Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, задачи и место прохождения учебной практикиСодержание книги Поиск на нашем сайте
В структурном плане полевая ландшафтно-экологическая практика состоит из двух тесно связанных и взаимодополняющих частей: геоботанической и ландшафтной. Эти части объединены общими целями и задачами, методическими установками и объектами полевых исследований. Цель ландшафтно-экологической практики состоит в оказании помощи студентам в освоении методов полевого изучения ландшафтной структуры территории, растительного покрова как индикатора антропогенной нагрузки на природные комплексы и развитии навыков самостоятельной работы при выполнении полевых исследований. Задачи практики строятся на приобретении студентами знаний, умений и навыков полевого выявления растительных сообществ, анализа флористического и фитоценотического разнообразия, определения роли экологических и антропогенных факторов в их формировании, выявления, картирования и описания природно-территориальных комплексов (ЛТК) ранга урочищ и местностей, а также составления рекомендаций по рациональному использованию территории и охране природы. Оптимальным местом для организации полевого учебного процесса следует считать любую особо охраняемую природную территорию или территорию с хорошо сохранившимися естественными ландшафтными комплексами, участками местности с традиционным природопользованием и участки сильно измененных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека.
III. Содержание учебной практики В физико-географическом отношении территория проведения полевой практики должна отличаться геолого-геоморфологическими особенностями, формирующими неповторимое сочетание специфических природных комплексов с уникальной биотой, которая представляет объект особой охраны и служит индикатором современного экологического состояния территории. В связи с данной особенностью особое внимание уделяется освоению методов изучения растительного покрова. Так, флористическое обследование места практики и прилегающих территории позволяет изучить флору урочищ, находящихся в разных режимах использования, установить особенности ее трансформации, получить навыки правильной гербаризации собранных растений. Сравнительный анализ флоры конкретных участков устанавливает ее сходство, степень трансформации, экологическое состояние. При таком анализе, в частности, выявляется присутствие редких и реликтовых элементов флоры, а также их состояние. Закладкой пробных площадей в разных типах растительных сообществ у студентов вырабатываются навыки пространственного анализа биоты (комплексность, мозаичность) природных комплексов, получения качественных и количественных характеристик сообществ. Зарисовка вертикальных проекций позволяет составить представление о биоморфоструктуре сообществ, экологическом состоянии биотопов, освоении биотопов растительными организмами с особым спектром адаптационных признаков, а также степени трансформации сообществ под влиянием антропогенного фактора. Полученные при изучении растительного покрова навыки полевого описания биоты используются при исследовании природных комплексов района практики, наряду с ландшафтно-типологическим картированием и ландшафтно-экологическим профилированием, которые сопровождаются работой на основных и картировочных точках.
Содержание практики 1. Основы геоботаники. (Приложение 2, 3) Геоботаника (фитоценология) - наука о растительных сообществах, их строении и путях управления их жизнью. Строение и признаки растительного сообщества. Видовой состав. Видовое богатство и зависимость его от условий среды. Видовая насыщенность. Видовое обилие. Площадь выявления видового состава. Экологическая и фитоценотическая неоднородность видового состава. Приуроченность видов к определенным растительным сообществам. Физиономичность растительных сообществ. Ярусность. Причины образования ярусов. Ярусностъ подземная и надземная. Экология растений разных ярусов. Синузиальное строение. Разновременные синузии. Относительная самостоятельность синузий. Микрогругашровки. Экологическая ниша. Полог. Количественное соотношение видов в растительном сообществе. Обилие и покрытие. Определение обилия. Методы оценки обилия. Учет обилия в разных типах растительных сообществ: лесных, луговых, степных. Покрытие. Определение покрытия и «истинное» покрытие. Методы учета покрытия. Особенности учета покрытия в разных растительных сообществах: лесных, луговых, степных. Горизонтальная проекция. Горизонтальное размещение растений. Зависимость размещения видов от структуры сообщества и степени однородности условий среды. Встречаемость видов и ее учет. Фенологическое состояние видов. Важность учета фенологии видов. Фенологический спектр растений и его практическое значение. Внешняя среда в растительном сообществе. Географическое положение, рельеф, микрорельеф, почвенно-грунтовая характеристика биотопа. Гидрологические условия. Нарушенность сообщества. Экология растительных сообществ. Экологические факторы, определяющие жизнь растительных сообществ: климатические, почвенные, орографические, биотические и антропогенные. Оценка их важности для растительных сообществ. Преобразующее влияние растительных сообществ на природные факторы - выработка фитосреды. Световой режим в разных типах растительных сообществ. Группы растений по отношению к световому довольствию. Качественное и количественное изменение света внутри растительных сообществ. Систематические единицы сообществ: ассоциация, группа ассоциаций. 2. Систематика растений. Систематика растений - наука о классификации растений. Понятие о таксономической структуре. Вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, подцарство, царство. Бинарная номенклатура К. Линнея. Определение систематического положения особей растений по дихотомическому ключу. 3. Изучение ландшафтно-экологической структуры местности. Природные особенности района исследования. Физико-географическая специфика отдельных компонентов природы, их роль и значение в формировании современной ландшафтной структуры. Основы полевых ландшафтных исследований. Представление о ландшафтных комплексах в современной ландшафтной географии. Региональные природные комплексы, их особенности, критерии выделения. Полевое исследование региональных природных комплексов. Типологические ландшафтные комплексы, их особенности, критерии выделения, таксономия. Полевое исследование низших типологических ландшафтных комплексов: типов местностей, типов урочищ. Парагенетические и парадинамические комплексы (системы), их особенности, критерии выделения. Положение парагенетических и парадинамических комплексов в системе типологических и региональных единиц. Полевое исследование типологических комплексов. Морфологическая структура ландшафтов района практики. Морфологическое сходство. Характерные типы местности района проведения полевой учебной практики. Характерные индикационные признаки типов местности. Распознавание типов местности в полевых условиях. Предварительное выделение типов местности на основе государственных фондовых материалов для составления ландшафтно-типологической карты. Типы урочищ. Основание для выделения типов урочищ в полевых условиях. Особенности их полевого изучения и картографирования. Представление о пространственной динамике типов урочищ. Диагностические признаки урочищ. Парагенетические ландшафтные комплексы - системы. Полевой анализ системных связей на примере эрозионных парагенетических комплексов. Методы полевых ландшафтных исследований. Наблюдения на точках. Основные, картировочные, опорные и специализированные точки, их выбор и порядок проведения описаний на них. Привязка точек по отношению к твердым ориентирам: прямая засечка, графический способ обратной засечки. Бланки для производства описаний. Особенности построения бланков для пополнения базы данных. ГИС особо охраняемой территории. Ландшафтно-типологическое картирование. Глазомерная съемка способами обхода и засечек. Особенности составления легенды и подбор условных знаков для ландшафтно-типологической карты. Проведение рекогносцировочных исследований и выбор точек для производства описаний. Оценка влияния антропогенного воздействия на природные комплексы. Ландшафтное профилирование. Особенности составления ландшафтных профилей в полевых условиях. Ряды сопряжения низших типологических единиц: типов местности и урочищ, их приуроченность к определенным формам рельефа, литологическим особенностям горных пород, уровню залегания подземных и грунтовых вод, ходу микроклиматических процессов и т.д. Выбор линии ландшафтного профиля. Выбор точек описания на профиле. Нанесение границ природных комплексов. Метод сближения точек. Плановая полоса с изображением фрагментов ландшафтных комплексов. Работа на ключевых участках. Самостоятельное описание типологических комплексов ранга урочищ и типов местности в полевых условиях. Составление ландшафтного описания района практики. Оформление ландшафтной карты. Составление макета карты. Оптимальное размещение элементов и вспомогательного оснащения карты. Обеспечение минимально возможного и наиболее удобного в пользовании формата карты. Врезные карты, диаграммы, таблицы, профили, графики, легенда. Группировка врезок по тематическим признакам. Врезки, характеризующие природные предпосылки ландшафтной дифференциации территории. Табличные врезки и легенда. Подбор шрифтов. Варианты представления карты: цветной, черно-белый.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.221 (0.007 с.) |