Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типовой комплект учебного оборудования «Устройства генерирования и формирования сигналов»Стр 1 из 9Следующая ⇒
Типовой комплект учебного оборудования «Устройства генерирования и формирования сигналов» Методические рекомендации по выполнению лабораторных 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНОГО ГЕНЕРАТОРА С ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ СХЕМАМИ ВЫХОДА» 3 2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 «АМПЛИТУДНАЯ МОДУЛЯЦИЯ В ГЕНЕРАТОРЕ С ВНЕШНИМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДУЛЯТОРА С БАЗОВОЙ И КОЛЛЕКТОРНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ» 6 3 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «ИССЛЕДОВАНИЕ LC АВТОГЕНЕРАТОРА (АГ) ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ» 14 4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА КОЛПИТЦА (ЕМКОСТНАЯ ТРЕХТОЧКА).ТРЁХТОЧЕЧНАЯ ЁМКОСТНАЯ СХЕМА LC -ГЕНЕРАТОРА НА БИПОЛЯРНОМ ТРАНЗИСТОРЕ В СХЕМЕ С ОБЩЕЙ БАЗОЙ» 19 5 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5«ИССЛЕДОВАНИЕ АГ С КВАРЦЕВОЙ СТАБИЛИЗАЦИЕЙ ЧАСТОТЫ» 22 6 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 «ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ИМПУЛЬСНОГО МОДУЛЯТОРА С ЧАСТИЧНЫМ И ПОЛНЫМ РАЗРЯДОМ НАКОПИТЕЛЯ» 25
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНОГО ГЕНЕРАТОРА С ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ СХЕМАМИ ВЫХОДА» Цель работы 1. Освоение методики расчета и настройки по приборам генератора с простой и сложной схемами выхода. 2. Исследование нагрузочных характеристик генератора с внешним возбуждением. 3. Исследование влияния расстройки коллекторного контура на режим работы генератора. 4. Исследование зависимости режима работы генератора со сложной схемой выхода от величины связи между контурами. В работе используются следующие модули и оборудование: 1. Модуль «Усилитель радиочастоты». 2. Цифровой осциллограф АКИП 4115/1А 3.Модуль «Однофазный источник питания». 4. Генератор сигналов АКИП-3409/1 Порядок выполнения работы 1. Изучить теоретический материал по теме, продумать и уяснить порядок выполнения задания, изобразить ожидаемые графики. 2. Изучить конструкцию установки, расположение приборов, органов включения и регулировки. 3. Собрать схему на рисунке 1 (простую схему выхода). Сборка схемы заключается в соединении генератора и осциллографа со стендом. Перевести переключатель – S4 в нижнее положение; S3, S5, S6 - в правое; S2 – в левое; S1,S7 – в верхнее. 4. Представить схему для проверки преподавателю.
5. Включить тумблеры «Сеть» используемых модулей. 6. На генераторе сигналов установить питание модуля и напряжение возбуждения и в дальнейшем поддерживать их постоянными. Umб = 0.8 В, ƒ = 90... 100 кГц, где Umб – напряжение возбуждения 7.Напряжение смещения Еб транзистора следует установить таким, чтобы на осциллограмме напряжения коллектора транзистора (кт4) наблюдался небольшой провал в вершине косинусоидального импульса. При этом угол отсечки должен быть около 120°. В дальнейшем Еб поддерживается постоянным. Этого можно добиться отключив колебательный контур (S3 – в левое положение), и переведя (S2 – в правое положение). Объяснить принятие таких решений (для чего мы перевели переключатели именно в такие положения). Объяснить почему сигнал получается перевернутым на выходе. 8. Возвращаем переключатели (S2, S3) в исходное состояние. Частоту напряжения возбуждения следует выставить точнее, установить такое значение частоты, чтобы наблюдался максимум показаний осциллографа в кт4, Uвых1. Изменяя значение С4 определять изменение частоты резонанса контура, произвести измерения при С и С’, значения занести в таблицу 1. Форму и амплитуду выходного напряжения наблюдаем с помощью осциллографа. Снять зависимость выходного напряжения в относительных единицах от коэффициента включения контура Uвых1 = f(p). Построить график этой зависимости. Объяснить причины влияния значения С4 на резонанс контура LC.
Таблица 1
9. Объяснить причины спада выходного напряжения справа и слева от максимального (при изменении частоты). Можно воспользоваться осциллограммами напряжения коллектора для разных значений р. 10. Поставить S7 в нижнее положение - сложная схема. Поставить С4 в положение 3, что соответствует максимальной связи между контурами. Подстроить индуктивность так, чтобы получить максимальное выходное напряжение сигнала на Uвых2 11. Изменяя связь между контурами с помощью С4, записать показания Uвых1 и Uвых2 (таблица 2). Построить графики зависимости Uвых1 и Uвых2 от значения Ссв.
Таблица 2
12. Зарисовать форму выходного напряжения (Uвых1 и Uвых2) по осциллограмме (при включенном и выключенном колебательном контуре). Сравнить осциллограммы для простой и сложной схем. Сделать выводы относительно фильтрации высших гармоник и выходной мощности.
Задание 1 Исследование схемы с базовой модуляцией.
Рисунок 4 – Схема исследования модуляции при воздействии на базу транзистора
Порядок выполнения работы 1. Изучить техническое описание стенда и техническое руководство по использованию приборов. 2. Убедиться, что все выключатели модулей стенда находятся в положении «ВЫКЛ» (положение выключателя питания «0»; 3. По указанию преподавателя, выбрать модули стенда для выполнения текущего задания. Расставить их на лабораторной стойке так, чтобы было удобно проводить эксперимент. Подготовить соединительные провода (перемычки), входящие в комплект поставки стенда. 4. Подключить защитное заземление . 5. Подключить модули стенда к сети ~220В 50Гц. 6. Соединить модули стенда согласно схеме соединений. 7. Провести эксперимент. 8. Отключить модули от сети ~220В 50Гц. 9. Составить отчет по лабораторной работе. Задание 2 Исследование модулятора с коллекторной модуляцией.
Рисунок 5 – Схема модуляции при коллекторном воздействии
Порядок выполнения работы 1. Изучить техническое описание стенда и техническое руководство по использованию генератора и осциллографа 2. Убедиться, что все выключатели модулей стенда находятся в положении «ВЫКЛ» (положение выключателя питания «0»; 3. По указанию преподавателя, выбрать модули стенда для выполнения текущего задания. Расставить их на лабораторной стойке так, чтобы было удобно проводить эксперимент. Подготовить соединительные провода (перемычки), входящие в комплект поставки стенда. Подготовьте к работе компьютер с установленным ПО USB –генератора и осциллографа 4. Подключить защитное заземление . 5. Подключить модули стенда к сети ~220В 50Гц. 6. Соединить модули стенда согласно схеме соединений. 7. Провести эксперимент. 8. Отключить модули от сети ~220В 50Гц. 9. Составить отчет по лабораторной работе. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «ИССЛЕДОВАНИЕ LC АВТОГЕНЕРАТОРА (АГ) ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ» Цель работы: изучение принципов работы и исследование характеристик автогенераторов синусоидальных колебаний. Мягкий режим Если рабочая точка находится на участке характеристики i K () с наибольшей крутизной, то режим самовозбуждения называется мягким. Проследим за изменениями амплитуды тока первой гармоники в зависимости от величины коэффициента обратной связи К ОС. Изменение К ОС приводит к изменению угла наклона a прямой обратной связи (рисунок 2)
а) б) Рисунок 2- Мягкий режим самовозбуждения
При К ОС = К ОС1 состояние покоя устойчиво и генератор не возбуждается, амплитуда колебаний равна нулю (рисунок 2 б). Величина К ОС = К ОС2 = К КР является граничной (критической) между устойчивостью и неустойчивостью состояния покоя. При К ОС = К ОС3 > К КР состояние покоя неустойчиво, генератор возбудится, и величина Im 1 установится соответствующей точке А. При увеличении К ОС величина первой гармоники выходного тока будет плавно расти и при К ОС = К ОС4 установится в точке Б. При уменьшении К ОС амплитуда колебаний будет уменьшаться по той же кривой и колебания сорвутся при коэффициенте обратной связи К ОС = К ОС2 < К КР.
В качестве выводов можно отметить следующие особенности мягкого режима самовозбуждения: - для возбуждения не требуется большой величины коэффициента обратной связи К ОС; - возбуждение и срыв колебаний происходят при одном и том же значении коэффициента обратной связи К КР; - возможна плавная регулировка амплитуды стационарных колебаний путем изменения величины коэффициента обратной связи К ОС; - как недостаток следует отметить большое значение постоянной составляющей коллекторного тока, что приводит к малому значению КПД. Жесткий режим Если рабочая точка находится на участке характеристики i K = f (u БЭ) с малой крутизной S < SMAX, то режим самовозбуждения называется жестким. Проведем анализ режима (аналогично мягкому режиму самовозбуждения) по колебательной характеристике автогенератора Im 1 = f (Um БЭ) и характеристике Im 1 = f (К ОС), представленных на рисунках 2 а) и б) соответственно.
а) б) Рисунок 3- Жесткий режим самовозбуждения
Анализируя точки пересечения прямых обратной связи с колебательной характеристикой, приходим к выводу, что возбуждение автогенератора произойдет, когда коэффициент обратной связи превысит величину КОС3 = КОСКР. Дальнейшее увеличение КОС приводит к небольшому увеличению амплитуды первой гармоники выходного (коллекторного) тока Im 1 по пути В-Г-Д. Уменьшение К ОС до К ОС1 не приводит к срыву колебаний, так как точки В и Б устойчивы, а точка А устойчива справа. Колебания срываются в точке А, т. е. при К ОС < К ОС1, так как точка А неустойчива слева. Таким образом, можно отметить следующие особенности работы генератора при жестком режиме самовозбуждения: - для самовозбуждения требуется большая величина коэффициента обратной связи К ОС; - возбуждение и срыв колебаний происходят ступенчато при разных значениях коэффициента обратной связи К ОС; - амплитуда стационарных колебаний в больших пределах изменяться не может; - постоянная составляющая коллекторного тока меньше, чем в мягком режиме, следовательно, значительно выше КПД.
Сравнивая положительные и отрицательные стороны рассмотренных режимов самовозбуждения, приходим к общему выводу: надежное самовозбуждение генератора обеспечивает мягкий режим, а экономичную работу, высокий КПД и более стабильную амплитуду колебаний – жесткий режим. Стремление объединить эти преимущества привело к идее использования автоматического смещения, когда генератор возбуждается при мягком режиме самовозбуждения, а его работа происходит в жестком режиме. Сущность автоматического смещения рассмотрена ниже. Автоматическое смещение Сущность режима заключается в том, что для обеспечения возбуждения автогенератора в мягком режиме исходное положение рабочей точки выбирается на линейном участке проходной характеристики с максимальной крутизной. Эквивалентное сопротивление контура выбирается таким, чтобы выполнялись условия самовозбуждения. В процессе нарастания амплитуды колебаний режим по постоянному току автоматически изменяется и в стационарном состоянии устанавливается режим работы с отсечкой выходного тока (тока коллектора), т. е. автогенератор работает в жестком режиме самовозбуждения на участке проходной характеристики с малой крутизной (рисунок 4).
Рисунок 4- Принцип автоматического смещения автогенератора Напряжение автоматического смещения получают обычно за счет тока базы В практических схемах начальное напряжение смещения обеспечивается с помощью базового делителя RБ1, RБ2 (рисунок 5).
Рисунок 5- Cмещение с помощью базового делителя
В этой схеме начальное напряжение смещения
где Iд – ток делителя. При возрастании амплитуды колебаний постоянная составляющая тока базы IБ0 увеличивается и смещение ЕБ уменьшается по величине, достигая значения ЕБСТ в установившемся режиме. Конденсатор СБ предотвращает короткое замыкание резистора RБ1 по постоянному току. Следует отметить, что введение в схему генератора цепи автоматического смещения может привести к явлению прерывистой генерации. Причиной ее возникновения является запаздывание напряжения автоматического смещения относительно нарастания амплитуды колебаний. При большой постоянной времени t = RБ*СБ колебания быстро нарастают, а смещение остается практически неизменным – Е Б.НАЧ. Далее смещение начинает изменяться и может оказаться меньше той критической величины, при которой еще выполняются условия стационарности, и колебания сорвутся. После срыва колебаний емкость СБ будет медленно разряжаться через RБ и смещение вновь будет стремиться к ЕБ.НАЧ. Как только крутизна станет достаточно большой, генератор снова возбудится. Далее процессы будут повторяться. Таким образом, колебания периодически будут возникать и снова срываться. Прерывистые колебания, как правило, относятся к нежелательным явлениям. Поэтому очень важно расчет элементов цепи смещения проводить так, чтобы исключить возможность возникновения прерывистой генерации. Для исключения прерывистой генерации в схеме (рисунок 3) величину C Б выбирают из равенства
4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА КОЛПИТЦА (ЕМКОСТНАЯ ТРЕХТОЧКА).ТРЁХТОЧЕЧНАЯ ЁМКОСТНАЯ СХЕМА LC -ГЕНЕРАТОРА НА БИПОЛЯРНОМ ТРАНЗИСТОРЕ В СХЕМЕ С ОБЩЕЙ БАЗОЙ» Задание 1 Испытание LC-генератора синусоидальных колебаний на транзисторе (схема Колпитца)
Рисунок 2
1. Использовать схему (Рисунок 2) модуля: «LC-АВТОГЕНЕРАТОРЫ». 2. Для измерения частоты и формы сигнала на выходе АГ (КТ3) использовать осциллограф AКИП4115/1А. 3. Собрать схему испытания, предварительно установив положение ручки «НАГРЕВ», «Uпит» в левое крайнее положение, R1,Rсм – в среднее положение, C2,L –в произвольное положение. 4. Выставить на КТ2 напряжение питания = 12В (max) ручкой «Uпит». Измерение напряжения питания производить мультиметром Mastech MY62 3. Проверить схему испытания. 4. Определить (по осциллограмме) амплитуду выходного напряжения Um .вых и частоту f генерируемых колебаний (при R1, Rсм, C2, L = min). Сравнить полученное значение частоты с расчётным значением ,где L = 1мГн, 5мГн, 10мГн (поз1,2,3) С1= 0,01мкФ C2 = 0,01; 0,02; 0,05 мкФ(поз1,2,3) С4= 10нФ R2 = 10кОм, С3 = 0,015 мкФ R1 = 1…11кОм Rсм = 1…11 кОм Rн=10кОм. 5. Снять значения частоты при различных значениях С2 и L, занести их в таблицу 1. Таблица 1
6. Рассчитать теоритически значения при трех различных положениях C2 и L, с помощью R1 и Rсм добиться совпадения теории с практикой (указать положение R1 и Rсм в процентах). 7. Определить влияние напряжения смещения на базе транзистора на режим возбуждения схемы. Для этого Uпит – min, перевести R1 и Rсм в положение соответствующему (10%, 50%, 100%), L – в положение 1, С2 – в положение 2. Изменяя положение рукоятки Uпит определить режим возбуждения. 8. Определить диапазон напряжения питания каскада,в котором происходит возбуждение генератора (Umin, Umax). Для этого вращать ручку «+Uпит» и проводить замеры напряжения питания в «КТ2» Снять зависимость частоты АГ от напряжения питания. Данные опытов занести в таблицу 1. По данным таблицы построить график f = ƒ(Uпит).
Таблица 1
9. Установить среднее значение частоты автогенератора и проверить влияние температуры нагрева транзистора на частоту и форму сигнала. Для этого включить мультиметр в режим измерения температуры, вставить датчик в гнездо t*С. Медленно вращая ручку «НАГРЕВ» наблюдать работу генератора при разных значениях температуры. Данные занести в таблицу с шагом температуры 10*. Максимальное значение температуры 70*. Данные занести в таблицу2. Максимальное значение температуры 70…75°С. Построить график зависимости частоты АГ от температуры f = ƒ(T°С). Сделать выводы.
Таблица 2
10. Исследовать влияния величины коэффициента обратной связи на угол отсечки и режим прерывистой генерации. Для этого L – в положение 1, С2 – в положение 3, R1 и Rсм в положение соответствующему 10%. Крутить ручку питания до появления возбуждения на КТ3 (требуется корректировать R1 и Rсм в пределах ±5%). Напряжение питания снимать с КТ2. Добиться режима прерывистой генерации.
Задание 2 1.Исследовать схему емкостной трехточки по схеме с общим эммитером (схема КЛАППА) 2. Провести исследования как в задании 1. 3. 10-й пункт: выставить рукояткой питания Uвх=max, R1=50%, L – в положение 1, С2 – в положение 3, вращая Rсм добиться режима прерывистой генерации.
Порядок выполнения работы 1. Изучить техническое описание стенда и техническое руководство по использованию приборов. 2. Убедиться, что все выключатели модулей стенда находятся в положении «ВЫКЛ» (положение выключателя питания «0»; 3. Выбрать модуль «КВАРЦЕВЫЙ АВТОГЕНЕРАТОР» для выполнения текущего задания. Расставить модули на лабораторной стойке так, чтобы было удобно проводить эксперимент. Подготовить соединительные провода (перемычки), входящие в комплект поставки стенда. Подготовьте к работе осциллограф 4. Подключить защитное заземление . 5. Подключить модули стенда к сети ~220В 50Гц. 6. Соединить модули стенда согласно схеме соединений. 7. Провести эксперимент. 8. Отключить модули от сети ~220В 50Гц. 9. Составить отчет по лабораторной работе. Задание 1 Порядок выполнения работы 1. Изучить техническое описание стенда и техническое руководство по использованию приборов. 2. Убедиться, что все выключатели модулей стенда находятся в положении «ВЫКЛ» (положение выключателя питания «0»; 3. Выбрать модуль «ИМПУЛЬСНЫЙ МОДУЛЯТОР» для выполнения текущего задания. Расставить модули на лабораторной стойке так, чтобы было удобно проводить эксперимент. Подготовить соединительные провода (перемычки), входящие в комплект поставки стенда. Подготовьте к работе осциллограф, генератор. 4. Подключить защитное заземление . 5. Подключить модули стенда к сети ~220В 50Гц. 6. Соединить модули стенда согласно схеме соединений. 7. Провести эксперимент. 8. Отключить модули от сети ~220В 50Гц. 9. Составить отчет по лабораторной работе. Заметки
Типовой комплект учебного оборудования «Устройства генерирования и формирования сигналов» Методические рекомендации по выполнению лабораторных 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНОГО ГЕНЕРАТОРА С ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ СХЕМАМИ ВЫХОДА» 3 2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 «АМПЛИТУДНАЯ МОДУЛЯЦИЯ В ГЕНЕРАТОРЕ С ВНЕШНИМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДУЛЯТОРА С БАЗОВОЙ И КОЛЛЕКТОРНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ» 6 3 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «ИССЛЕДОВАНИЕ LC АВТОГЕНЕРАТОРА (АГ) ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ» 14 4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА КОЛПИТЦА (ЕМКОСТНАЯ ТРЕХТОЧКА).ТРЁХТОЧЕЧНАЯ ЁМКОСТНАЯ СХЕМА LC -ГЕНЕРАТОРА НА БИПОЛЯРНОМ ТРАНЗИСТОРЕ В СХЕМЕ С ОБЩЕЙ БАЗОЙ» 19 5 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5«ИССЛЕДОВАНИЕ АГ С КВАРЦЕВОЙ СТАБИЛИЗАЦИЕЙ ЧАСТОТЫ» 22 6 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 «ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ИМПУЛЬСНОГО МОДУЛЯТОРА С ЧАСТИЧНЫМ И ПОЛНЫМ РАЗРЯДОМ НАКОПИТЕЛЯ» 25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.087 с.) |