, по которым программы лесных плантаций могут развиваться в будущем:

1) крупномасштабные монокультурные плантации с простой структурой, обеспечивающие главным образом производство промышленной древесиной.

2) плантации сложного состава (с широким набором пород), сложных по строению разновозрастных насаждений с разнообразными схемами размещения.

Задание: Дать заключение по результатам исследования, выбрав целевое назначение плантационного выращивания и форму ведения хозяйства.

 


Лабораторная работа № 2

ТЕМА: Обоснование выбора ассортимента древесно-кустарниковых видов для выращивания на плантациях

Рассматриваемые вопросы:

1. Исследование возможных вариантов ассортимента древесно-кустарниковых видов при создании монокультурных плантаций и плантаций сложного состава

2. Изучение древесно-кустарниковых видов выращиваемых на плантациях

 

1. Исследование возможных вариантов ассортимента древесно-кустарниковых видов при создании монокультурных плантаций и плантаций сложного состава

 

Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных древесно-кустарниковых видов – «целевых пород».

Лесные насаждения «целевых пород» - это искусственные насаждения, за счет которых обеспечивается получение сырья с заданными характеристиками.

Главное условие при подборе пород для целевых плантаций – это соответствие экологических условий района расположения плантации биологическим особенностям пород (требовательность к плодородию почвы, степени почвенного увлажнения, категории лесокультурной площади и др.), что обеспечивает максимальную продуктивность.

Например, в условиях Нижегородской области нецелесообразно закладывать плантации ореха грецкого. Не смотря на то, что потребность в данном пищевом продукте в области есть, биологические особенности данного вида не соответствуют имеющимся экологическим условиям. В условиях нашей области лимитирующими факторами для произрастания такой ценной пищевой культуры являются очень низкие зимние температуры, особенно абсолютные минимумы, недостаточная сумма активных температур и другие.

В Саратовской области совершенно исключена возможность создания плантаций ели на балансы. В силу того, что климатические условия данного района относящихся к зоне ковыльных степей, характеризуется низкой атмосферной влажностью и этот фактор является лимитирующим для ведения плантационных культур с участием елей. В таких условиях ель если и может существовать, то в условиях озеленения.

Если лесорастительные условия соответствуют биологическим особенностям нескольких пород, следует исходить из наибольшей продуктивности и устойчивости последних, основываясь на выбранное направление плантационного лесовыращивания.

Высокая производительность культивируемых на плантациях «целевых пород» позволит сократить площадь эксплуатируемых насаждений.При подборе ассортимента для закладки плантационных культур следует определиться – будет вестись хозяйство на монокультуру, или будут создаваться насаждения по типу естественных лесов (насаждения сложного состав).Создание монокультурных плантаций направлено на получение максимального количества сырья с единицы площади. Однако, такие плантации могут привести к негативным экологическим последствиям. В монокультурах биологическое разнообразие ниже, чем в естественных лесах. Это связано с тем, что монокультуры однообразны и экологически менее устойчивы. Например, у хвойных монокультур выше риск гибели в результате действия неблагоприятных факторов среды – промышленного загрязнения, вспышек размножения болезней и вредителей. Монокультуры односторонне используют ресурсы среды. На рисунках 1 – 6 показаны монокультурные плантации разных древесно-кустарниковых видов.

 

Рисунок 1. Плантационные культуры сосны обыкновенной

 

Для повышения экономической, экологической и социальной стабильности предпочтительнее обеспечить разнообразие в составе плантаций. Такое разнообразие может формироваться числом и генетическим составом видов, выращиваемых растений, возрастной и пространственной структурой.

Помимо того, что лесные плантации должны приносить социально-экономические выгоды и способствовать удовлетворению мировых потребностей в лесной продукции, они должны дополнять систему хозяйствования в естественных лесах, способствуя уменьшению нагрузки на них, а также их восстановлению и сохранению. Плантации сложного состава помимо поддержания биологического разнообразия способны обеспечит, при целесообразном подборе ассортимента, народное хозяйство различной продукцией леса. Кроме того, сложные схемы посадки снижают уровень поражения лесов насекомыми и болезнями, повышая устойчивость насаждений и улучшая условия окружающей среды.

Решая вопрос подбора ассортимента для создания плантации, следует отдавать предпочтения аборигенным видам для сохранения биологического разнообразия региона.

 

Рисунок 2. Плантационные культуры ели европейской

 

 

Рисунок 3. Плантационные культуры ивы

 

Интродуценты должны использоваться, только если их показатели значительно превосходят аборигенные виды и должны находиться под тщательным контролем.

 

 

Рисунок 4. Плантационные культуры дуба пробкового

 

Рисунок 5. Плантационные культуры миндаля

Задание:

1. Исследовать возможный ассортимент древесно-кустарниковых видов для создания плантации выбранного направления.

2. На основании анализа потенциальных вариантов ассортимента окончательно определиться с составом плантационных культур. Аргументировано обосновать свой выбор.

Рисунок 6. Плантационные культуры фундука

2. Изучение древесно-кустарниковых видов выращиваемых на плантациях

Для успешного выращивания древесно-кустарниковых растений важным этапом является изучение их биологических, экологических, фенологических особенностей, хозяйственного значения, современного селекционного состояния.

Задание: Реферативно осуществить характеристику растений, выбранных для выращивания на плантации по схеме:

1. Систематическое положение вида.

2. Ареал распространения вида.

3. Экологические особенности вида (отношение к почвенно-климатическим условиям).

4. Способы размножения вида.

5. Хозяйственное значение.

Лабораторная работа № 3

 


Лабораторная работа № 3

ТЕМА: Расчет площади плантационных культур и организация территории плантации

Рассматриваемые вопросы:

1. Обоснование густоты плантационных культур и схем размещения растений на плантации

2. Изучение приемов организации территории плантации. Расчет площади плантации

 

1. Обоснование густоты плантационных культур и схем размещения растений на плантации

 

Одним из наиболее значимых приемов ускоренного лесовыращивания является поддержание режима определенной густоты на протяжении всего времени выращивания и развития древостоя.

Плантационные культуры необходимо выращивать только в оптимальных по густоте условиях с учетом биологических особенностей выращиваемой породы и максимальной механизации работ при эксплуатации плантации.

Первоначальная густота посадки зависит от вида используемого посадочного материала, специализации хозяйства, лесорастительных условий, степени механизации уходов за посадками.

Если при создании плантации используется крупномерный посадочный материал – саженцы, количество растений на единице площади будет меньше, чем при использовании сеянцев.

Светолюбивые и быстрорастущие древесные растения выращивают в более редких посадках, чем теневыносливые и медленнорастущие.

В богатых и влажных эдафотопах культуры должны быть менее густыми, чем в бедных и сухих.

Механизация работ по уходу за культурами требует такого их размещения, чтобы обеспечивалось движение орудий в междурядьях, а если возможно, то и во взаимно перпендикулярном направлении.

Исходя из многолетнего опыта, выращивания древесно-кустарниковых растений и в соответствии со специализацией плантаций рекомендуются следующие первоначальные схемы размещения растений на площади.

Таблица 1

Первоначальные схемы размещения растений на промышленных плантациях и плантационных культурах

Вид плантации Расстояние между рядами растений (а), м Расстояние между растениями в рядах (б), м
Плантации ели на балансы 3,0 – 4,5 0,6 – 0,8
Плантации новогодних елей 1,0 – 2,0 1,0 – 1,5
Плантации ив на балансы 1,5 – 3,0 0,5 – 1,0
Плантации ив на прут 0,5 – 1,0 0,15 – 0,8
Плантации ив на таниды 1,5 – 3,0 1,0 – 1,5
Плантации скумпии 2,0 – 3,0 0,6 – 1,0
Плантации бархата 2,5 – 4,0 0,6 – 1,0
Плантации шиповника 2,5 – 3,5 1,0 – 2,0
Плантации фундука 3,0 – 4,5 1,0 – 2,0
Плантации бересклетов 1,0 – 2,0 0,5 – 0,8
Плантации эвкомии 2,5 – 4 1,0 – 2,5
Плантации клюквы, голубики, черники 0,3 – 0,5 0,3 – 0,5
Плантации сосны и ели на древесину 3,0 – 4,5 0,6 – 0,8

 

Более густая первоначальная посадка, по сравнению с окончательной, имеет практическое значение в первые два-три года. Чем гуще посадка, тем скорее растения смыкают полог, затеняя почву и прекращая развитие сорняков.

Число посадочных мест (густоты) на 1 га для плантационных культур, рассчитывается по формуле:

, где

N – число посадочных мест на 1 га, тыс. шт.,

а – расстояние между рядами, м,

b – шаг посадки, м.

 

С увеличением возраста культур в них начинается процесс внутривидовой конкуренции, вызванный уменьшением площади питания, приходящейся на каждое растение, а это отрицательно сказывается на их росте и развитии. Снятие процесса внутривидовой конкуренции осуществляется проведением своевременных разреживаний густых культур, что способствует энергичному росту оставленных растений. При этом оставляют лучшие по генотипу и фенотипу экземпляры, удаляя растения с худшей наследственной основой.

При проектировании плантационных культур, можно ориентироваться на следующие показатели окончательной густоты.

Таблица 2

Размещение растений на плантациях, вступивших в эксплуатационную спелость

Вид плантации Окончательное число посадочных мест на 1 га, шт.
Плантации ели на балансы  
Плантации новогодних елей  
Плантации ив на балансы 1500 – 3000
Плантации ив на прут 50000 – 10000
Плантации ив на таниды  
Плантации скумпии не более 5000
Плантации бархата не более 1200
Плантации дуба пробкового 200 – 250
Плантации шиповника до 2500
Плантации фундука 200 – 300
Плантации орехов рода JuglansL. 200 – 250
Плантации бересклетов  
Плантации эвкомии  
Плантации клюквы, голубики, черники  

 

В соответствии с данными о первоначальной и окончательной густоте плантационных культур, необходимо запроектировать систему мероприятий по изреживанию культур. При этом нужно определить количество изреживаний и промежутки времени между каждым этапом изреживания.

Задание:

1. Изучить потенциальные способы размещения растений на плантации выбранного типа. Выбрать наиболее оптимальную схему размещения.

2. На основании анализа выбранных схем размещения рассчитать первоначальную густоту культур.

3. Определить окончательную густоту плантационных культур. Обосновать режим изреживания культур.

 

2. Изучение приемов организации территории плантации. Расчет площади плантации

 

Для реализации принципов устойчивости управления лесами (переход на постоянные лесосырьевые базы) необходимо обеспечение непрерывности производства продукции плантационного хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.177 с.)