Типы и общие терапевтические факторы групп самопомощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и общие терапевтические факторы групп самопомощи



 

Учеными создано несколько типологий групп самопомощи. Часто критерием классификации групп самопомощи являются общие для них проблемы, объединяющие ее членов.

Четыре типа, разработанные Леоном Леви, больше всего подходят для групп с терапевтической ориентацией. Группы I типа занимаются преимущественно контролем или реорганизацией поведения. Примеры таких групп: АА, Анонимные азартные игроки и Анонимные родители. Членов групп II типа по классификации Леви объединяют общие стрессовые ситуации, в соответствии с которыми их можно разделить на подтипы. Эти группы могут фокусироваться на таких кризисных ситуациях, как изнасилование, убийство кем-либо ребенка и выживание после суицидной попытки. Другие группы занимаются так называемыми переходными периодами жизни, или переходом к нормальному состоянию. Такие группы стремятся скорее к совладанию с кризисными ситуациями, чем к изменению статуса своих членов. В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, расовой или классовой принадлежностью и сексуальной ориентацией. Группы IV типа не имеют какой-либо определенной общей проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению личной эффективности.

Группы самопомощи могут подразделяться и по другим различным основаниям, например:

– группы, возникающие спонтанно, и группы, инициированные специалистами;

– группы, имеющие программу функционирования и четко определенную цель, и группы со спонтанной динамикой;

– группы закрытого типа, когда состав участников постоянен, и группы открытого типа, когда допускается смена состава и прием новых членов;

– группы, работающие в течение определенного времени, регулярно встречающиеся, и группы, собирающиеся лишь по каким-либо поводам;

– тематические группы, объединяющие тех, кто пережил сходный травматический опыт (группы жертв насилия и т.п.), и смешанные;

– группы, дифференцирующиеся в зависимости от состава участников, объединяющие людей по какому-либо формальному признаку (по полу, возрасту и др.), и смешанные группы и т.д.

Несмотря на большое разнообразие упомянутых выше организаций, можно выделить ряд общих для них терапевтических черт или процессов, которые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов групп самопомощи.

Общий опыт. Определенный тип общего опыта или ситуаций является основой и обоснованием существования большинства групп самопомощи. Эта общность имеет несколько положительных черт. Людей в таких группах обычно сразу и полностью понимают, и потому они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность склоняет людей к снижению защит и побуждает к самораскрытию, чему сопутствуют эффект катарсиса и уменьшение стыда.

Помощь другим. Принцип «помощник терапии» в группах самопомощи гласит, что чем больше члены группы помогают другим, тем больше они помогают самим себе.

Постоянная система поддержки. Члены групп самопомощи часто получают от других участников поддержку, ободрение и похвалу. В действительности поддержка осуществляется круглосуточно, если есть возможность связаться с другими по телефону. Система поддержки становится чем-то вроде большой участливой семьи.

Информация. Большой терапевтический эффект приносит получение информации технического порядка, а так же элементов народной мудрости.

Получение обратной связи. В обстановке открытости и искренности, типичной для групп самопомощи, поведение участников доступно точному наблюдению и комментариям других членов группы.

Обучение специальным методам. В таких группах, как АА, успешность решения проблем зависит от следования специальным методам или техническим приемам. Члены групп осваивают эти приемы и учатся постоянно применять их, что обеспечивает создание терапевтически ценной структуры.

Другие когнитивные процессы. Терапевтическое воздействие процесса самопомощи в значительной степени связано с такими принципами когнитивной терапии, как формирование положительного Я-образа, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм.

Вне зависимости от типа группы и состава участников должны быть созданы условия, обеспечивающие групповое взаимодействие:

– каждый участник группы стремится уважать мнение другого и принимать его чувства;

– каждый участник группы имеет право (но не обязан) высказываться и может рассчитывать на то, что будет выслушан со вниманием, хотя не обязательно, чтобы с ним непременно соглашались;

– члены группы должны быть уверены в конфиденциальности сообщаемых ими сведений о себе, что дает ощущение безопасности;

– члены группы стремятся к совместному обсуждению и решению всех групповых (а при договоренности и внегрупповых) вопросов;

– члены группы при пропуске занятий предупреждают ведущего или одного из членов группы, чтобы все члены группы и лидер были в курсе возможных декомпенсаций участников группы.


6.3 Общие вопросы организации и создания группы самопомощи

 

Отношения между группами самопомощи и профессионалами, работающими частным образом или в государственных учреждениях, варьируют от тесного сотрудничества до антагонизма. Для некоторых групп независимость от авторитета, методов и финансирования профессионалов является делом принципа. Но даже ярые приверженцы групп самопомощи все больше признают важность того, как профессионалы создают, консультируют и легитимируют некоторые из таких групп. По данным проведенных исследований, около трети групп самопомощи были основаны, по меньшей мере, при содействии профессиональных помощников. Профессионалы и непрофессионалы тесно взаимодействуют между собой в деятельности многих групп, имеющих отношение к физическому здоровью. Такие организации, как АА, часто получают существенную поддержку со стороны психиатров и клинических психологов.

Специалисты выделяют следующие рекомендации к созданию подобных групп:

• группа формируется на основе одного основополагающего принципа, по остальным показателям она может быть разнородной;

• участие в группе должно быть свободным и добровольным;

• группа должна быть нацелена на решение актуальных для данного круга лиц проблем, на создание у них достаточной мотивации к объединению и участию в ней.

Возможны два пути образования (создания) группы самопомощи. Первый, прямой — предложение по организации встреч. Второй, косвенный — приглашение на собрание или встречу с каким-либо интересным или полезным собеседником, т.е. создание ситуации, благоприятной для неофициального знакомства, общения, обмена информацией и т. п. Возможен и совершенно иной принцип — выявление уже имеющихся кругов неформального общения, выполняющих функции поддержки и взаимопомощи. В этом случае организационные функции служб социальной защиты могут заключаться лишь в выяснении про­блем и запросов данной группы и оказании ей социальной по­мощи.

Следующим шагом для создания группы является поиск лидера-ведущего. В его функции обычно входят организация места сбора группы, помещения, способствующего возникновению групповой сплоченности; постоянное активное вовлечение участников группы и членов их семей в работу, совместное преодоление актуальных проблем, обсуждение индивидуального опыта, проведение досуга; организация эффективного общения на период сбора группы; оказание при необходимости экстренной индивидуальной психологической помощи, готовность выслушать и понять любого члена группы; помощь в поиске информации по жизненно важным вопросам; помощь в налаживании прямых связей участников группы между собой; создание теплой дружеской атмосферы в период сбора членов группы; при желании рядовых чле­нов группы совместная с ними разработка правил работы группы, правил приема, общих ритуалов и т.п.; посредничество в решении социальных, юридических, финансовых и медико-психологических проблем.

В случае, если группа была инициирована специалистами (социальным работником, психологом), ведущий группы организует знакомство незнакомых членов группы между собой и с делом; обсуждение вопроса о составе группы (если группу планируют сделать открытой, возможна разработка правил или ритуала приема); группа ставится в известность относительно необходимости требований к групповой работе, вырабатываются собственные правила работы; вырабатываются санкции за отступление от групповых правил; определяются основные цели группы как на уровне реальной проблематики, так и на психологическом уровне.

В зависимости от специфики группы применяются разнообразные методы (например, групповые дискуссии, эмпатические слушания, упражнения по технике эффективного общения, релаксация, саморегуляция, обсуждение проблем и т.п.). Каждая встреча, а также смысловые этапы в жизнедеятельности группы должны завершаться подведением итогов, определением ориентиров на будущее. Необходимо позаботиться о создании возможностей для неформальных встреч участников группы друг с другом вне занятий. Основная цель — передача инициативы самим членам группы, уход ведущего «на права гостя».

В случае если группа сложилась стихийно, социальный работник изучает специфику группы, объединяющие ее позитивные и негативные черты; создает в уже возникшей группе условия для более эффективного общения и деятельности (организация места сбора группы, финансово-материальная помощь, консультативные, информационные услуги, привлечение необходимых специалистов и т.п.).

Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Есть, однако, и некоторые негативные последствия стихийного формирования групп: замыкание членов группы на самих себе, закрытость к общению вне группы; фиксация на собственных проблемах; формирование враждебного отношения к тем, кто не переживает схожих проблем, что возможно при высоком уровне агрессии у членов группы, наличии негативно настроенного лидера.

Контрольные вопросы

Назовите главные принципы работы групп самопомощи?

Чем группы самопомощи отличаются от общественных организаций?

Перечислите основания классификаций групп самопомощи?

Выделите общие терапевтические черты, которые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов групп самопомощи?

Какова роль социального работника и государственных органов в организации и создании групп самопомощи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.008 с.)