Техника проведения социально-психологического тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника проведения социально-психологического тренинга



Техника проведения СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

 

Конспект лекций

по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга»

для студентов направления подготовки

231 «Социальная работа» окр «Магистр»

дневной и заочной форм обучения

 

 

Мариуполь

2017

ББК 88.5

 

Техника проведениясоциально-психологического тренинга [Электронный ресурс]: конспект лекций по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга» для студентов направления подготовки 231 «Социальная работа» окр «Магистр» дневной и заочной форм обучения / сост. М. Д. Лапина. – Мариуполь: ПГТУ, 2017. – 97 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/11346

 

В конспекте рассмотрено краткое содержание лекционных занятий по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга» для студентов, направления подготовки 231 «Социальная работа» окр «Магистр». К каждой теме приведен план, соответствующий программе дисциплины. В конце пособия приведен список рекомендуемой литературы.

 

 

Составитель М. Д. Лапина, ст. преп.
  Рецензент   Л. М. Овчарова, канд. филос. наук, доцент

 

 

Утверждено

 на заседании кафедры социологии и социальной работы,

протокол № 8 от 06 декабря 2016 г.

 

Утверждено

методической комиссией социально-гуманитарного факультета,

протокол № 5 от 26 января 2017 г.

 

 

Ó ДВНЗ «ПДТУ», 2017

Ó М. Д. Лапина, 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Содержательный модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 8

Лекция 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ 8

1.1 Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи 8

1.2 Понятие социально-психологического тренинга. 10

1.3 Основные принципы работы групп социально-психологического тренинга 14

Лекция 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ 18

2.1 Виды и цели тренинговых групп в современной психосоциальной работе 18

2.2 Основные факторы эффективности работы тренинговой группы 20

2.3 Характеристика личности и квалификации группового тренера 26

Лекция 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ГРУППОЙ.. 32

3.1 Общая характеристика методов СПТ. 32

3.2 Понятие и характеристики психотехнических игр и психогимнастических упражнений 34

3.3 Понятие ролевой и деловой игры в социально-психологическом ролевом тренинге 37

Лекция 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ 41

4.1 Понятие групповой динамики. Стадии развития тренинговой группы 41

4.2 Групповая сплоченность как один из важнейших элементов групповой динамики 43

4.3 Характеристика стадии сотрудничества и целенаправленной деятельности группового тренинга 45

Лекция 5. ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ДЕБРИФИГА 48

5.1 Понятие и основные характеристики обратной связи и дебрифинга в психологическом тренинге. 48

5.2 Особенности и правила эффективной обратной связи в психологическом тренинге 49

5.3 Особенности и правила психологического дебрифинга в тренинге 55

Содержательный модуль 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 59

Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП САМОПОМОЩИ 59

6.1 Понятие и специфика групп самопомощи. 59

6.2 Типы и общие терапевтические факторы групп самопомощи 61

6.3 Общие вопросы организации и создания группы самопомощи 64

Лекция 7. ИНКАУТЕР ГРУППЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГРУПП САМОПОМОЩИ 68

7.1 Определение и основные признаки инкаутер-группы (группы встреч) 68

7.2 Основные виды инкаунтер-групп и их отличие от традиционных групп личностного роста 71

Лекция 8. СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ.. 75

8.1 Основные принципы деятельности Сообщества Анонимных алкоголиков 75

8.2 12 шагов анализа собственных переживаний и опыта и достижения перемен членов АА 77

8.3 12 традиций сообщества анонимных алкоголиков. 81

Лекция 9. САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ... 85

9.1 Понятие и особенности малых самоуправляемых рабочих групп 85

9.2 Основные этапы развития малых самоуправляемых рабочих групп 89

9.3 Проблема руководства и лидерства в самоуправляемой рабочей группе 92

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 96


ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологический тренинг относят к числу активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Есть мнение, что психологический тренинг тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова. Многие современные психологи и педагоги отмечают, что ролевые игры и психотехники позволяют человеку экспериментировать с различными жизненными ситуациями, испытывать свои способности и умения, развивать чувство овладения различными предметами в ситуациях общения с другими людьми.

В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения социально-психологического тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста. Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для развития профессиональных навыков и профессионально значимых качеств.

Инновациями в практике проведения тренингов можно считать следующее: оригинальность программ; адаптацию программ для различных категорий специалистов; применение не только тренингов, но и их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями. В структуру тренинга обычно вводятся поведенческие компоненты (как отработка практических навыков), рефлексивные (развитие рефлексирования как психологического образования), коммуникативные (понимание и отработка навыков слушания, коммуникации), релаксационные (развитие навыков саморегуляции и релаксации) и другие составляющие, внесение которых оптимально на данном уровне.

Данный метод еще не нашел достойного места в системе подготовки и переподготовки современных специалистов. Это обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с историей становления методов обучения.

Таким образом, социально-психологический тренинг как высокоэффективный инструмент развития и достижения изменений личности клиента занимает особое место в современной системе образования и профессионального обучения специальностям, имеющим дело с активным общением, в борьбе за повышение производительности и качества труда. Исследовательский интерес к методическим и методологическим проблемам тренинга стимулируется и подпитывается насущными потребностями практики, проблемами сегодняшнего дня.


Здесь и теперь».

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. (Рефлексия – психологический механизм самосознания, способность к анализу самого себя).

Искренность и открытость.

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С.Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете «эффекта попутчика»)? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

Принцип Я.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассужде­ния тина: «мы считаем...», «у нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных ме­стоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже пер­вые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чув­ства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

4. Активность.

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

Конфиденциальность.

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся оттого, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

 

Контрольные вопросы

Что понимается под социальной работой с группой?

Покажите взаимосвязь понятий «обучение в группе», «групповая психотерапия», «групповая коррекция», социально-психологический тренинг»?

В чем преимущества и недостатки групповой формы работы?

Раскройте основные принципы работы тренинговой группы.


Лекция 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

План

2.1 Виды и цели тренинговых групп в современной психосоциальной работе

2.2 Основные факторы эффективности работы тренинговой группы

2.3 Характеристика личности и квалификации группового тренера

 

Техника проведения СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

 

Конспект лекций

по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга»

для студентов направления подготовки

231 «Социальная работа» окр «Магистр»

дневной и заочной форм обучения

 

 

Мариуполь

2017

ББК 88.5

 

Техника проведениясоциально-психологического тренинга [Электронный ресурс]: конспект лекций по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга» для студентов направления подготовки 231 «Социальная работа» окр «Магистр» дневной и заочной форм обучения / сост. М. Д. Лапина. – Мариуполь: ПГТУ, 2017. – 97 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/11346

 

В конспекте рассмотрено краткое содержание лекционных занятий по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга» для студентов, направления подготовки 231 «Социальная работа» окр «Магистр». К каждой теме приведен план, соответствующий программе дисциплины. В конце пособия приведен список рекомендуемой литературы.

 

 

Составитель М. Д. Лапина, ст. преп.
  Рецензент   Л. М. Овчарова, канд. филос. наук, доцент

 

 

Утверждено

 на заседании кафедры социологии и социальной работы,

протокол № 8 от 06 декабря 2016 г.

 

Утверждено

методической комиссией социально-гуманитарного факультета,

протокол № 5 от 26 января 2017 г.

 

 

Ó ДВНЗ «ПДТУ», 2017

Ó М. Д. Лапина, 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Содержательный модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 8

Лекция 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ 8

1.1 Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи 8

1.2 Понятие социально-психологического тренинга. 10

1.3 Основные принципы работы групп социально-психологического тренинга 14

Лекция 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ 18

2.1 Виды и цели тренинговых групп в современной психосоциальной работе 18

2.2 Основные факторы эффективности работы тренинговой группы 20

2.3 Характеристика личности и квалификации группового тренера 26

Лекция 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ГРУППОЙ.. 32

3.1 Общая характеристика методов СПТ. 32

3.2 Понятие и характеристики психотехнических игр и психогимнастических упражнений 34

3.3 Понятие ролевой и деловой игры в социально-психологическом ролевом тренинге 37

Лекция 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ 41

4.1 Понятие групповой динамики. Стадии развития тренинговой группы 41

4.2 Групповая сплоченность как один из важнейших элементов групповой динамики 43

4.3 Характеристика стадии сотрудничества и целенаправленной деятельности группового тренинга 45

Лекция 5. ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ДЕБРИФИГА 48

5.1 Понятие и основные характеристики обратной связи и дебрифинга в психологическом тренинге. 48

5.2 Особенности и правила эффективной обратной связи в психологическом тренинге 49

5.3 Особенности и правила психологического дебрифинга в тренинге 55

Содержательный модуль 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 59

Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП САМОПОМОЩИ 59

6.1 Понятие и специфика групп самопомощи. 59

6.2 Типы и общие терапевтические факторы групп самопомощи 61

6.3 Общие вопросы организации и создания группы самопомощи 64

Лекция 7. ИНКАУТЕР ГРУППЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГРУПП САМОПОМОЩИ 68

7.1 Определение и основные признаки инкаутер-группы (группы встреч) 68

7.2 Основные виды инкаунтер-групп и их отличие от традиционных групп личностного роста 71

Лекция 8. СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ.. 75

8.1 Основные принципы деятельности Сообщества Анонимных алкоголиков 75

8.2 12 шагов анализа собственных переживаний и опыта и достижения перемен членов АА 77

8.3 12 традиций сообщества анонимных алкоголиков. 81

Лекция 9. САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ... 85

9.1 Понятие и особенности малых самоуправляемых рабочих групп 85

9.2 Основные этапы развития малых самоуправляемых рабочих групп 89

9.3 Проблема руководства и лидерства в самоуправляемой рабочей группе 92

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 96


ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологический тренинг относят к числу активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Есть мнение, что психологический тренинг тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова. Многие современные психологи и педагоги отмечают, что ролевые игры и психотехники позволяют человеку экспериментировать с различными жизненными ситуациями, испытывать свои способности и умения, развивать чувство овладения различными предметами в ситуациях общения с другими людьми.

В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения социально-психологического тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста. Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для развития профессиональных навыков и профессионально значимых качеств.

Инновациями в практике проведения тренингов можно считать следующее: оригинальность программ; адаптацию программ для различных категорий специалистов; применение не только тренингов, но и их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями. В структуру тренинга обычно вводятся поведенческие компоненты (как отработка практических навыков), рефлексивные (развитие рефлексирования как психологического образования), коммуникативные (понимание и отработка навыков слушания, коммуникации), релаксационные (развитие навыков саморегуляции и релаксации) и другие составляющие, внесение которых оптимально на данном уровне.

Данный метод еще не нашел достойного места в системе подготовки и переподготовки современных специалистов. Это обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с историей становления методов обучения.

Таким образом, социально-психологический тренинг как высокоэффективный инструмент развития и достижения изменений личности клиента занимает особое место в современной системе образования и профессионального обучения специальностям, имеющим дело с активным общением, в борьбе за повышение производительности и качества труда. Исследовательский интерес к методическим и методологическим проблемам тренинга стимулируется и подпитывается насущными потребностями практики, проблемами сегодняшнего дня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.075 с.)