Тема 1.Введение. Особенности исследовательской работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Введение. Особенности исследовательской работы.



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка                  3-5
2. Планируемые результаты 5-6
3. Учебно-тематический план 7
4. Содержание 7-10
5. Контрольно-оценочные средства  10-13
6. Условия реализации             13-14
7. Список литературы 14-20

                                                                                        


1.

Пояснительная записка

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся» является краткосрочной, составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, направлена на формирование у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века.

Актуальность. Проектно-исследовательская деятельность является средством формирования у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века. Развитие у детей критического и креативного мышления способствует развитию важных личностных качеств, успеху обучающихся в разных предметных областях, расширению кругозора. Эти качества станут основой успешности в быстро меняющихся условиях жизни и ускоренном темпе развития российского общества.

Проектно-исследовательская деятельность - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции». Эта деятельность включает в себя высокое эмоциональное содержание, затрагивает нравственные и психологические стороны развития, способствует познавательной активности каждого обучающегося.

Исследовательские и проектные умения предполагают овладение важнейшими навыками в постановке целей, выдвижении и доказательстве гипотез, анализе и систематизации различных источников информации, написании логически структурированного текста исследования, его презентации и защиты. Программой предусмотрено целенаправленное формирование основ исследовательской культуры обучающихся.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Проектно-исследовательская деятельность является стимулом развития самостоятельности и личной ответственности ребенка.

В качестве отличительной особенности программы можно выделить ее универсальность применения. Существующие программы, посвященные проектной и исследовательской деятельности, предназначены для освоения обучающимися начального, среднего и старшего звена школы по конкретной предметной области знаний. Данная программа предназначена для реализации педагогами любой категории: педагоги дополнительного образования различной направленности, тренеры-преподаватели спортивных школ, учителя общеобразовательных школ.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует подготовке обучающихся к мероприятиям различного уровня, связанным с проектной и исследовательской деятельностью, а также защите индивидуальных проектов при окончании основной и средней школы.

Возраст обучающихся по программе составляет 11 – 14 лет. Проектно-исследовательская деятельность является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения.

Особенности организации образовательного процесса. Программа является краткосрочной,  продолжительность одного занятия 2 часа, согласно составленному расписанию учебных занятий.

Условия набора. Набор на обучение осуществляется на добровольной основе без предварительного тестирования. Для обучения в программе формируются группы по 15 человек.

Форма обучения. Программа реализуется в очной форме,учебные занятия проходят в аудиториях. Предусмотрены традиционные учебные занятия, а также деловые, ролевые игры, образовательные события.

     Цель программы – формирование у обучающихся базовых представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.

  Задачи:

· способствовать развитию навыков коммуникативной, учебно-познавательной, исследовательской деятельности, критического мышления;

· способствовать формированию у обучающихся базовых представлений об исследовательской и проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;

· содействовать формированию устойчивого интереса к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

· развивать у обучающихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности, умение планировать организовывать свою деятельность;

· способствовать формированию у обучающихся потребности в целенаправленном самообразовании;

· развивать навыки презентации результатов своей деятельности.

 

Планируемые результаты

Личностные

· развитие личностных качеств: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, независимость мышления, способность к концентрации внимания, наблюдательность;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Метапредметные

· умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

· формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, использование);

· формирование умения работать с разнообразными источниками и литературой;

· умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

· способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные

Обучающийся будет знать:

· понятийный аппарат;

· методологию исследовательской и проектной деятельности;

· виды источников информации;

Обучающийся будет уметь:

· формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

· выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

· определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

· применять различные методы исследовательской и проектной деятельности;

· составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

· грамотно цитировать источники, оформлять ссылки;

· оформлять и презентовать исследовательскую и проектную работу

 

3. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория Практика Всего
1 Введение. Особенности исследовательской работы. 1 0 1
2 Актуальность исследования. Тема. Гипотеза. Объект и предмет исследования. 2 2 4
3 Постановка цели и задач. 1 1 2
4 Методы исследовательской деятельности. 1 3 4
5 Процесс исследования. 1 3 4
6 Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 1 3 4
7 Оформление результатов исследования. 0 2 2
8 Представление результатов исследовательской работы. 1 3 4
9 Отличия и сходства исследовательской и проектной деятельности. 1 0 1
10 Виды проектов. 1 1 2
11 Этапы создания проекта. 1 3 4
12 Защита проекта или исследовательской работы. 0 4 4
  Итого: 11 25 36

Содержание обучения

Тема 7. Оформление результатов исследования.

Образовательная форма: беседа, ситуационные задания.

Требования к оформлению исследовательской работы. Стиль написания работы. Оформление сносок. Оформление списка литературы. Виды источников. Корректное оформление ссылок на интернет-источники. Оформление приложений. Правила создания презентации.

Термины: источники, сноски.

Тема 10. Виды проектов.

Образовательная форма: беседа, познавательная игра.

Классификация проектов (по продолжительности, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся и др.). Виды проектов: информационный, творческий, исследовательский проект и другие.

Термины: виды проектов.

Список литературы

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

3. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С. 7-10.

4. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 13-15.

5. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - № 5. - С. 35-38.

6. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39-43.

7.  Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка «Первого сентября»).

8. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

9. Гайфитулин М.С. Проект «Исследователь» / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.

10.  Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

11. Громова Т.В. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

12. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

13. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

14. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.

15. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

16. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 – 23.

17. Зуев А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.

18. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.

19. Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7

20. Игнатьева Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33.

21. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М.: Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).

22. Каримуллина О.В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65.

23. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

24. Комиссарова О.А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18.

25. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2006. - № 6. - С. 47-52.

26. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с.

27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.

28. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

29. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84.

30. Леонтович А.В. Комплексная исследовательская экспедиция / А. Леонтович // Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 207-214.

31. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.

32.  Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя).

33. МеняеваИ.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15.

34. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2002.- № 40. - С. 7.

35. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.

36. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 148.

37. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47-52.

38. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

39. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

40. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

41. Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И. А. Подругина, О. В. Сафонова. — М.: Просвещение, 2013. — 128 с.

42. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей / К. Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

43. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.

44. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

45. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.

46. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

47. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - № 1. - С. 6-8.

48. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: научно-методический семинар № 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

49. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков: ПГПИ, 2001. - 46 с.

50. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации / Е. М. Сыров // Педагогическая мастерская. - 2006. - № 3. - С.13 - 8.

51. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.

52. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.

53. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н. П. Харитонов // Биология в школе. – 2004. - №6. - С. 59.

54. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.

55. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2. - С. 46-54.

56. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка                  3-5
2. Планируемые результаты 5-6
3. Учебно-тематический план 7
4. Содержание 7-10
5. Контрольно-оценочные средства  10-13
6. Условия реализации             13-14
7. Список литературы 14-20

                                                                                        


1.

Пояснительная записка

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся» является краткосрочной, составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, направлена на формирование у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века.

Актуальность. Проектно-исследовательская деятельность является средством формирования у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века. Развитие у детей критического и креативного мышления способствует развитию важных личностных качеств, успеху обучающихся в разных предметных областях, расширению кругозора. Эти качества станут основой успешности в быстро меняющихся условиях жизни и ускоренном темпе развития российского общества.

Проектно-исследовательская деятельность - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции». Эта деятельность включает в себя высокое эмоциональное содержание, затрагивает нравственные и психологические стороны развития, способствует познавательной активности каждого обучающегося.

Исследовательские и проектные умения предполагают овладение важнейшими навыками в постановке целей, выдвижении и доказательстве гипотез, анализе и систематизации различных источников информации, написании логически структурированного текста исследования, его презентации и защиты. Программой предусмотрено целенаправленное формирование основ исследовательской культуры обучающихся.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Проектно-исследовательская деятельность является стимулом развития самостоятельности и личной ответственности ребенка.

В качестве отличительной особенности программы можно выделить ее универсальность применения. Существующие программы, посвященные проектной и исследовательской деятельности, предназначены для освоения обучающимися начального, среднего и старшего звена школы по конкретной предметной области знаний. Данная программа предназначена для реализации педагогами любой категории: педагоги дополнительного образования различной направленности, тренеры-преподаватели спортивных школ, учителя общеобразовательных школ.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует подготовке обучающихся к мероприятиям различного уровня, связанным с проектной и исследовательской деятельностью, а также защите индивидуальных проектов при окончании основной и средней школы.

Возраст обучающихся по программе составляет 11 – 14 лет. Проектно-исследовательская деятельность является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения.

Особенности организации образовательного процесса. Программа является краткосрочной,  продолжительность одного занятия 2 часа, согласно составленному расписанию учебных занятий.

Условия набора. Набор на обучение осуществляется на добровольной основе без предварительного тестирования. Для обучения в программе формируются группы по 15 человек.

Форма обучения. Программа реализуется в очной форме,учебные занятия проходят в аудиториях. Предусмотрены традиционные учебные занятия, а также деловые, ролевые игры, образовательные события.

     Цель программы – формирование у обучающихся базовых представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.

  Задачи:

· способствовать развитию навыков коммуникативной, учебно-познавательной, исследовательской деятельности, критического мышления;

· способствовать формированию у обучающихся базовых представлений об исследовательской и проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;

· содействовать формированию устойчивого интереса к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

· развивать у обучающихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности, умение планировать организовывать свою деятельность;

· способствовать формированию у обучающихся потребности в целенаправленном самообразовании;

· развивать навыки презентации результатов своей деятельности.

 

Планируемые результаты

Личностные

· развитие личностных качеств: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, независимость мышления, способность к концентрации внимания, наблюдательность;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Метапредметные

· умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

· формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, использование);

· формирование умения работать с разнообразными источниками и литературой;

· умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

· способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные

Обучающийся будет знать:

· понятийный аппарат;

· методологию исследовательской и проектной деятельности;

· виды источников информации;

Обучающийся будет уметь:

· формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

· выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

· определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

· применять различные методы исследовательской и проектной деятельности;

· составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

· грамотно цитировать источники, оформлять ссылки;

· оформлять и презентовать исследовательскую и проектную работу

 

3. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория Практика Всего 1 Введение. Особенности исследовательской работы. 1 0 1 2 Актуальность исследования. Тема. Гипотеза. Объект и предмет исследования. 2 2 4 3 Постановка цели и задач. 1 1 2 4 Методы исследовательской деятельности. 1 3 4 5 Процесс исследования. 1 3 4 6 Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 1 3 4 7 Оформление результатов исследования. 0 2 2 8 Представление результатов исследовательской работы. 1 3 4 9 Отличия и сходства исследовательской и проектной деятельности. 1 0 1 10 Виды проектов. 1 1 2 11 Этапы создания проекта. 1 3 4 12 Защита проекта или исследовательской работы. 0 4 4   Итого: 11 25 36

Содержание обучения

Тема 1.Введение. Особенности исследовательской работы.

Образовательная форма:  проблемообразующая беседа.

Что такое исследование? Понятие исследовательская деятельность, исследовательская культура. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Исследовательские способности, пути их развития. Использование научного метода. Объективность исследования. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.

Термины: исследовательская деятельность, научный метод, объективность.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.076 с.)