Характеристика личности и квалификации группового тренера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика личности и квалификации группового тренера



 

Важнейшая задача терапевта группы – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Он не должен забывать, что основа эффективности психотерапевтической группы – это работа самих участников, поэтому терапевт и должен создавать такую атмосферу, в которой взаимодействие участников было бы наиболее эффективным.

Ведущий группы должен постоянно совершенствовать свою личность, быть достаточно квалифицированным и обладать необходимыми навыками для руководства группой.

Многолетний опыт и наблюдение за работой многочисленных психотерапевтических групп самого разнообразного характера, руководимых людьми разной квалификации позволяют утверждать, что групповому ведущему обязательно нужны широкие теоретические знания и специальная практическая подготовка.

Общий стандарт профессиональной подготовки группового терапевта требует тройной компетенции:

· знаний (теоретических и о самом себе);

· навыков;

· практического опыта.

Если говорить конкретнее, квалифицированный ведущий группы должен

– пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии;

– иметь личный опыт участия в психотерапевтических группах;

– иметь опыт наблюдения (непосредственно или в видеозаписи) за работой групп под руководством опытных специалистов;

– иметь опыт участия в тренинговых группах;

– иметь опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией.

Современный ведущий лабораторной группы обязан знать:

1. Психологию развития личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.

2. Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; ведущий группы также должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.

3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Ведущий также должен быть знаком и с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуальной психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Желательно, чтобы социальный работник имел навыки и опыт индивидуальной работы с клиентами.

4. Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.

5. Требования профессиональной этики к работе с людьми вообще и конкретно к работе с группами. Социальный работник должен реально оценивать преимущества и ограничения групповой работы и применять групповую психотерапию только в тех случаях, когда она наиболее подходит к клиентам.

6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.

Расширению знаний о себе способствует опыт прохождения в качестве клиента личной индивидуальной и групповой психотерапии. Ведущий группы должен проходить не только личную индивидуальную терапию, но и иметь опыт решения своих проблем в группе. Он важен не только для личного совершенствования терапевта, но и для приобретения определенных профессиональных навыков. Наилучший способ научиться помогать участникам в их трудной терапевтической работе, – самому все это испытать в группе. Только лично пережив, что такое сопротивление, страхи в группе, что значит быть объектом нападок, что означает учиться по-новому смотреть на себя и свою жизнь, можно значительно лучше понять, что нужно для возникновения сплоченной группы. Чем разнообразнее группы, в которых терапевт являлся участником, тем шире пространство его личного опыта, очень важного для понимания процессов, происходящих в группе.

Важность личной индивидуальной и групповой психотерапии для профессиональной подготовки терапевта подчеркивает, за небольшим исключением, большинство известных авторитетов групповой психотерапии.

Успешная работа в группе требует специфических навыков групповой работы, направленных на понимание и развитие межличностного взаимодействия. Для этого групповой ведущий прежде всего должен уметь:

1. Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.

2. Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.

3. Выбрать ко-тренера и эффективно с ним работать.

4. Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.

5. Быть примером продуктивного участия в работе группы.

6. Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.

7. Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.

8. Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.

9. Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.

10. Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.

Навыки групповой работы приобретаются в процессе практической деятельности, поэтому специалисту необходима последовательная практическая тренировка в работе с группами.

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А.Косевска, С.Кратохвил, М.Либерман, К.Роджерс, И.Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» [19].

 

Контрольные вопросы

Чем определяется разнообразие видов и целей тренинговых групп современной психосоциальной работе?

Охарактеризуйте факторы, способствующие и препятствующие эффективной работе группы.

Как влияет на эффективную работу группы ее гомогенность?

Обязательна ли предварительная психодиагностика личности участников группы?

Каково значение личности ведущего группы для эффективности тренинговой работы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.013 с.)