Понятие групповой динамики. Стадии развития тренинговой группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие групповой динамики. Стадии развития тренинговой группы



Групповая динамика совокупность всех характеристик процессов (включая оценку стадиальности), происходящих в группе по мере ее развития и изменения.

В.Н. Макаревич выделяет следующие стадии развития группы: предварительная, стадия формирования группы; стадия конфликта; стадия консолидации и эффективной работы.

Все специалисты подчеркивают исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга, ободрить «молчунов» и сдержать слишком активных. Важно, чтобы все запомнили имена друг друга — для этого используются различные процедуры знакомства: официальная (например, каждый называет свое имя); обыгрывание своего имени, фамилии; техника «комплимента» (каждый рассказывает о себе то, чего не знают о нем другие); процедура «снежный ком» и т.д. Выбор процедуры знакомства определяется спецификой группы, решаемых ею задач, приоритетами социального работника. Важно иметь в виду, что идеальных способов организации знакомств не существует, каждый способ имеет недостатки и преимущества. Во время знакомства проявляются особенности человека, которые обусловлены его предыдущим социальным опытом. В теоретическом плане выполнение участниками ритуала знакомства означает признание ими наличия общих интересов, демонстрацию готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры у каждого участника появляются один-три знакомых со знаком «плюс» и один-три знакомых со знаком «минус».

Важно иметь в виду, что первые непосредственные впечатления от членов группы могут быть негативными. Почему? «Мои соображения таковы, — отвечает на этот вопрос К.Роджерс, — во-первых, это прекрасный способ проверить свободу в группе и можно ли группе доверять. Действительно ли здесь можно выражать свои чувства — положительные и отрицательные? Безопасно ли здесь или меня накажут? Во-вторых, глубокие положительные чувства выражать труднее и опаснее, чем отрицательные. Если я признаюсь вам в любви, я становлюсь ранимым и открытым для унизительного отказа. Если же я выражу свою ненависть к вам, я в худшем случае подвергнусь ответному нападению, против которого можно защититься» [10]. Как бы там ни было, отрицательные чувства проявляются первыми.

Стадия конфликта, соперничества тоже представляет опасность для социального работника. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. В группе с узкими, четко определенными целями некоторые участники могут испытывать иные потребности, отличные от потребностей других членов группы. Даже при наличии общей проблемы участники группы могут не идентифицировать себя с другими, не чувствовать «общую почву». Группа — «микрокосм» большого общества, и это различие своих интересов и интересов других отражает индивидуальное противостояние с другими, существующее в обществе.

На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной во внешнем мире. Скажем, человек, занимающий высокий пост, часто и в группе стремится играть роль авторитетного лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, названия которых ярки и метафоричны: «козел отпущения», «эксперт», «аутсайдер», «тряпка», «обвинитель», «хулиган», «жертва» и т.п.

Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей. По мнению С.Кратохвила, основная цель групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

Задача социального работника на этапе конфликта — помочь членам группы осознать необходимость согласованной работы, преодолеть «полосу штормов», активизировать осмысление происходящего, ориентировать членов группы на взаимную поддержку, оказание взаимопомощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.004 с.)