Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа проведения полевой учебной

Поиск

Программа ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ УЧЕБНОЙ

ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Группа

 

Дата Содержание работы
25.06.18 Работа на агростанции
26.06.18 Работа на агростанции
27.06.18 Знакомство с программой практики и методами исследования. Изучение природного комплекса района исследования (г.Горно-Алтайска) по литературным источникам.
28.06.18 Рекогносцировочный маршрут по территории исследования с целью знакомства с особенностями компонентов природы и ландшафтной структурой места прохождения полевой учебной практики. Знакомство с флорой и общей методикой производства геоботанических исследований. Работа на геоботанических площадках под руководством преподавателя. Практическая работа по гербаризации (фотографирование) типичных видов растений.
29.06.18 Самостоятельная работа на геоботанических площадках. Составление описаний лугово-степного, лугового и лесного сообществ. Выявление индикационной роли растений по оценке ландшафтно-экологической обстановки в различных природных условиях и различных ландшафтных комплексах.
30.06.18 Оформление отчета по геоботаническому исследованию.
02.07.18 Работа на агростанции
03.07.18 Работа на агростанции
04.07.18 Знакомство с основными категориями ландшафтных комплексов. Составление полевого описания природных комплексов, оценка их экологического состояния и хозяйственного использования.
05.07.18 Самостоятельная работа по изучению антропогенного влияния на компоненты природной среды.
06.07.18 Самостоятельная работа. Составление описаний природных комплексов, оценка их экологического состояния и особенностей хозяйственного использования. Выявление тенденций развития ландшафтов. Обработка полученных материалов. Составление отчета.
07.07.18 Зачет

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. Пояснительная записка

Комплексная ландшафтно-экологическая полевая практика проводится в соответствии с учебным планом специальности «020802 - природопользование» в течение 12 дней (72 часов) после третьего курса и является основой для закрепления теоретических знаний студентов, полученных на лекционных, лабораторно-практических занятиях по землеведению, геологии, почвоведению, экологии, ландшафтоведению и др. честным дисциплинам. Полевая практика предшествует самостоятельной производственной работе студентов по сбору материалов для выполнения курсовых и дипломных работ на четвертом и пятом курсах.

 

Содержание практики

1. Основы геоботаники. (Приложение 2, 3) Геоботаника (фитоценология) - наука о растительных сообществах, их строении и путях управления их жизнью.

Строение и признаки растительного сообщества. Видовой состав. Видовое богатство и зависимость его от условий среды. Видовая насыщенность. Видовое обилие. Площадь выявления видового состава. Экологическая и фитоценотическая неоднородность видового состава. Приуроченность видов к определенным растительным сообществам. Физиономичность растительных сообществ.

Ярусность. Причины образования ярусов. Ярусностъ подземная и надземная. Экология растений разных ярусов.

Синузиальное строение. Разновременные синузии. Относительная самостоятельность синузий. Микрогругашровки. Экологическая ниша. Полог.

Количественное соотношение видов в растительном сообществе. Обилие и покрытие. Определение обилия. Методы оценки обилия. Учет обилия в разных типах растительных сообществ: лесных, луговых, степных.

Покрытие. Определение покрытия и «истинное» покрытие. Методы учета покрытия. Особенности учета покрытия в разных растительных сообществах: лесных, луговых, степных. Горизонтальная проекция.

Горизонтальное размещение растений. Зависимость размещения видов от структуры сообщества и степени однородности условий среды. Встречаемость видов и ее учет.

Фенологическое состояние видов. Важность учета фенологии видов. Фенологический спектр растений и его практическое значение.

Внешняя среда в растительном сообществе. Географическое положение, рельеф, микрорельеф, почвенно-грунтовая характеристика биотопа. Гидрологические условия. Нарушенность сообщества.

Экология растительных сообществ. Экологические факторы, определяющие жизнь растительных сообществ: климатические, почвенные, орографические, биотические и антропогенные. Оценка их важности для растительных сообществ. Преобразующее влияние растительных сообществ на природные факторы - выработка фитосреды.

Световой режим в разных типах растительных сообществ. Группы растений по отношению к световому довольствию. Качественное и количественное изменение света внутри растительных сообществ.

Систематические единицы сообществ: ассоциация, группа ассоциаций.

2. Систематика растений. Систематика растений - наука о классификации растений. Понятие о таксономической структуре. Вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, подцарство, царство.

Бинарная номенклатура К. Линнея. Определение систематического положения особей растений по дихотомическому ключу.

3. Изучение ландшафтно-экологической структуры местности. Природные особенности района исследования. Физико-географическая специфика отдельных компонентов природы, их роль и значение в формировании современной ландшафтной структуры.

Основы полевых ландшафтных исследований. Представление о ландшафтных комплексах в современной ландшафтной географии. Региональные природные комплексы, их особенности, критерии выделения. Полевое исследование региональных природных комплексов.

Типологические ландшафтные комплексы, их особенности, критерии выделения, таксономия. Полевое исследование низших типологических ландшафтных комплексов: типов местностей, типов урочищ.

Парагенетические и парадинамические комплексы (системы), их особенности, критерии выделения. Положение парагенетических и парадинамических комплексов в системе типологических и региональных единиц. Полевое исследование типологических комплексов. Морфологическая структура ландшафтов района практики. Морфологическое сходство. Характерные типы местности района проведения полевой учебной практики. Характерные индикационные признаки типов местности. Распознавание типов местности в полевых условиях. Предварительное выделение типов местности на основе государственных фондовых материалов для составления ландшафтно-типологической карты.

Типы урочищ. Основание для выделения типов урочищ в полевых условиях. Особенности их полевого изучения и картографирования. Представление о пространственной динамике типов урочищ. Диагностические признаки урочищ.

Парагенетические ландшафтные комплексы - системы. Полевой анализ системных связей на примере эрозионных парагенетических комплексов.

Методы полевых ландшафтных исследований. Наблюдения на точках. Основные, картировочные, опорные и специализированные точки, их выбор и порядок проведения описаний на них. Привязка точек по отношению к твердым ориентирам: прямая засечка, графический способ обратной засечки. Бланки для производства описаний. Особенности построения бланков для пополнения базы данных. ГИС особо охраняемой территории. Ландшафтно-типологическое картирование. Глазомерная съемка способами обхода и засечек. Особенности составления легенды и подбор условных знаков для ландшафтно-типологической карты. Проведение рекогносцировочных исследований и выбор точек для производства описаний. Оценка влияния антропогенного воздействия на природные комплексы.

Ландшафтное профилирование. Особенности составления ландшафтных профилей в полевых условиях. Ряды сопряжения низших типологических единиц: типов местности и урочищ, их приуроченность к определенным формам рельефа, литологическим особенностям горных пород, уровню залегания подземных и грунтовых вод, ходу микроклиматических процессов и т.д. Выбор линии ландшафтного профиля. Выбор точек описания на профиле. Нанесение границ природных комплексов. Метод сближения точек. Плановая полоса с изображением фрагментов ландшафтных комплексов.

Работа на ключевых участках. Самостоятельное описание типологических комплексов ранга урочищ и типов местности в полевых условиях. Составление ландшафтного описания района практики.

Оформление ландшафтной карты. Составление макета карты. Оптимальное размещение элементов и вспомогательного оснащения карты. Обеспечение минимально возможного и наиболее удобного в пользовании формата карты. Врезные карты, диаграммы, таблицы, профили, графики, легенда. Группировка врезок по тематическим признакам. Врезки, характеризующие природные предпосылки ландшафтной дифференциации территории. Табличные врезки и легенда. Подбор шрифтов. Варианты представления карты: цветной, черно-белый.

VI. Литература

 

1. Беручашвили Н.Л. Методы комплексных физико-географических исследований: Учебник / Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова. - М.Л., 1997. - 320 с.

2. Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

3. Ипатов В.С. Фитоценология / В.С. Ипатов, Я.А. Кирилова. - СПб., 1997.-314 с.

4. Гербарное дело / Под ред. Д. Бридсон. Л. Форман-Кью. - М., 1995 -341 с.

5. Лазарев Н. С. Методика сбора гербариев / Н.С. Лазарев, А.С. Богомолов. – М., 1996 – 22 с.

 

 


Приложение 1

Схема отчета по учебной практике

ПРЕДИСЛОВИЕ. Формальные сведения о работе: какая группа с подразделением на бригады, в какие сроки, где и на основании чего проходила учебную полевую практику.

ВВЕДЕНИЕ. Географическое положение района практики и особенно - положение района в сетке физико-географического районирования. Самые общие особенности природы территории. Цель и задачи практики. Структура изложения материала.

Часть первая

ОБЩАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПРАКТИКИ. В этом разделе могут быть приведены все отраслевые главы в такой последовательности: геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительность, животный мир. При кратком изложении главы могут не выделяться, но материал излагается в указанной последовательности. Необходимо при написании раздела прослеживать межкомпонентные связи, которые приводят к дифференциации территории. Например, как повлияла тектоническая структура и проявления новейшей тектоники на физико-географическую дифференциацию; как отразился состав горных пород на современном рельефе; какая роль в дифференциации ландшафтов принадлежит климатическим факторам, водному режиму и т.д. При написании раздела обычно обращаются к опубликованным и фондовым источникам. На них по тексту обязательно должна быть сделана ссылка, а источник включен в список использованной литературы.

Часть вторая

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Вследствие того, что учебная практика направлена на отработку у практикантов умений и навыков самостоятельной полевой работы, все методические приемы полевой работы должны быть кратко изложены в разделе. Необходимо охарактеризовать особенности ландшафтно-типологического картирования, принципы и методы выявления ландшафтной структуры территории и оценки современного состояния природных комплексов в условиях специфического природопользования (заповедный режим, сельскохозяйственное использование, лесохозяйственное использование, горная добыча и т.д.).

Часть третья

ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Разделы третьей части в отчете представляются основными и требуют особенно тщательной и детальной проработки.

Глава 1. История возникновения и развития ландшафтов района практики. Формирование ландшафтной структуры территории практики тесно связано как с динамическими отношениями в ландшафтной сфере Земли, особенно в четвертичное время, так и с хозяйственным освоением и современным использованием территории. Глава составляется преимущественно по литературным источникам.

Глава 2. Характеристика природных комплексов и их современного состояния. Глава полностью составляется на основе личных полевых исследований авторов отчета. Она может быть разделена на отдельные части, к примеру, по характеристикам типов местности, выделенных на территории и типов урочищ, входящих в состав типов местности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изложение итогов практики.

ЛИТЕРАТУРА. В список включаются все источники, упомянутые в тексте. Список составляется по правилам ГОСТа. Фондовые материалы перечисляются после опубликованных работ. Общие работы должны быть представлены в списке минимальным количеством источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Включают все не вошедшие в основной текст отчета карты, графики, профили, фотографии, образцы дешифрированных аэрофотоснимков и т.д.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Введение

Геоботанические исследования, являясь основной формой работы полевых ботаников, включают в себя комплексное изучение как самих растений, так и среды их обитания, которые оказывают взаимное влияние и, в определенной степени, "формируют друг друга".

Связано это, в первую очередь, с тем, что произрастание как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, напрямую зависит от комплекса физико-географических факторов, в первую очередь — от особенностей рельефа, почв и почвообразующих пород данной территории. Особенно велика, при этом, роль рельефа, который, хотя и косвенно, влияет на растительность и, являясь мощным трансформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое влияние на специфику фитоценозов и их распространение.

В свою очередь растения и сформированные ими фитоценозы изменяют среду своего обитания — макро- и микроклимат, состав, структуру и влажность почвы, подземную и поверхностную гидросеть. Будучи функционально связанными с комплексом физико-географических условий, растения и их сообщества, могут быть использованы как индикаторы (особенно виды и фитоценозы с узкой экологической амплитудой) различных особенностей природных условий — аэрации и увлажнения почвы, ее засоленности, карбонатности и механического состава, глубины залегания почвенно-грунтовых вод и т.п. Наиболее надежными индикаторами являются не отдельные виды, а группы видов или целиком растительные сообщества.

Методам изучения флоры, как комплекса произрастающих видов растений, и растительных сообществ — фитоценозов, посвящено данное методическое пособие.

 

Основные понятия и термины

 

Классификация фитоценозов

Для того, чтобы разобраться в многообразии фитоценозов, слагающих растительный покров определённого региона, их систематизируют, используя классификацию соподчиненных единиц. Из классификационных единиц приходится иметь дело с ассоциацией (основной низшей таксономической единицей) и типом растительности (высшим таксоном). Другие классификационные единицы (группа ассоциаций, формация, группа формаций, класс формаций) используются в той или иной степени лишь при построении легенды к профилю.

Существует большое количество определений ассоциации — кратких и пространных. Главное, что из одной ассоциации относятся фитоценозы, сходные по видовому составу, структуре и условиям местообитания.

Составление флоры

Перед началом комплексного геоботанического исследования проводят рекогносцировочное изучение флоры — составление списка произрастающих в данной местности растений по основным типам биотопов (ландшафтных выделов). Делается это, с одной стороны, с целью составления общего представления о растительности исследуемого района, с другой - с учебными и тренировочными целями. При ведении «поточных» геоботанических изысканий этот этап геоботанического исследования можно опускать.

Составление списка видов растений лучше проводить на заранее намеченном маршруте, охватывающем разнообразные и контрастные местообитания, типичные и нетипичные для данной территории.

Маршрут лучше закладывать с использованием топографической карты, карты лесоустройства или с использованием иных сведений о ландшафтной структуре местности. В любом случае, флористический маршрут должен проходить через основные структурные единицы ландшафта ("снизу - вверх": прирусловую часть реки, пойму, террасы, склон коренного берега, коренной берег долины, водораздел), а также различные типы растительных сообществ (леса, луга, болота, агроландшафт, населенные пункты и т.п.).

В каждом биотопе работа проводится в следующем порядке;

1) в полевом дневнике указывается номер точки;

2) описываются физические особенности местообитания и особенности растительного сообщества (положение в рельефе, окружение точки).

3) записывается перечень всех видов растений, произрастающих на данной точке.

При невозможности определения видов растений в поле их следует загербаризировать.

Описание фитоценозов

Описание фитоценоза ведётся в определённой последовательности на специальных бланках. В зависимости от поставленных перед исследователем задач описание может быть сделано с различной степенью подробности. Чаще всего используется один типовой бланк для описания как лесных, так и травянистых фитоценозов (рис. 1). При характеристике последних графы, относящиеся к древесному и кустарниковому ярусам, не заполняются.

Перед выходом на описания следует заготовить достаточное количество бланков, растиражировав вставку на страницах 10-13 данного пособия в виде брошюры формата А5 (сложенный вдвое стандартный лист формата А4 - 297 х 210 мм).

Заполнение бланка - один из ответственных этапов геоботанического исследования территории и формальное отношение к этой операции резко снижает качество материала или делает его вовсе непригодным. Ниже приводится характеристика тех пунктов бланка, которые требуют дополнительного пояснения или имеют особое методическое значение.

Название ассоциации

Название ассоциации даётся по доминирующим видам.

Название лесных ассоциаций составляется по доминантам каждого яруса, начиная с древесного. Если в ярусе имеется несколько доминантов, то в названии ассоциации они соединяются дефисом и преобладающий из них ставится на последнее место.

Например, ассоциация с господством в древостое дуба и несколько меньшим обилием липы, с доминированием в подлеске лещины обыкновенной и в травяном покрове - осоки волосистой и зеленчука жёлтого с преобладанием осоки - может быть названа: липово-дубовая лещиновая зеленчуково-волосисто-осоковая.

В названиях травянистых ассоциаций при таком способе наименований обычно не учитывается принадлежность доминантов к определённому ярусу. Доминирующие виды соединяются дефисом в таком порядке, при котором доминант с наибольшим обилием ставится на последнее место. Например, луговая ассоциация с доминантами щучкой, лютиком едким и осокой заячьей с явным преобладанием щучки может быть названа: осоково-лютиково-щучковая.

Если в травостое преобладает один злак, например, мятлик луговой, осоки отсутствуют, представителей бобовых мало, а среди видов разнотравья доминирующих видов нет, но в совокупности они играют заметную роль в фитоценозе, то такой фитоценоз следует отнести к разнотравно-мятликовой ассоциации.

Другой способ составления названия ассоциации сводится к перечислению доминантов каждого яруса, начиная с верхнего, разделённых знаком тире.

Если ярус образован несколькими доминантами, то они соединяются между собой знаком плюс, причём в этом случае преобладающий доминант ставится на первое место: дуб черешчатый + липа обыкновенная - лещина обыкновенная - осока волосистая + зеленчук жёлтый.

При составлении названий полидоминантных ассоциаций следует всё-таки стремиться к тому, чтобы названия не были слишком громоздкими. Название ассоциации следует давать после завершения описания фитоценоза, т.е. уже после детального анализа флористического состава и структуры данного фитоценоза с окончательным уточнением названия в период камеральной обработки бланков.

Ярусы

Ярусы - самые крупные структурные части вертикального строения фитоценоза.

При выделении и описании ярусов следует усвоить pw основных положений:

1 Ярусное (вертикальное) расчленение фитоценозов определяется тем, что каждый фитоценоз сформирован растениями разной высоты и относящимися к различным биоморфам (жизненным формам) - деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи и др.

2. Отсчёт ярусов ведётся сверху, т.е. наиболее высокие растения относят к первому ярусу.

3 В один ярус следует включать все надземные части входящих в него растений, т.е. ярусы в фитоценозе располагаются не отдельными слоями или этажами один под другим, а как бы вложены один в другой.

4. Ярусы должны хорошо отграничиваться друг от друга, а входящие в них растения формировать достаточно сомкнутые образования. Если этого нет, то следует говорить о ярусной невыраженности. Например, в лесном сообществе единично растущие кустарники или небольшие разбросанные куртинки мхов не образуют соответственно ни яруса подлеска, ни яруса мохового покрова.

5. Каждый ярус занимает определенную экологическую нишу. В одном и том же ярусе находятся растения, близкие по экологии.

Благодаря ярусности в фитоценозе уживается большое количество видов растений, которые наиболее полно используют среду обитания.

Существуют разные принципы толкования выделения ярусов.

Наиболее простым, хотя и более формальным подходом, является разграничение ярусов по высоте расположения крон и облиственных частей растений. При таком подходе один и тот же вид может входить в разные ярусы.

В лесных фитоценозах чаще выделение ярусов производят по жизненным формам, когда всё сообщество расчленяется на древесный, кустарниковый, травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы. Можно выделять также несколько ярусов древесных, кустарниковых, травянистых или в пределах древесного, кустарникового и т.д. выделять подъярусы (т.е. этажи, различающиеся по составу и высоте в пределах яруса).

Однако, ярус - понятие не только морфологическое, но экологическое и фитоценотическое (Сукачев, 1972). Согласно такому пониманию яруса один и тот же вид не может входить в разные ярусы. Если в лесу деревья одного вида имеют разную высоту из-за молодости или их угнетённости, то более низкие по высоте особи (по сравнению с предельной высотой деревьев) выделяют в разные пологи.

 

Для травянистых фитоценозов обычно бывает сложно установить ярусную структуру (особенно при разовом посещении), так как большая часть растений в течение вегетационного периода входит в состав разных пологов, высота которых всё время изменяется. В таких случаях следует учитывать действительное распределение растений по высоте.

Для травянистых растений высота ярусов определяется по максимальной высоте входящих в него растений независимо от того, представлены они вегетативными или генеративными побегами.

Когда ярусность выражена не отчётливо и отдельные ярусы выделить сложно, то достаточно отметить верхний уровень той части травостоя, выше которой густота травостоя резко падает. Последнее особенно важно при хозяйственной оценке сенокосов и пастбищ (Ярошенко, 1969).

Ярусы обозначаются римскими цифрами. Высота деревьев и кустарников даётся в метрах, травянистых растений и кустарничков - в сантиметрах.

Мозаичность.

Горизонтальную структуру фитоценоза называют мозаичностью. Она характеризует пятнистость, пестроту фитоценоза. Основными структурными единицами мозаичности являются микрофитоценозы и микрогруппировки.

Микрофитоценозы - структурные единицы горизонтального расчленения всего фитоценоза, включающие все ярусы.

Микрогруппировки - структурные единицы в пределах одного яруса.

Списки видов

Очень важным этапом является выявление флористического состава ярусов, т.е. составление списка видов для каждого яруса. Видовой состав - главный признак фитоценоза, и его выявление -основа любого геоботанического исследования.

Сомнительные виды и те растения, для которых в поле невозможно установить видовую принадлежность, следует включать в бланк описания под порядковыми номерами и под соответствующими же номерами собирать в гербарий для определения и уточнения их названий в камеральных условиях. Для трудно определяемых и визуально плохо различаемых в поле растений (как, например, мхи, лишайники или всходы растений) желательно составить специальные коллекции наиболее типичных и часто встречающихся видов этих групп на исследуемой территории.

Составление видового списка древостоя и кустарникового яруса не вызывает больших затруднений, так как деревья и кустарники представлены небольшим числом видов, легко различаемых и потому хорошо запоминающихся. Деревья и кустарники располагают в списке ПО степени их участия первое место ставят виды с большим обилием (характеристику обилия см. ниже).

Травянистые растения встречаются на пробной площади обычно в большем количестве по сравнению с деревьями и кустарниками, поэтому для травяного яруса чаще всего список составляется в том порядке, в каком виды попадаются при её обходе.

Для того, чтобы не пропустить виды, произрастающие на пробной площади, желательно занесение растений в бланк описания производить следующим способом. Сначала включать все виды, встречающиеся в какой-либо точке близ границы пробной площади. Затем, передвигаясь вдоль границ пробной площади, постепенно пополнять список новыми видами, после чего пробная площадь пересекается по диагоналям с тем, чтобы включить ещё не попавшие в список виды растений.

Такой способ составления флористического списка даёт возможность сделать его наиболее полным и сохранить участок от вытаптывания для дальнейшей характеристики растительности (особенно при групповом описании пробной площади).

В луговых фитоценозах можно ввести список по агроботаническим группам, отдельно выделяя злаки, осоки, бобовые, разнотравье.

Ценотические группы.

Разные виды в фитоценозе играют неодинаковую роль или иначе имеют различную ценотическую значимость. На этом основано подразделение видов растений на определённые группы, название которых и число различно у разных авторов.

При простейшей классификации выделяют три основные группы:

Эдификаторы - виды, которые могут устойчиво доминировать и оказывать существенное влияние на формирование фитосреды сообщества, т.е. это строители данного фитоценоза.

Доминанты - господствующие виды, но характеризующиеся слабой средообразующей способностью в фитоценозе.

Ассектаторы - виды, неспособные доминировать, хотя в совокупности их роль в формировании фитосреды в некоторых фитоценозах может быть ощутимой.

Обилие

Для оценки ценотической роли вида в фитоценозе большое значение имеет определение его обилия, т.е. его количества на пробной площади. Обилие определяется различными показателями. Наиболее доступны глазомерные методы учёта, выражают баллах; реже используются числовые методы особей каждого вида.

При описании древостоев для оценки роли каждой древесной породы в лесном фитоценозе определяют состав древостоя. Под составом древостоя принято понимать степень участия каждой породы в древостое данного фитоценоза. Состав древостоя определяется методом относительного учёта, т.е. когда оценивается соотношение между численностью разных пород; для древостоя оно выражается в виде формулы по 10-балльной шкале. Общее число стволов на пробной площади принимают за 10 единиц (что соответствует 100%), участие каждой породы в смешанных насаждениях оценивается в долях от 10. Древесные породы обозначаются в формуле первыми буквами своего наименования (Е - ель, С - сосна, Лп - липа, Д - дуб, Ол - ольха и т.д.). Коэффициенты, стоящие перед названием древесных пород, показывают относительное участие их в древостое.

Примеры: формула 6Е4Б означает, что древостой насаждения на 60% образован елью и на 40% - берёзой; формула 10Е означает, что насаждение чистое, состоит из одной древесной породы - ели. Если участие какой-либо породы в насаждении меньше единицы (т.е. меньше 10%), то в формуле состава древостоя присутствие этой породы отмечается знаком плюс. Так, например, формула 10Е+Б означает, что в древостое кроме ели имеется незначительная примесь берёзы. Пересчёт стволов занимает немного времени, особенно когда во избежание ошибок каждое сосчитанное дерево нумеруется мелом.

Наиболее точные данные для оценки обилия древесных пород можно получить лишь путём определения массы или объёма каждого вида, что чаще всего в условиях рекогносцировочных исследований неприемлемо. Однако в отдельных случаях приходится прибегать к глазомерной оценке массы, например, когда в лесном сообществе число стволов дуба невелико, но он имеет значительную высоту и большой диаметр, а берёза представлена большим числом, но тонких стволов. Если в данном случае учитывать участие пород только по числу их стволов, то составится неверное представление о данном фитоценозе. Роль эдификатора и доминанта здесь играет дуб, он преобладает по массе и лес следует назвать берёзово-дубовым, а не дубово-берёзовым, несмотря на преобладание стволов берёзы.

Обилие видов растений всех других ярусов лесных фитоценозов определяется методами абсолютного учёта, когда количество особей данного вида учитывается безотносительно к количеству особей других видов. Применяются глазомерные методы учёта, так как числовые методы трудоёмки и используются обычно при стационарных исследованиях.

 

Глазомерная количественная оценка обилия осуществляется посредством различных шкал, где баллами обозначаются разные степени обилия.

 

ТАБЛИЦА 1. Шкала оценок обилия по Друде (с дополнениями А.А. Уралова)

Обозначение обилия по Друде Характеристика обилия Среднее наименьшее расстояние между особями (счетными единицами) вида, см
сор3 (copiosae3) сор2 (copiosae2) cop1 (copiosae1) sp (sparsae) sol (solitariae) очень обильно обильно довольно обильно рассеянно единично не более 20 20–40 40–100 100–150 более 150

 

Наиболее широкое применение для оценки обилия травянистых растений получила шкала Друде в интерпретации А.А.Уралова (табл. 1). А.А.Уралов, базируясь на том положении, что чем больше особей вида встречается на площади, тем (в среднем) должно быть меньшим и расстояние между ними, предпринял попытку охарактеризовать баллы в шкале Друде средними величинами наименьших расстояний между растениями данного вида. Некоторые авторы считают, что при использовании шкальных оценок обилия неизбежно приходится сочетать представление о количестве экземпляров каждого вида (оцененного определённым баллом шкалы) с представлением о его покрытии (Ярошенко, 1969).

Однако обилие и проективное покрытие характеризуют разные свойства фитоценозов, поэтому корреляция соотношений этих категорий не всегда даёт правильные результаты. Так, растения с распростёртыми многочисленными густооблиственными ветвями при небольшом обилии будут иметь значительное проективное покрытие, и, напротив, мелкие малооблиственные растения, встречаясь в большом обилии, будут характеризоваться небольшим проективным покрытием. Для таких видов необходимо указывать и обилие, и проективное покрытие.

Кроме перечисленных ступеней обилия иногда употребляют ещё ступень im (unicum) для видов, встреченных в единственном экземпляре на всей описываемой площади. Иногда применяют комбинированные оценки обилия, например, sol-sp, sp-cop. Такие оценки показывают, что обилие колеблется между двумя ступенями.

Из методов косвенного абсолютного учёта обилия (когда учитывается не само обилие вида, а какая-то его особенность, выражаемая количественно) для травянистых растений очень широко употребляется определение проективного покрытия отдельных видов. Для более точного определения применяется масштабная вилочка. Однако этот метод требует выработки определённого навыка, чтобы получать достаточно точные результаты.

Несмотря на справедливые критические замечания в отношении шкалы Друде (ее субъективности и приблизительности количественной оценки), быстрота и очень небольшая трудоёмкость при её использовании делают эту шкалу удобной при проведении маршрутных исследований. Кроме того, замена обилия (пусть глазомерно определённого) только проективным покрытием для каждого вида не всегда оправдана, так как проективное покрытие менее постоянная величина, чем обилие.

При характеристике древесных ярусов (древостоев) следует иметь представление о содержании следующих пунктов бланка описания (см. также методическое пособие данной серии "Простейшая методика геоботанического описания леса").

Сомкнутость крон

Сомкнутость - площадь, занятая проекциями крон деревьев без учёта просветов внутри крон. Степень сомкнутости крон определяют глазомерно в десятых долях от единицы или в процентах. Так, степень сомкнутости крон, равная 0,6, означает, что на долю проекции крон приходится 0,6, а на долю просветов 0,4 всей площади.

Высота деревьев

Измеряется с помощью эклиметра, высотомера или глазомерно.

Диаметр стволов

Измерение производится с помощью мерной вилки на высоте 1,3 м от основания ствола. При отсутствии мерной вилки диаметр ствола определяют по данным длины окружности. С этой целью с помощью мягкой сантиметровой ленты измеряют окружность ствола и делят полученную величину на 3,1 (число Пи).

Возраст деревьев

Возраст определяют путём подсчёта годичных колец (слоев) древесины.

Для установления возраста стоящих на корню деревьев существует специальный бурав Пресслера. К сожалению, приобрести его очень сложно.

Возраст можно определить также по свежим пням или срубленным деревьям. Однако это не всегда удаётся использовать.

Вследствие этого определение возраста деревьев всегда сопряжено с большими трудностями. Можно использовать лесотаксационные данные для района исследования.

Бонитет

Бонитет (от лат. Bonitas - добротность) - показатель производительности данных условий местообитания. Чем лучше почвенно-климатические условия, тем больше древесины производит насаждение и тем выше его бонитет. Бонитет устанавливается, исходя из возраста и высоты деревьев, по таблицам или графикам.

Возобновление древостоя

Включает всходы и подрост. Всходами принято считать одно-двухлетние деревца. Лесоводы условно все деревца высотой до 10 см относят к всходам, а более высокие - к подросту, но не выше 1/4 или 1/2 высоты взрослых деревьев. Ни всходы, ни подрост нельзя считать самостоятельными ярусами, так как это молодое поколение деревьев; многие из них погибнут в борьбе за существование, а более сильные со временем достигнут высоты верхнего яруса насаждения, займут место старого древостоя.

Значение изучения всходов и подроста велико, поскольку позволяет судить о степени обеспеченности естественного возобновления, об устойчивости данного фитоценоза, возможности смены древесных пород и т.д.

При характеристике травяного покрова следует обратить внимание на следующие пункты бланка.

Общее проективное покрытие

Это площадь, занятая проекциями надземных частей растений, выраженная в п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.72.59 (0.015 с.)