Тема 6. Аудит собственного капитала, расчетов с учредителями и отчетности экономического субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Аудит собственного капитала, расчетов с учредителями и отчетности экономического субъекта



1. Аудит собственного капитала

2. Аудит расчетов с учредителями

3. Аудит отчетности организации

 

1. Собственный капитал формируется за счет двух источников:
       1) взносов учредителей (Уставный капитал);

2) хозяйственной деятельности (нераспределенный доход (непокрытый убыток)).

Собственный капитал — это активы субъекта после вычета его обязательств.
       Целью аудиторской проверки собственного капитала является формирование мнения о достоверности данных показателей финансовой отчетности, от­ражающих состояние собственного капитала, и соответ­ствии методологии его учета нормативным актам.

Задачи аудита собственного капитала следующие:

— проверка юридического статуса и права осуществления устав­ных видов деятельности, состава учредителей (уча­стников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности;

— установление наличия соответствую­щих документов и соблюдение процедуры утвержде­ния и государственной регистрации юридического лица;

— ознакомление с уставом аудируемого субъекта;

— проверка численности учредителей и их долей вкладов в уставном капитале субъекта;

— определение полноты и соблюдения сроков внесения вкладов в Уставный капитал;

— проверка обоснованности формирования и изменений уставного, резервного капитала, паевого фонда и др.

Информационная база аудита собственного капитала включает в себя: учетную политику предприятия; основные законодательные и инструктивные документы, регулирующие правовой статус органи­зации, вопросы формирования и учета уставного капитала; учредительные документы; регистры синтетического и аналитического учета собственного капитала; первичные документы по формированию собственного капитала: документы, подтверждающие факты внесения вкладов в Уставный капитал (акты накладные, платежные поручения, приходные кассовые ордера и др.), документы, подтверждающие право собственности на имущество, вносимое в качестве вклада в Уставный капитал (свидетельства о праве собственности на недвижимость, земельные участки, транспортные средства, интеллектуальную собственность и т.п.); организационные документы: свидетельство о государственной регистрации; приказы и распоряжения; переписка с учредителями и акционерами; протоколы о результатах закрытой подписки, об итогах торгов, собраний учредителей, акционеров; справки о постановке на учет в налоговом орга­не, о регистрации в органах статистики; лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательст­вом; независимо от формы учета открытые акцио­нерные общества представляют на проверку реестр акционеров; финансовую отчетность.

Аудит собственного капитала рекомендуется проводить в следующей последовательности:

— ознакомление с пакетом документов, регулирующих установленные правила учета уставного капитала, резервного капитала, паевого фонда и т.д.;

— устанавливают по бухгалтерскому балансу правильность и тождественность остатков уставного, резервного капитала, паевого фонда на начало и конец года, сверяют их с данными Главной книги, регистров аналитического учета.

 

2. Для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями экономического субъекта по вкладам в уставный (складочный) капитал предприятия, по выплате доходов (дивидендов) и т. д. предназначен балансовый активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями».

К счету 75 «Расчеты с учредителями» могут быть открыты субсчета:

— 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»,

 — 75.2 «Расчеты по выплате доходов» и др.

По данным, отраженным на субсчете 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал», аудитор проверяет, как осуществлялись расчеты с учредителями по вкладам в его уставный (складочный) капитал. При создании акционерного общества по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» принимается на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции. При проведении проверки аудитор обращает внимание на следующие моменты:

• Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по счету денежных средств (счета 50, 51, 52), материальных ценностей (счета 01, 07, 08,10,41), нематериальных активов (счет 04), ценных бумаг (58 — краткосрочные финансовые вложения).

• При предоставлении предприятию в качестве вклада прав на пользование зданиями, сооружениями и оборудованием делаются записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 04 «Нематериальные активы». Одновременно на за балансовый счет 001 «Арендованные основные средства» принимается балансовая стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования.

• Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность предприятия в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной по договоренности учредителей.

Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в пользование предприятию в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок деятельности предприятия или другой установленный учредителями срок, если иное не предусмотрено учредительными документами. В аналогичном порядке проверяются расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал с учредителями (участниками) предприятий других организационно-правовых форм.

При этом запись по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал» производится на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредительных документах. В том случае, когда акции предприятия, созданного в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал».

По данным субсчета 75.2 «Расчеты по выплате доходов» проверяются расчеты с учредителями предприятия по выплате им доходов. Начисление и уплата доходов работникам предприятия, входящим в число его учредителей, учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление доходов от участия в предприятии отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет) и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями». При отсутствии или недостаточности прибыли для выплаты доходов, но при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами, по выплате доходов за счет резервного фонда (капитала) начисление доходов отражается по дебету счета 82 «Резервный капитал» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При выплате доходов от участия в предприятии продукцией (работами, услугами) этого предприятия, ценными бумагами и т. п. в бухгалтерском учете производятся записи по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета реализации соответствующих ценностей. Суммы налога на доходы от участия в предприятии, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах. Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке учета и выплаты дивидендов.

Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. Оно обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды, которые выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества. Решение о выплате промежуточных (ежеквартальных, полугодовых) дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества и меньше выплаченных промежуточных дивидендов.

Общее собрание акционеров вправе принять решение о невыплате дивидендов по акциям определенных категорий (типов), а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе. Дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате годовых дивидендов, а промежуточных — решением совета директоров (наблюдательного совета) общества о выплате промежуточных дивидендов, но не может быть ранее 30 дней со дня принятия такого решения.

 

3. Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо – нет.

Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

Источниками информации являются формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к ним (отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств).

К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.

Для формирования профессионального мнения относительно указанных форм отчетности аудиторы должны:

– проверить соответствие отчетности предприятия требованиям нормативных актов РФ, предъявляемым к ее составлению и представлению;

– проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

– проанализировать увязку основных показателей отчетности между собой;

– проверить правильность оценки статей отчетности;

– подтвердить достоверность показателей отчетности;

– подтвердить полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

– проверить правильность формирования сводной отчетности. Приступая к проверке, аудиторы должны учитывать, что в соответствии с ПБУ 4/99 предприятия имеют право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности и определять ее объемы. Наличие в отчетности предприятия дополнительных показателей по сравнению с типовыми формами отчетности не должно расцениваться аудитором как отступление от правил заполнения отчетности, так как предприятия, согласно действующему законодательству, обязаны обеспечить раскрытие в отчетности всех существенных аспектов деятельности за отчетный период.

Приступая к проверке, аудиторы должны принимать во внимание специфику составления отчетности субъектов малого предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций:

– субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности приложения к бухгалтерскому балансу;

– некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности – приложения к бухгалтерскому балансу;

– общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют приложение к бухгалтерскому балансу.

Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудиторы выясняют их соответствие требованиям нормативных документов: наличие всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов; осуществляют арифметический контроль показателей и проверяют их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.

При анализе достоверности показателей отчетности аудиторам следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении;

1) отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

2) оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

3) зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

4) отражение в «Бухгалтерском балансе» числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин;

5) методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов. При наличии отступлений от них, их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Проверяя информацию в балансе аудитор должен обращать внимание на то, что активы и обязательства должны разделяться в балансе на долгосрочные и краткосрочные, отрицательное значение показателя следует отражать в статье баланса в круглых скобках.

В отчете о прибылях и убытках себестоимость проданных товаров, продукции подразделяется по видам деятельности организации. Если доходы от других видов деятельности, кроме основной, существенны, то их указывают в строках отчета отдельно. Прибыль подразделяется на прибыль до налогообложения, после налогообложения и чистую прибыль отчетного года. Также аудитор должен проверить направления использования чистой прибыли и расшифровку отдельных прибылей и убытков.

В том случае, если проверяемое предприятие составляет сводную отчетность, аудиторам следует проверить и правильность ее составления, исходя из установленных правил отражения в ней показателей отчетности дочерних и зависимых обществ. Порядок формирования сводной отчетности отражен в «Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».

Аудитору следует учитывать, что при составлении сводной отчетности показатели активов и пассивов балансов основного общества и дочерних обществ суммируются. Если доля основного общества в уставном капитале дочернего общества меньше 50 %, то показатели активов и пассивов такого дочернего общества складываются исходя из доли участия материнской компании в его уставном капитале. Показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего общества, а также взаимные объемы реализации между ними, в сводную отчетность не включаются. Прибыль основного и дочерних обществ суммируется.

Если основное общество имеет только инвестиции в зависимые общества, то в свою сводную отчетность показатели бухгалтерской отчетности таких обществ оно не включает. Лишь в пояснительной записке к годовому отчету, основное общество делает расшифровку своих вложений в каждое зависимое общество, указывая его название, юридический адрес, величину уставного капитана и долю в нем основного общества, намерения в части дальнейшего участии.

Одним из основных приемов аудиторской проверки отчетности является ее дезагрегирование т.е. последовательное подразделение данных отчетности на статьи, статей – на счета бухгалтерского учета, счетов – на хозяйственные операции, совершение которых послужило основанием для отражения операции в учете. Процесс дезагрегирования бухгалтерской отчетности облегчает работу аудиторов по проверке ее достоверности и значительно повышает ее эффективность. Разделение отчетности на отдельные сегменты возможно двумя способами:

1) выделение в качестве сегментов циклов хозяйственных операций – цикл приобретения, цикл производства, цикл продаж и формирования финансового результата;

2) выделение в качестве сегментов объектов бухгалтерского учета – основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, расчеты и т.д.

Все выявленные в ходе аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения,

Если при проверке различных видов хозяйственных операций предприятия за отчетный период были установлены существенные ошибки и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности.

В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявленные нарушения незначительны, аудиторская организация вправе выдать положительное аудиторское заключение.

Если ошибки и искажения, обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на достоверность отчетности или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организация предоставляет администрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.

Наиболее распространенными типичными ошибками, при составлении бухгалтерской отчетности, являются:

– неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности;

– не раскрытие в отчетности существенных показателей деятельности предприятия за отчетный период;

– показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;

– несопоставимость показателей отчетности с данными предыдущих периодов;

– отсутствие взаимоувязки отдельных показателей различных форм отчетности;

– неправильное формирование показателей сводной бухгалтерской отчетности;

– наличие арифметических ошибок при подсчете показателей отчетности, округлениях значений показателей;

– наличие исправлений и помарок в отчетности;

– несоставление промежуточной отчетности;

– невключение в бухгалтерскую отчетность организации данных об обособленных подразделениях;

– недостаточные пояснения к бухгалтерской отчетности;

– неопубликование акционерными обществами своей бухгалтерской отчетности;

– неотражение существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности;

– нераскрытие либо недостаточное раскрытие последствий условных фактов;

– нераскрытие информации либо неполное раскрытие об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ;

– нераскрытие либо неполное раскрытие организациями, имеющими дочерние общества, информации по сегментам и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.032 с.)